Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«НЕДРЕМАННОЕ ОКО»
48, С. 506-508 опубликовано: 23 июня 2022г.


«НЕДРЕМАННОЕ ОКО»

«Недреманное око». Миниатюра из Четвероевангелия. XIV в. (Ath. Stauronik. 45. Fol. 12)
«Недреманное око». Миниатюра из Четвероевангелия. XIV в. (Ath. Stauronik. 45. Fol. 12)

«Недреманное око». Миниатюра из Четвероевангелия. XIV в. (Ath. Stauronik. 45. Fol. 12)
[Греч. ὁ ᾿Αναπεσών], символическая композиция, представляющая Христа Отрока, почивающего на ложе с открытыми глазами. В основу иконографии положены библейские тексты, указывающие на Всеведение, Силу и Мудрость Господа, отправной точкой в ее формировании послужили слова Пс 120. 2-4: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: Се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля». Композиция «Н. О.» получила распространение в миниатюрах греч. рукописей, памятниках визант. и древнерус. монументальной живописи, на иконах и в предметах прикладного искусства. По мнению Д. Палласа, возникновение иконографии «Н. О.» относится к позднемакедонской эпохе (X-XI вв.). Уже наиболее ранние примеры изображений помимо своего буквального смысла, определяемого библейским текстом, обнаруживают органическую связь со Страстями Господними (Pallas. 1965. S. 191).

Сцена известна в неск. вариантах, наиболее ранний из к-рых представлен на миниатюре в Четвероевангелии XIV в. из мон-ря Ставроникита на Афоне (Ath. Stauronik. 45. Fol. 12; Οἱ Θησαυροὶ τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους. ᾿Αθῆναι, 1991. τ. 4. σ. 338. Είκ. 357). Христос изображен в облике Отрока, полулежащим на поляне среди цветущих растений. Он облачен в белый хитон с красными перевязями на плечах, ноги обнажены до колен, правая рука подпирает щеку. Справа от Христа представлена сидящая Богоматерь, поддерживающая Сына и прикасающаяся к белой ленте, стягивающей Его хитон на талии. На золотом фоне миниатюры выполнена надпись: «ὁ ᾿Αναπεσῶν κεκίονησε ὡς λέον ωσὴ σκύμνος τίς αιγηροὶ βασιλεύ» (ср.: «Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси: возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его» - Быт 49. 9).

Характер облачений Христа и поза Богоматери акцентируют жертвенный аспект композиции, к-рая может толковаться как намек на грядущие страдания Спасителя. В то же время она обнаруживает определенную общность со сценой «Оплакивание Христа» в иконографическом варианте, получившем распространение в визант. монументальной живописи 2-й пол.- кон. XII в.

«Недреманное око». Роспись кафоликона мон-ря Протат на Афоне. Ок. 1290 г.
«Недреманное око». Роспись кафоликона мон-ря Протат на Афоне. Ок. 1290 г.

«Недреманное око». Роспись кафоликона мон-ря Протат на Афоне. Ок. 1290 г.
Дальнейшая эволюция композиции, а также ее местоположение в храмовых росписях показывают, что данный содержательный аспект был определяющим для иконографии «Н. О.» и впоследствии. Сцена встречается в алтарных декорациях византийских храмов, где в пандан к ней нередко представлен образ Христа во гробе. В росписи ц. апостолов Петра и Павла в Беренде, Болгария (1-я пол. XIV в.), композиция размещена над входом в жертвенник (Бакалова Е. Стенописите на църквата при село Беренде. София, 1976. С. 29, 31. Ил. 4, 19); в ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция) она занимает конху диаконника и составляет пару композиции «Христос во гробе» (в конхе жертвенника) (Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mistra. P., 1970. P. 54. Pl. 29. Fig. 61). Христос «Н. О.» и Христос во гробе составляют пару и в росписи ц. св. Онуфрия в посаде сел. Посада-Рыботыцка близ Пшемысля (Перемышля), Польша (Ружицка-Брызек. 1994. С. 112-114).

Локализация образа «Н. О.» в алтарной части и ее жертвенная символика находятся в тесной связи с богослужебным последованием. Чтение 120-го псалма включено в службу вседневной полунощницы, а парафраз библейского текста (Быт 49. 9) входит в утреннее богослужение Великой субботы: «Якоже лев Спасе уснув плотию, яко некий скимен мертв востаеши, отложив старость плотскую».

