Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ
Т. 48, С. 456-459 опубликовано: 20 июня 2022г.


НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ

[Македон. Манастир Свети Наум], мужской, во имя равноап. Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви. Находится на юж. берегу Охридского оз., близ источников р. Чёрный Дрим (Дрин), в 30 км от г. Охрида (Республика Македония), рядом с границей с Албанией.

История

Кафоликон мон-ря Наума Охридского. XVI–XVII вв.
Кафоликон мон-ря Наума Охридского. XVI–XVII вв.

Кафоликон мон-ря Наума Охридского. XVI–XVII вв.
Древнее краткое Житие равноап. Наума Охридского сообщает, что он «создал монастырь у истока Белого озера, церковь святых Архангелов, и был учителем 7 лет, а когда освободился от учительства и ушел в монастырь, пожил 10 лет» (Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С. 286). Поэтому, отсчитывая от 910-го - года смерти Наума, основание обители на Охридском оз. датируют 900 г., иногда 90-ми гг. IX в. Второе слав. Житие св. Наума дополняет, что храм был поставлен «богатством и повелением благочестивого царя болгарского Михаила Бориса и сына его Симеона царя, тогда в текущем году 6413» (т. е. 905; см.: Там же. С. 289). Возможное участие в основании обители болг. царя Бориса (в крещении Михаил) позволяет предположить, что храм был посвящен его св. покровителю. Св. Наум скончался в обители и был похоронен в храме, в правой, юж. его части (притворе).

Хотя св. Наум являлся одним из наиболее известных святых в Македонии (см. Македония, историческая область), а основанный им мон-рь стал центром его почитания, источники молчат о жизни обители до XVII в. Неизвестно, когда и по каким причинам древний храм обители был разрушен или разобран, а на его месте, согласно археологическим исследованиям, не позже XVII в. возведен новый. Впервые после перерыва, уже с посвящением основателю, обитель упоминается в 1634 г., когда вместе с архиеп. Охридским Авраамием в Москву прибыл с просьбой о милостыне ее насельник архим. Анфим (Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 159).

Основным источником сведений о жизни Н. О. м. в XVII - 1-й пол. XIX в. является летопись, составленная в 1855 г. по заказу настоятеля мон-ря на греч. языке уроженцем Охрида Димитрием Петру-Масиным (в 1877-1887 он же был секретарем обители) и основанная на сведениях из найденных в б-ке мон-ря письменных источников и народных преданий (Кодика от манастира Св. Наум од Димитриjа од 1855 г. // Наум Охридски. 1985. С. 25-54). В ней сообщается, что в 1662 г. настоятелем Н. О. м. назначен архим. Гавриил (иногда в лит-ре упом. как Григорий) из монастыря ап. Иоанна Предтечи в г. Мосхополь (ныне г. Воскопоя, Албания). В обители он нашел лишь кухню и печи и поэтому провел ремонт нартекса, капеллы, келий и амбаров, расположенных у озера, в 1662 г. построил здание больницы. По преданию, эта больница действовала на протяжении нескольких веков. Считается, что св. Наум часто помогает душевнобольным и слабоумным: у болгар сохранилась поговорка «Или ум, или святой Наум». Помолиться перед мощами святого приходили не только православные, но и местные мусульмане, турки и албанцы, к-рые назвали обитель «Сары Салтыкбаба» (святилище светлобородого отца).

В нач. XVIII в. мон-рь владел большими виноградниками, лугами и неск. мельницами и имел ок. 1000 кошельков (кесий) дохода ежегодно. Наибольшие доходы он получал в дни празднований памяти святого, 20 июня и 23 дек., когда рядом с ним проходили многодневные ярмарки (панаиры). Однако во 2-й пол. XVIII в., после османского разорения Мосхополя и его окрестностей (1769), Н. О. м. лишился финансовой поддержки их жителей. В тот период важную роль стали играть денежные вклады валашских воевод: напр., с 1781 г. Александр Ипсиланти выделял по 70 талеров ежегодно, в 1782 г. денежный вклад сделал Никола Караджа, в 1784 и 1792 гг.- Михай Водэ Суцул, в 1792 г.- Константин Мируза, в 1805 г.- Константин Ипсиланти, в 1819 г.- Александр Николай Суцул. В 1845 г. обители принадлежали расположенные рядом села Любаништа, Стене (близ оз. Преспа) и, возможно, Пояни (ныне в Албании), а также ок. 8 тыс. овец. В 1881 г. вместо с. Паджани, приносившего доход 25 тыс. грошей, мон-рь получил с. Трпейца. В 1890 г. Н. О. м. принадлежали 3 села, луга и лесные угодья, неск. домов в окрестных селах и городах.

В XIX в. монастырский комплекс несколько раз перестраивался, в т. ч. после пожаров (1802, 1845, 1870). В 1799-1800 гг. храм частично перестроен, а в 1801-1806 гг.- расписан. В 1846 г. игум. Серафим, желая поставить вместо монастырской церкви большой храм, получил султанский фирман с разрешением на строительство и успел собрать необходимый материал. Но впосл. передумал, а собранный материал использовали для возведения храма в Охриде. Его преемник - тезка Серафим, пришедший с Синая, построил игуменские покои, трапезную, кафеану (небольшой трактир) и архондарик для приема гостей. Существовала традиция, когда жители разных населенных пунктов строили в мон-ре галереи и покои для размещения во время праздников: так появились галереи (чардаци) и конаки жителей городов Корчи (1810), Охрида (1813 и 1819) Мосхополя (1815), Ресена и Янковаца, Струги и Белицы (1835), Крушева (1856-1857). В 1818 г. построено здание кухни и выкопан колодец, в 1828 г. сооружен каменный мост через р. Чёрный Дрим, в 1881 г. построено здание уч-ща.

Об этническом составе и о численности братии мон-ря сведений не сохранилось: вероятно, настоятелями чаще становились греки, а большинство монахов составляли славяне. По указу настоятеля-грека Дионисия (Анадолаца; † 1835) были сожжены все слав. рукописные книги из монастырской б-ки (Куев К. Съдбата на сторобългарските ръкописи през вековете. София, 1979. С. 142), несмотря на то что при обители действовало уч-ще: в сер. XIX в. в нем учились по 20-30 чел. В нач. XVIII в. в Н. О. м. проживали ок. 60 монахов, а в XIX в.- обычно лишь насельник, службы в храме иногда совершали священники из окрестных сел. С 1869 г., после перехода обители под управление Охридской болгарской общины, настоятели и члены совета по управлению мон-рем назначались руководством общины и часто были из числа мирян (Спространов Е. По възражданьето в град Охрид // СбНУНК. 1896. Кн. 3. С. 673-674); в 1870-1871 гг. одним из членов совета был известный македон. писатель Г. Пырличев. От периода болг. церковной общины сохранилась поздняя из 6 известных монастырских печатей (самая древняя датируется периодом со 2-й пол. XVI в. до 1767, также известны 2 печати 1774 г. и 2 - 1-й пол. XIX в., см.: Гошев И. Старите печати на манастира «Св. Наум» в Македония // Сб. в памет на П. Ников. София, 1940. С. 91-108). В 1873 г. обитель вернулась под управление греч. церковной общины в Охриде.

План первой ц. Наума Охридского. Чертеж М. Илоска
План первой ц. Наума Охридского. Чертеж М. Илоска

План первой ц. Наума Охридского. Чертеж М. Илоска

Во время 1-й и 2-й Балканских и первой мировой войн Н. О. м. был стратегической целью разных гос-в и неск. раз оказывался на линии фронта. С авг. 1913 до нояб. 1915 г. участок, на к-ром он расположен, находился под управлением Сербского королевства. После краткого завоевания болгарами мон-рь отошел Албании, что было подтверждено на Конференции послов в Лондоне в дек. 1922 г. Но Королевство сербов, хорватов и словенцев добилось пересмотра границ и обмена этого участка на с. Пископоя (ныне Пешкопия, Албания) согласно решению Конференции послов от 6 авг. 1925 г. (Милошевић М. Успостављање међудржавне границе између Краљевине Срба, Хрвата и Словенаца и Албаниjе после Првог светског рата, 1919-1926 // Становништво словенског пориjекла у Албаниjи: Зб. радова са међународног научног скупа одржаног на Цетињу 21, 22. и 23. jуна 1990. г. Титоград, 1990. С. 817-857; Pearson O. Albania in the 12th Cent.: A History. L., 2004. Vol. 1: Albania and King Zog. Independence, Republic and Monarchy, 1908-1939. P. 248). Сразу после передачи Сербскому королевству в память 1010-летия со дня гибели блгв. кн. Иоанна Владимира в мон-ре прямо над озером была возведена величественная колокольня, соединившая в своей архитектуре средневековые и фольклорные элементы (архит. М. Корунович), с ц. во имя этого святого. В 20-30-х гг. XX в. в обитель часто приезжал архиеп. Охридский Николай (Велимирович), который составил «Патерик монастыря св. Наума» (Николаj (Велимировић), еп. Патерик манастира Св. Наума. Скопjе, 1925). В это время в обители продолжала действовать больница. До начала второй мировой войны в мон-ре каждый день выпекали хлеб. Согласно преданиям, возле монастырских ворот сидел работник, раздававший всем проходящим хлеб. Считалось, что этот хлеб следовало раздать по кусочку всем встретившимся на пути и своим домашним. Также, согласно преданиям, в случае нападения разбойников в Албании было достаточно показать кусок хлеба с монастырским знаком, чтобы получить свободу. Когда игумен направлял монахов для сбора милостыни, то снабжал их хлебами для раздачи бедным.

В 1941 г. настоятель Н. О. м., приехавший из России после революции игум. Вениамин, был найден убитым в 2-3 км от обители (Славчева С. Териториалният спор между България и Италия във Вардарска Македония през втората световна война // ГСУ, ИФ. 2006. Т. 98/99. С. 129-133). После окончания войны и прихода в Югославию коммунистов монашеская жизнь в обители прекратилась. После проведения аграрной реформы (1946) у мон-ря осталось только ок. 4 га земли (в 1937 - 3 тыс. га). В дни памяти св. Наума к его мощам продолжали приходить паломники. 14 июня 1945 г. МВД Республики Македонии разрешило «открыть границы для всех желающих прийти в монастырь на праздник». В 1945-1947 гг. в дни памяти св. Наума обитель посещало максимальное число паломников, но в последующие годы посещение обители было затруднено из-за объявления этой зоны пограничной. В 1947 г. конфисковали имущество обители. В монастырских конаках разместилась гостиница. В 1950 г. монастырский комплекс был взят под охрану гос-ва как культурно-исторический памятник и передан в управление Орг-ции по защите памятников культуры. В 1954-1955 гг. была разобрана колокольня с ц. Иоанна Владимира по офиц. причине в связи с несоответствием ее архитектуры стилистике ансамбля, но наиболее вероятно - с целью уничтожить памятник, построенный королем Югославии.

В 1985 г. власти разрешили представителям Македонской Православной Церкви совершать богослужения в монастырском храме в дни памяти св. Наума, доходы от продажи свечей делились между Церковью и Орг-цией по защите памятников культуры. 20 марта 1991 г. комплекс Н. О. м. передан Македонской Православной Церкви, вскоре в нем поселился иером. Нектарий (Найдоски; ныне архимандрит). В 2003-2005 гг. проведена полная реставрация комплекса. В обители проводятся научные конференции.

Архитектура и живопись

До 2-й пол. ХХ в. считалось, что расположенная в центре Н. О. м. церковь относится к IX в. Но во время археологических исследований 1950-1955 и 1955-1956 гг. Д. Коцо доказал, что она была возведена в XVI-XVII вв. на частично сохранившемся фундаменте древней церкви (Коцо. 1958). Согласно составленной реконструкции, древняя церковь имела 3 полукруглые конхи, с внешней стороны центральная была 3-гранной, а боковые - прямоугольными. С внешней стороны вост. стены шла аркада, как у ц. вмч. Пантелеимона на Плаошнике (см. в ст. Охрид). С зап. стороны к наосу примыкал прямоугольный нартекс, соединенный узким проходом с юж. конхой. В юго-вост. части нартекса находилась часовня с гробницей св. Наума в аркосолии (в ней также были обнаружены захоронения 2 взрослых и ребенка).

Успение равноап. Наума Охридского. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г.
Успение равноап. Наума Охридского. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г.

Успение равноап. Наума Охридского. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г.
Новый храм был возведен на фундаменте и уровне пола древней церкви, но получил иную планировку. На 1-м этапе был возведен 3-нефный, базиликального типа храм, центральный неф к-рого, подобно ц. вмч. Пантелеимона в Охриде, по всей длине покрывал свод. Над гробницей св. Наума построена новая: сначала она имела вид открытой галереи, позволяющей людям свободно подойти к надгробной плите (Грозданов Ц. Живописот на гробниот параклис на Св. Наум Охридски // Наум Охридски. 1985. С. 85-89), но в 1799-1800 гг. арки были заложены и она превратилась в небольшую часовню с входом из нартекса храма. На 2-м этапе, в 1711 г., на месте свода были поставлены купола над наосом, нартексом и часовней-гробницей, для их поддержки внутри установлены соединенные арками квадратные мраморные столбы (возможно, происходящие из древней церкви, т. к. на них были обнаружены вырезанные кириллические и глаголические надписи, см.: Мареш Ф. В. Стари словенски натписи (графити) во црквата на манастирот Св. Наум на Охридското Езеро // Он же. Компаративна фонологиjа и морфологиjа на македонскиот jазик. Скопjе, 2008. С. 233-238; Михеев С. М. Два кратких глаголических граффити в монастыре св. Наума под Охридом и в Св. Софии в Стамбуле // Slovĕne. Moscow, 2013. Vol. 5. N 2. P. 136-178). С зап. стороны к нартексу примыкала деревянная крытая галерея, вероятно построенная в 1877 г., на ее месте в 1925 г. возвели каменную галерею с мозаичным полом.

Настенная живопись в храме была раскрыта в 1962 г. Древнейшими считаются фрагменты 3 поясных фигур пророков располагавшейся над зап. фасадом наоса композиции «Предсказания пророков» из цикла «Гимн Богородице» (в наст. время находятся в помещении бывш. монастырской больницы). Эти фрагменты датируются сер.- 3-й четв. XVI в. и приписываются кругу мастеров школы Онуфрия и Николая из Охрида (Грозданов. 2015. С. 90).

Греческая надпись на юж. стене часовни-гробницы сообщает, что ее роспись 13 июня 1800 г. завершил мастер Трпо из г. Корица (ныне Корча, Албания), сын зографа Константина, известного мастера Охридской епархии. Над надгробной плитой помещена композиция «Успение Наума», на боковой стене справа - изображение равноап. Наума в виде молодого безусого диакона. Др. сцены посвящены жизни и чудесам равноап. Наума: «Наум беседует с Михаилом Борисом», «Наум ведет Михаила в тюрьму», «Наум крестит дочь Бориса», «По молитве Наума от ведра остается отпечаток на камне», «Наум прогоняет богомилов», «Наум запрягает медведя вместо вола», «Монаха, пытавшегося взять мощи Наума, разбивает паралич», «Наум лечит душевнобольных», «Укравшего коня заря застала перед входом в монастырь» (Там же. С. 144-145).

Над входом в основной храм сохранилась надпись, согласно к-рой тот же художник 6 сент. 1806 г. завершил его роспись, выполненную по заказу игум. Стефана во время правления митр. Преспанского Каллиника при помощи хаджи-кир Якова и епитропа мон-ря Йована Гаврилова. Программа росписи является традиционной для храмов Св. Горы и Охрида того периода. Значительное место в ней занимают сцены великих праздников и Страстей Господних. Также представлены изображения отдельных святых, в т. ч. нмч. Никодима Албанского († 1709). В алтарном пространстве представлены святители, «Причащение апостолов» и Богородица с Христом. Заказчик росписи иером. Стефан изображен в ктиторской композиции на юж. стене - его портрет считается одним из лучших в Македонии кон. XVIII - нач. XIX в. Выделяя ряд отличий в росписи часовни, основного храма и нартекса, исследователи полагают, что в работе участвовал и 2-й мастер, возможно помощник Трпо. В нартексе, на сев. стене, находится композиция св. Седмочисленников (равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников), образы болг. царя Михаила и неск. святых.

Изящный, резной, 5-ярусный, отражающий афонское влияние иконостас т. н. высокого типа, увенчанный распятием, был выполнен иером. Константином в 1711 г., при игум. Гаврииле и насельниках Иерофее и Феодосии. Сам иером. Константин написал, вероятно, праздничные иконы 1-го и 2-го ряда, украшенные барочной орнаментикой. Он же в 1711 г. написал 13 т. н. целовальных праздничных икон (похищены в 1985, вместо них поставлены новые иконы работы Д. Ристески). Согласно надписи, полиелей был выполнен в 1830 г. по заказу игум. Дионисия: он украшен орнаментальными коваными элементами и образами св. апостолов.

В сев. стороне монастырского комплекса устроена смотровая площадка с видом на озеро (в 1925-1954/55 здесь находилась колокольня). С др. сторон храм окружают конаки, гостиница, трапезная и игуменский корпус с 2-ярусной башней (все постройки XIX в.).

Близ Н. О. м. находятся 2 церкви XIV в.- Богородицы Пештанской и Богородицы Захумской - и неск. источников, вода к-рых считается целебной: св. Петки, святых Афанасия и Язма (последний, согласно легенде, благословил основатель обители).

Лит.: Златарски В. Н. Към историята на мънастиря Св. Наум в Македония // Македонски преглед. Скопjе, 1924. Год. 1. Кн. 2. С. 1-14; Милетич Л. Към фреските на манастира «Св. Наум» // Там же. 1925. Год. 1. Кн. 3. С. 29-38; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1932. Т. 2. С. 426-430; он же. Манастирът «Св. Наум» при Охридското езеро: Произход, развитие и културно значение. София, 1972; Коцо Д. Проучувања на археолошки испитувања на црквата на манастирот Св. Наум // Зборник на Археолошкиот музеj, 1957-1958. Скопjе, 1958. С. 56-80; Кънчов В. Пътуване по долините на Струма, Места и Брегалница: Битолско, Преспа и Охридско. София, 1970. Т. 1. С. 475-478; Николовски А. Манастир Св. Наум. Охрид, 1975; Целакоски Н. Преданиjа и старите печати на манастирот Св. наум // Лихнид: Годишен зб. на народниот музеj во Охрид. Охрид, 1983. С. 13-25; он же. Манастирот Св. Наум Охридски: 1100 години, летопис. Охрид, 2005; он же. Летописот на манастирот Св. Наум: Нови прилози. Охрид, 2015; Балевски М. Балканските политички прилики и дипломатските битки за манастирот Св. Наум. Скопjе, 1984; Наум Охридски: Зб. радова. Охрид, 1985; Грозданов Ц. Св. Наум Охридски. Скопjе, 1995, 2015; Поповска С. Ами Буе и Jозеф Милер за манастирот Св. Наум Охридски // Гласник на Институт за национална историjа. Скопjе, 1995. Год. 39. Бр. 1/2. С. 143-150; Пауновска Б. 1100 години на охридскиот манастир Св. Наум Чудотворец // Св. Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од Меѓунар. науч. собир. Скопjе, 2006. С. 31-33; ќорнаков Д. Македонски манастири. Скопjе, 2009. С. 13-21; 1100 години од упокоjувањето на св. Наум Охридски: Зб. на трудови од Меѓународ. науч. симпозиум. Охрид, 2011; Ангеловска-Панова М. Македонски цркви и манастири. Скопjе, 2015. С. 258-267; Кузман П. Археолошки сведоштва за деjност на св. Климент Охридски во Охридскиот регион // Slovĕne. Moscow, 2016. Vol. 5. N 2. P. 136-178.
С. Юрич, М. Ангеловска-Панова
Ключевые слова:
Монастыри Македонской Православной Церкви Наума Охридского монастырь, мужской, во имя равноапостольного Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви
См.также:
БИГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ действующий, один из основных духовных центров Македонии
КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами
КАРПИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Республика Македония)
КИЧЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. (первоначально мужской), в честь Благовещения Пресв. Богородицы, Дебарско-Кичевской епархии не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви