(† ок. 1632), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий пустынножитель. Сведения о нем содержатся в повести «О иных святых отшельниках», сохранившейся в составе т. н. Соловецкого патерика нач. XVIII в. (РНБ. Соф. № 452). Согласно тексту повести, Н. жил на Соловецком о-ве во времена игум. Рафаила (1632-1636) или, может быть, «чуть раньше». Его отшельническая келья находилась в сев. части о-ва, близ Дамиановой пуст., где до ухода на Юрьеву гору (в 1619) подвизался инок Дамиан. Неподалеку от него жил др. отшельник - мирянин Савва, бывший соловецкий трудник. Как сказано в повести, его келейка была вырыта «в горе». Предположительное место поселения обоих пустынников было обнаружено исследователями Морской Арктической комплексной экспедиции в 2001 г. Они нашли на склоне холма у зап. берега Б. Пустынного оз. следы 2 келий-землянок, к-рые посчитали поселениями Н. и Саввы (см.: Соловецкие острова: Духовное, культурное и природное наследие. С. 103, 260).
Почитанию Н. способствовало создание в 20-х гг. XIX в. цикла «Повестей о пустынножителях Соловецкого острова», получившего широкое распространение в монастырской среде. В состав его вошла «Повесть об отшельниках Несторе, Андреане и мирянине Савве» (представляет собой новую редакцию повести «О иных святых отшельниках» нач. XVIII в.). Во многом благодаря этому имя Н. было включено в «Верное и краткое исчисление… преподобных отец соловецких»: «№ 32. Нестор чудный и отшельник».
Дальнейшему распространению почитания Н. послужило издание «Соловецкого патерика» (1873); в его состав вошла гл. «Пустынники Андрей, Дамиан, Адриан, Савва, Нестор». Наконец, иером. Никодим (Кононов) поместил изложение «Повести о соловецких пустынножителях Несторе, Андреане и мирянине Савве» в составленный им «Архангельский патерик» (1901). Местное прославление Н. состоялось в 1993 г. в связи с установлением по благословению патриарха Алексия II дня празднования Собору Соловецких святых.