Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ ГРАДА УФЫ ВИКАРИАТСТВО
49, С. 349-351 опубликовано: 25 июля 2022г.


НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ ГРАДА УФЫ ВИКАРИАТСТВО

[Слободы Нижегородка града Уфы, сокращенное (неточное) название - Нижегородское вик-ство г. Уфы] (далее - Н. с. в.) Уфимской епархии, существовало с перерывами в 1923-1937 гг. Получило название по слободе на юж. окраине Уфы, где находилась деревянная 3-престольная Крестовоздвиженская ц. с кафедрой викариев. Архиереи титуловались епископами Нижегородской слободы града Уфы, слободы Нижегородка града Уфы, или (сокращенно) Нижегородскими епископами г. Уфы.

С лета 1922 г. в Уфимской епархии при поддержке властей распространялось обновленчество. 19 окт. того же года был арестован Уфимский еп. Борис (Шипулин; впосл. архиепископ). Вступивший во временное управление епархией Златоустовский викарий еп. Николай (Ипатов) уклонился в раскол. В нояб. экстренное собрание правосл. духовенства и мирян избрало временно управляющим Уфимской епархией приехавшего в Уфу по приглашению Союза приходов города еп. Андрея (Ухтомского). В том же месяце для противостояния обновленчеству в соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона, Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 20 нояб. 1920 г. и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. еп. Андрей провозгласил Уфимскую епархию временно автокефальной (так в документах того времени нередко именовалось самоуправление).

Для сохранения правосл. иерархии и обеспечения канонической преемственности управления епархией еп. Андрей в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. «О викарных епископах» и с постановлением Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов принял решение учредить ряд вик-ств. В нояб. 1922 г. еп. Андрей вместе с возвратившимся в Церковь из раскола еп. Николаем (Ипатовым) хиротонисал Трофима (Якобчука) во епископа Бирского и Марка (Боголюбова) - во епископа Стерлитамакского. После ареста 9 дек. 1922 г. еп. Андрея епископы Трофим и Марк совершили хиротонии Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского (11 дек.) и Иоанна (Пояркова; впосл. архиепископ) во епископа Давлекановского (12 дек.).

Постановлением Совета Союза приходских советов от 27 дек. 1922 г. управление Уфимской епархией было временно, до возвращения в Уфу арестованных епископов Бориса (Шипулина) и Андрея (Ухтомского), поручено Собору 4 автокефальных викарных архиереев (Златоустовское викариатство под упр. еп. Николая (Ипатова) в кон. нояб. было преобразовано в самостоятельную (фактически полусамостоятельную) епархию). Однако в день принятия постановления о временном соборном управлении Уфимской епархией Староуфимский еп. Аввакум был арестован. В связи с этим для «охранения в неприкосновенности догматов и канонической дисциплины, равно и преемства благодатной хиротонии» по решению Собора архиереев автокефальной Уфимской епархии было учреждено Н. с. в. На новую кафедру епископы Трофим (Якобчук) и Иоанн (Поярков) 3 янв. 1923 г. рукоположили иером. Петра (Гасилова). Его хиротония ввиду угрозы ареста была совершена втайне от властей.

Деятельности еп. Нижегородской слободы Петра и Собора епископов препятствовали сотрудники ГПУ и обновленцы. В янв. 1923 г. был ликвидирован Совет Союза приходов, затем - канцелярия Собора архиереев. Тем не менее они продолжали противостоять расколу, в т. ч. за пределами Уфимской епархии: по просьбам правосл. приходов Н. Тагила и екатеринбургских единоверцев (см. ст. Единоверие) Собор епископов автокефальной Уфимской епархии дал согласие на рукоположение 2 викариев для Екатеринбургской епархии (см. ст. Екатеринбургская и Верхотурская епархия). 8 февр. 1923 г. епископы Петр (Гасилов) и Иоанн (Поярков) рукоположили иером. Льва (Черепанова) во епископа Нижнетагильского (см. ст. Нижнетагильское викариатство), а 9 февр. епископы Петр (Гасилов) и Лев (Черепанов) хиротонисали архим. Иринея (Шульмина; впосл. архиепископ) во епископа единоверческого Кушвинского (см. ст. Кушвинское викариатство). Поскольку еп. Ириней не имел возможности возвратиться в Н. Тагил из-за угрозы ареста, Собор епископов автокефальной Уфимской епархии назначил его на новоучрежденную Мензелинскую викарную кафедру (см. ст. Мензелинское викариатство). Благодаря деятельности еп. Нижегородской слободы Петра и др. викариев захваченные обновленцами храмы (таких в Уфе было большинство) пустовали, в то время как уфимские Никольская, Крестовоздвиженская и нек-рые др. церкви, где служили правосл. епископы, были переполнены молящимися.

Крестовоздвиженская церковь в Уфе. 1892–1893 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Крестовоздвиженская церковь в Уфе. 1892–1893 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Крестовоздвиженская церковь в Уфе. 1892–1893 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
В связи с прибытием в Уфу обновленческого Уфимского «епископа» Николая Орлова викарии Бирский Трофим, Давлекановский Иоанн, Стерлитамакский Марк и слободы Нижегородки Петр 27 марта 1923 г. обратились к верующим с посланием, в к-ром дали правосл. оценку обновленческому расколу, предупредили духовенство и мирян о незаконности общения с обновленческим Уфимским «епископом» и призвали всех верных чад Церкви к подвигу исповедничества. Благодаря этому появление в епархии раскольничьего «архиерея» привело не к объединению вокруг него верующих (на что рассчитывали обновленцы), а к консолидации православных. Это вызвало новую волну репрессий против управлявших Уфимской епархией правосл. викариев. В апр. 1923 г. еп. Петр (Гасилов) был арестован и выслан в г. Сатку Златоустовского кантона Челябинской губ. (ныне Саткинского р-на Челябинской обл.) По решению Собора епископов автокефальной Уфимской епархии он вступил в управление новооткрытым единоверческим Саткинским викариатством этой епархии. Приходы Н. с. в. перешли в ведение Давлекановского еп. Иоанна (Пояркова). В авг. 1923 г. патриарх назначил еп. Иоанна временно управляющим Уфимской епархией и одновременно признал законными все хиротонии, совершённые в период существования Уфимской автокефалии.

Несмотря на неоднократные ходатайства верующих об отмене высылки, ГПУ не допустило возвращения Саткинского еп. Петра в Башкирию, разрешив изменить лишь место проживания. 11 февр. 1924 г. свт. Тихон назначил его на Осинскую викарную кафедру Пермской епархии; в Уфу еп. Петр более не возвращался. До лета 1925 г. Н. с. в. не замещалось.

С нач. 1924 г. еп. Иоанн (Поярков) начал проводить политику, направленную на достижение компромисса с властями и обновленцами: он отмежевался от патриарха, ликвидировал приходские советы, осенью 1924 г. создал и легализовал Епархиальный совет с участием бывш. видных обновленцев без принесения ими публичного покаяния, издал «Декларацию» о полной лояльности к советской власти, решительной борьбе с «церковной контрреволюцией», законности репрессивных мер в отношении «контрреволюционно настроенного духовенства» и о готовности к объединению с обновленцами. Находившийся в ссылке еп. Андрей (Ухтомский), который сохранял статус управляющего епархией, расценил действия Давлекановского викария как полное подчинение политике богоборческой власти и как «полуобновленчество» (скрытое обновленчество). В результате в Уфимской епархии начались волнения верующих, приходы разделились на «иоанновское» и «андреевское» течения.

Для противодействия новым формам обновленчества по ходатайствам приходов, выступавших против политики еп. Иоанна, еп. Андрей совместно со ссыльным Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) совершил в г. Теджен (ныне в Туркменистане) 3 архиерейские хиротонии. В частности, 21 июня 1925 г. во епископа Нижегородской слободы был рукоположен архим. Питирим (Ладыгин; см. ст. Петр (Ладыгин), схиепископ). Совершение хиротоний еп. Андрей канонически обосновывал отсутствием законного правосл. церковного центра и документами высшей церковной власти, которые позволили в 1922 г. объявить автокефалию Уфимской епархии и совершить в ней ряд епископских хиротоний, впосл. признанных свт. Тихоном. Как и еп. Андрей, еп. Питирим в этот период не признавал прав Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) на управление Русской Церковью, поскольку последний являлся лишь 3-м кандидатом из названных в завещательном распоряжении патриарха архиереев, а указанные первыми Казанский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) и Ярославский митр. священноисп. Агафангел (Преображенский) не смогли вступить в управление Церковью из-за репрессий со стороны властей. Кроме того, еп. Питирим считал подложным предсмертное завещание патриарха свт. Тихона, подлинность которого удостоверили митрополиты Крутицкий сщмч. Петр и Уральский Тихон (Оболенский). Тем не менее имя еп. Нижегородской слободы Питирима значилось в офиц. списках иерархов Российской Церкви на 1926 г., подписанных митр. сщмч. Петром, к-рый стремился сглаживать внутрицерковные противоречия, возникавшие после кончины патриарха. В церквах Н. с. в. за богослужением перед именем еп. Андрея (как управляющего Уфимской епархией) поминалось имя митр. Агафангела.

Вступивший в управление Церковью после ареста 10 дек. 1925 г. патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра его заместитель митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) придерживался жесткой линии в отношении не признавших его прав на управление Церковью еп. Андрея (Ухтомского) и его ставленников. Эту линию при поддержке властей энергично проводил и еп. Иоанн (Поярков). Для борьбы с «андреевской» иерархией 16 марта 1926 г., незадолго до возвращения еп. Андрея из ссылки, еп. Иоанн созвал Уфимское епископское совещание при участии своих викариев, епископов Аскинского Серафима (Афанасьева) и Байкинского Вениамина (Фролова), а также Златоустовского еп. Николая (Ипатова). Совещание признало неканоничными все хиротонии, совершённые еп. Андреем после смерти свт. Тихона, постановило пресекать деятельность рукоположенных еп. Андреем лиц и запретило их в священнослужении. Однако еп. Питирим запрещения не признал. Он служил в кафедральной Крестовоздвиженской ц. в Уфе и (гл. обр.) в Петропавловской ц. с. Четверто-Петровского Иглинской вол. Уфимского кантона (ныне дер. Петровское Иглинского р-на, Башкортостан), но фактически до апр. 1926 г. окормлял все общины, отказавшиеся признавать Давлекановского еп. Иоанна. Епископ Нижегородской слободы участвовал в расследовании обвинений против еп. Андрея, которого подозревали в переходе в старообрядчество, в связи с чем в дек. 1926 - янв. 1927 г. он ездил в Ярославль к митр. священноисп. Агафангелу.

Несмотря на непризнание «андреевцами» канонических прав на управление Церковью митр. Сергия (Страгородского), организационное размежевание с ним произошло только после издания «Декларации» 1927 г. Еп. Иоанн (Поярков) одобрил «Декларацию» и меры, принимаемые митр. Сергием для легализации органов церковного управления. Однако еп. Питирим (Ладыгин) вместе с др. сторонниками еп. Андрея (Ухтомского) «Декларацию» не поддержал и рассматривал церковную политику митр. Сергия как предательство Церкви. В связи с этим перед «андреевским» течением встал вопрос о самоуправлении (автокефалии). 16-19 окт. 1927 г. в Уфе состоялся съезд приходов, по решению которого была образована автокефальная Уфимско-Уральская епархия «непоминающих» «андреевского» течения. Главой епархии был признан еп. Андрей (Ухтомский), к тому времени вновь находившийся в ссылке, а управляющим в статусе его 1-го заместителя избран Староуфимский еп. Аввакум (Боровков). С этого времени Н. с. в. стало одним из 4 вик-ств автокефальной Уфимской епархии. В ведение еп. Питирима помимо кафедральной Крестовоздвиженской ц. входили нек-рые сельские приходы Иглинской и соседних с ней волостей Уфимского кантона. Как и ранее, за богослужениями в этих общинах «до будущего Поместного Собора» поминалось имя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского).

После ареста в дек. 1927 г. еп. Аввакума еп. Андрей принял меры по укреплению иерархии. 20 янв. 1928 г. еп. Питирим был пострижен в великую схиму с именем Петр. В тот же день он вместе с Саткинским еп. Руфином (Бреховым) по благословению еп. Андрея хиротонисал на кафедру Нижегородской слободы проживавшего в Уфе ссыльного архим. Иова (Афанасьева; в лит-ре встречаются неверные варианты фамилии: Веселов, Гречишкин). 21 янв. (по др. версии, в ближайшие дни) в Петропавловской ц. с. Четверто-Петровского схиеп. Петр и еп. Иов рукоположили во епископа Бирского архим. Вениамина (Троицкого), к-рый стал руководить автокефальной епархией в статусе 2-го заместителя еп. Андрея.

Новый еп. Нижегородской слободы Иов (Афанасьев) служил в кафедральной Крестовоздвиженской ц., в его ведении находились также неск. приходов Иглинской и неск. соседних волостей Уфимского кантона. Он являлся сторонником катакомбного (см. ст. Катакомбное движение) служения, т. е. создания законспирированных общин и совершения тайных богослужений. В июне 1928 г. по неизвестным причинам еп. Иов был запрещен в священнослужении еп. Вениамином (Троицким), отстранен от управления Н. с. в. и покинул Башкирию. Однако через неск. месяцев еп. Иов вернулся в Уфу и вновь начал служить в Крестовоздвиженской ц., община которой приняла прежнего архипастыря и вышла из юрисдикции еп. Андрея. При этом Иов стал именоваться «епископом Уфимским». Он по-прежнему не поминал митр. Сергия, но установить его принадлежность к к.-л. из известных течений «непоминающих» затруднительно. Еп. Иов служил в Уфе до ареста 10 сент. 1930 г.

В 1930-1932 гг. все архиереи автокефальной Уфимской епархии были репрессированы. Вернувшийся в 1932 г. из ссылки еп. Руфин (Брехов) принял на себя управление «андреевскими» приходами с титулом «Уфимский и Уральский» (с 1934 «Уфимский и Челябинский»). В укреплении положения епархии важную роль сыграло освобождение в февр. 1933 г. из лагеря с последующей ссылкой в г. Мелекесс Средневолжского края (ныне Димитровград Ульяновской обл.) еп. Вениамина (Троицкого). Весной 1933 г. он нелегально приезжал на неск. дней в Уфу, где вместе с еп. Руфином рукоположил во епископа Нижегородской слободы иером. Варфоломея (Аттикова). Эту последнюю в истории автокефальной Уфимской епархии и Н. с. в. хиротонию приветствовал еп. Андрей (Ухтомский). 30 апр. 1933 г. он вместе с др. отбывавшими наказание архиереями писал: «Ознакомившись с обстоятельствами церковной жизни в Баш. Республике и признав посвящение хор-епископа Варфоломея - деятеля еп. Руфина - канонически оправдываемым и для Церкви полезным, признаем его, Варфоломея, своим собратом и канонически полноправным епископом св. Апостольской Церкви. Епископ Андрей [Ухтомский], Епископ Никита [Делекторский], Епископ Лазарь [Любимов]» (Зеленогорский. 2011. С. 373). На приходах автокефальной Уфимской епархии, включая Н. с. в., в 30-х гг. XX в. поминали Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского).

30 сент. 1937 г. арестованы епископы Руфин (Брехов) и Варфоломей (Аттиков). Они дали признательные показания о существовании «контрреволюционной повстанческой организации духовенства и церковников в Челябинской области и Башкирской республике», якобы занимавшейся шпионской деятельностью в пользу Японии. По тому же групповому делу были арестованы настоятель находившегося в юрисдикции автокефальной Уфимской епархии челябинского храма свящ. Василий Хлопотов, протодиакон того же храма Никита Мезенцев и секретарь автокефальной Уфимской епархии А. Сальников. Постановлением тройки УНКВД по Челябинской обл. от 4 нояб. 1937 г. все обвиняемые были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны в Челябинске 16 нояб. Н. с. в. более не возобновлялось. Крестовоздвиженская ц. была закрыта, но в годы Великой Отечественной войны возвращена верующим, действует до наст. времени.

Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 209. Л. 3-8 об.; Д. 218. Л. 132-133; Д. 262. Л. 1; ЦГИА РБ. Ф. Р-168. Оп. 1. Д. 190. Л. 65, 68-69; Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д. ВФ-20193. Л. 55-55 об., 59 об.- 63, 79-80 об.; Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д. П-25163.
Лит.: Из жизни Церкви в сер. 30-х гг.: Письмо схиеп. Петра // Вестн. РХД. 1987. № 150. С. 249-250; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 395; Т. 5. С. 373, 438-442; Васильева О. В., Латыпова В. В. и др. Дорога к храму: История религиозных учреждений г. Уфы. Уфа, 1993. С. 31-32; Церковь Катакомбная на земле Российской // Правосл. жизнь. Джорд., 2002. № 10-12; Зимина Н. П. Викарии Уфимской епархии 1920-х гг.: Сщмч. еп. Вениамин (Троицкий; 1901-1937) // ЕжБК. 2004. С. 323-349; она же. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2007. Вып. 3(24). С. 79-117; она же. Нижнетагильская автокефалия: (Канонические основания, тактика, ист. значение) // Государство, общество, Церковь в истории России XX в.: Мат-лы XII Междунар. науч. конф. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 164-171; она же. Уфимская автокефальная епархия «непоминающих» андреевского течения: История, иерархия, ликвидация (1927-1938) // ЕжБК. 2013. С. 196-208; Зеленогорский М. Жизнь и труды архиеп. Андрея (кн. Ухтомского). М., 20112. С. 33, 130-132, 152-157, 182-187, 251, 319, 368-369, 373, 377, 381, 395; Схиеп. Петр (Ладыгин): Непоколебимый столп Церкви Катакомбной (1866-1957 гг.) / Публ., подгот. текста, вступ. ст., сост., коммент.: В. В. Шумило, С. В. Шумило. Глазов, 20132; Губонин. История иерархии. 20182 (в печ.).
Н. П. Зимина