«Недреманное око». Роспись зап. стены кафоликона Преображенского мон-ря в Метеорах, Греция. 1552 г.
«Недреманное око». Роспись зап. стены кафоликона Преображенского мон-ря в Метеорах, Греция. 1552 г.

«Недреманное око». Роспись зап. стены кафоликона Преображенского мон-ря в Метеорах, Греция. 1552 г.
Вместе с тем наиболее распространенным вариантом локализации сюжета в храмовых росписях является размещение его на зап. стене, непосредственно над входом в церковь. Это местоположение, традиционное для храмов Св. Горы Афон, закреплено в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Изобрази над дверью Христа в образе трехлетнего Младенца, спящего на ложе и опирающегося главою на руку; пред Ним с умилением предстоит Св. Дева; вокруг Него сонм ангелов с опахалами» (Кондаков. 1905. С. 66). В западной части храма образ «Н. О.» мог соседствовать с композицией «Успение Богородицы» - финальной сценой праздничного цикла, завершающей евангельское повествование. Это сопоставление указывало на явный сюжетный параллелизм, характерный для средневек. росписей. В то же время сопоставление образа «Н. О.» с др. изображениями, традиционными для росписи зап. стены, в частности с образами архангелов у церковного входа, свидетельствовало о том, что данный сюжет, не утрачивая полностью жертвенного подтекста, приобретал в данной части храма ярко выраженную охранительную функцию. Вариант размещения композиции «Н. О.» на западной стене представлен в многочисленных афонских стенописях (росписи собора в Протате (ок. 1290), в параклисе св. Иоанна Богослова в ватопедской келье св. Прокопия (1537), в храмах мон-рей Ксенофонт (1544), Дохиар (1568), Филофей (1752) и др.). Фрагмент аналогичной композиции из кафоликона мон-ря Пантократор (60-70-е XIV в.) хранится в собрании ГИМ (Византия. Балканы. Русь: Иконы кон. XIII - 1-й пол. XV в.: Кат. выст. М., 1991. С. 263-264. Прил. А).

Постепенное усложнение иконографии композиции «Н. О.» происходило за счет дополнения ее новыми деталями. Одним из первых привнесений стало ложе, на к-ром возлежит Христос. Наряду с образами Христа и Богоматери в композицию были введены 1 или 2 ангела, несущие орудия Страстей Господних (крест, копие, трость с губой). Иной характер приобрел пейзаж, превратившийся на рус. почве в пышный цветущий сад - символ рая. Появление в стенописях XIV в. красного ложа в виде кокона (ц. св. Никиты в Чучере, Македония, 1320) еще более усилило жертвенную семантику образа. Эта иконографическая деталь была воспринята в рус. иконописи и монументальной живописи XVI-XVII вв. Наиболее ранние примеры подобных изображений представлены иконами нач. XVI в. из мон-ря Хиландар на Афоне (Haustein-Bartsch. 1999. S. 319. Taf. 27), сер. XVI в. из ризницы Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (ГММК) и 2-й пол. XVI в. неизвестного происхождения из ГТГ (София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 70-71. Кат. 12; С. 332-333. Кат. 122), а также росписью надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника в Кирилловом Белозерском мон-ре (1585). В XVII в. та же деталь была повторена в стенописи ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве (1654) (Haustein-Bartsch. 1999. S. 315. Taf. 23; S. 316. Taf. 24).

Ярко выраженное литургическое звучание образ «Н. О.» с огненно-красным ложем приобрел в композиции сени от царских врат (1-я пол. XVII в., Галерея икон, Амстердам), где изображение отделяет друг от друга 2 сцены, связанные с темой воскресения: «Воскрешение Лазаря» и «Уверение апостола Фомы» (Haustein-Bartsch. 1999. S. 314. Taf. 22). Форма килевидного завершения, обрамляющего композицию и вторящего завершению царских врат, мотив райского сада, на фоне к-рого Христу предстоят архангел и Богоматерь, не только находят соответствие в сцене «Благовещения» в навершии врат, но и соотносятся с самим наименованием этой неотъемлемой литургической принадлежности церкви - «Райские врата».

Сохранившиеся примеры изображений «Н. О.» показывают, что эволюция их иконографии проходила в направлении все большей конкретизации содержательного контекста сцены. Так, уже в кон. XIV в. в миниатюру Сербской Псалтири было введено изображение льва. Этот мотив был особо популярен в XVIII в., о чем свидетельствуют композиция мастера Николы Зографа из храма в мон-ре Говора в Валахии (ок. 1711) и роспись храма мон-ря Филофей на Афоне (1752), в к-рые наряду с Богоматерью и ангелами, поклоняющимися Младенцу, введено изображение льва, сопровождаемое греч. надписью: «Возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его?» (Быт 49. 9).

Христологическая символика льва, восходящая к писаниям Оригена, была последовательно развита в «Физиологе» Епифания Кипрского. Ее основу составили 2 представления: лев, спящий с открытыми глазами, напоминает Христа, Который во время сна, естественного для человека, одновременно бодрствует как Бог; львица приносит мертвое потомство, оживляемое на 3-й день дыханием льва, что указывает на волю Бога Отца, воскресившего Сына на 3-й день. «Первая параллель ассоциировалась с идеей воплощения посланного на землю Бога-человека, вторая с его жертвой, воскресением и тем самым искуплением» (Ружицка-Брызек. 1994. С. 114).

В рус. книжности сохранились указания на использование подробных сопроводительных надписей при изображении «Н. О.». В ст. «Подпись образу Недреманнаго Ока», опубликованной по тексту рукописного сборника Н. П. Кондаковым (Кондаков. 1905. С. 67-68), было рекомендовано снабжать икону следующими надписями: на верхнем поле - «Безначальнаго Тя Отца, и Тебе, Христе Боже, и Пресвятый Твой Дух, Херувимски дерзающе глаголем: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»; у Спаса на одре - «Господь Сый Вседержитель и Бог, Провидящее Око и Недремаемо, посреде земли на Крест вознесеся»; ниже одра - «Из Девы безмужныя пройде, Христе, приим от Нея плоть мысленну и одушевленну, истлевшее человеческое существо обнови». Т. о., в надписях на иконах предписывалось акцентировать темы Боговоплощения, Жертвы и Воскресения.

В XVI-XVII вв. получили распространение толкования символики образа «Н. О.», впоследствии воспринятые старообрядцами: «Лев спит единым оком, а другим зрит; тако и Христос поспа во гробе плотию и вся виде Божеством. А то ангел Господен преобразует смерть Господню и держит крест и трость и губу» (Уваров. 1867. С. 132).

Лит.: Уваров А. С. Недремаемое Око Спасово: Отрывок из рус. символики // Древности: Тр. МАО. М., 1867. Т. 1. Вып. 2. С. 125-134; То же // Он же. Сб. мелких трудов. М., 1910. С. 134-140; Редин Е. К. Икона «Недреманное Око». Х., 1901-1908. 3 вып.; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С. 63, 65-68, 71; Pallas D. Die Passion und Bestattung Christi im Byzanz: Der Ritus - das Bild. Münch., 1965. S. 181-196; Ружицка-Брызек А. Новооткрытые росписи церкви в посаде Рыботыцком и их иконогр. программа // ПКНО, 1993. М., 1994. С. 108-120; Todić B. Anapeson: Iconographie et signification du thème // Byz. 1994. Vol. 64. P. 134-165; Haustein-Bartsch E. «Siehe, der Hüter Israels schläft noch schlummert nicht»: Zur Ikonographie des «Nichtschlafenden Auges» in der Kunst des christlichen Ostens // Felmi K., Haustein-Bartsch E. «Die Weisheit baute ihr Haus». Münch., 1999. S. 213-250; Родникова И. С. Икона «Спас Недреманное Око» из Псковского музея: К истории иконогр. извода. Псков, 2003.
Н. В. Пивоварова
Ключевые слова:
Иисус Христос, иконография «Недреманное Око», символическая композиция, представляющая Христа Отрока, почивающего на ложе с открытыми глазами
См.также:
АВГАРЯ ПЛАТ - см. Спас Нерукотворный
АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека
АЛЬФА И ОМЕГА первая и последняя буквы греч. алфавита, символика
АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии