[македон. Кичевски манастир, Св. Пречиста или Св. Пречиста Кичевска], жен. (первоначально мужской), в честь Благовещения Пресв. Богородицы, Дебарско-Кичевской епархии, не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви (МПЦ). Находится близ с. Другова, в 12 км от г. Кичево (Республика Македония). В кон. 2013 г. в обители проживали игум. Агния и 2 насельницы.
До сер. XIX в. (иногда и в наст. время) мон-рь назывался Крнинским по ранее существовавшему с. Крнино. Согласно помяннику, составленному в 1847 г. иером. Симеоном, К. м. был основан «во время и по указу христианских царей» (Снегаров. 1932. С. 447-448), по преданию - в 1316 г. местным правителем (Поповић П. J. Два стара манастира // Прилози за књижевност, jезик, историjу и фолклор. Београд, 1928. Књ. 8. С. 235-236). Легенда связывает основание обители с чудесным явлением у колодца (в наст. время в притворе храма) иконы Божией Матери из близлежащего Кнежевского мон-ря, к-рый в средние века был центром христ. жизни, но во время тур. ига опустел (в наст. время восстанавливается). В османский период К. м. часто подвергался разграблениям, особенно при тур. султане Селиме I (1512-1520). 27 марта 1558 г., во время нападения турок, были убиты монахи Евнувий, Паисий и Аверкий (2 авг. 2012 они были канонизированы в лике преподобномучеников, это была 1-я канонизация после провозглашения автокефалии МПЦ). Храм восстановлен в 1564 г., при игумене иером. Германе, и расписан зографом Онуфрием.
После упразднения Охридской архиепископии (1767) в К. м. продолжали служить на слав. языке, поддерживали связи с афонским монастырем Зографом и другими слав. обителями (Корнаков. 1995. С. 75). Монастырское училище готовило будущих священников и учителей: при игум. Феодосии († 1873) в нем учились 30 чел., в 1893 г.- 40, в 1896 г.- 25 чел. Архим. Косма (1873-1874) ввел в училище гражданскую программу обучения. Выпускниками этого уч-ща были известные болгарские книжники - иером. Иоаким (см.: Кырчовский Иоаким) и иером. Кирилл (Пейчинович).
После поджога храма (1843) был построен новый, но он вмещал не более 100 человек, поэтому был разобран. К 1848 г. мастера из с. Лукова близ г. Струга возвели собор (освящен в день Успения Пресв. Богородицы в 1849) и келейные корпуса (Снегаров. 1932. С. 448).
К. м. славился скрипторием и богатым собранием слав. книг, но все книги по указу митр. Дебарского грека Мелетия в 1848 г. были сожжены, несмотря на попытки игум. Феодосия спасти их, однако богослужение в К. м. насельники продолжали вести на слав. языке (Снегаров. 1932. С. 448-449). Уцелевшие 2 рукописи (Карнинский Дамаскин кон. ХVI в. (Скопье. Б-ка ун-та, см.: Илиевски. 1972) и Четвероевангелие ХV в.) монахи подарили А. Ф. Гильфердингу во время его посещения обители (Карлова М. Ф. Путешествие по Македонии и Албании // ВЕ. 1870. № 7. С. 178). Из этого собрания происходит Сборник смешанного содержания 1-й четв. XVII в. (ГИМ. Хлуд. 123), в к-ром имеются единственный список «Болгарской апокрифической летописи» и ряд других редких текстов (Турилов А. А. Кичевский сборник с «Болгарской апокрифической летописью»: (Датировка, состав и история рукописи) // Старобългаристика. София, 1995. № 4. С. 2-39).
В мае 1874 г., в день памяти слав. просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, собравшиеся в К. м. священнослужители окрестных храмов на литургии вместо К-польского патриарха помянули Болгарского экзарха Анфима I (Чалыкова), а после службы игум. Косма и 12 местных священнослужителей подписали акт о переходе из юрисдикции К-польского Патриархата в юрисдикцию Болгарского Экзархата. Летом 1874 г. еще 60 местных священников последовали их примеру. Пытаясь вернуть мон-рь под свой контроль, митр. Дебарский Анфим (К-польская патриархия) в сент. 1874 г. добился ареста игум. Космы (в 1875 бежал, с 1897 митрополит Дебарский Болгарского Экзархата - Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 279) и приказал убить главу болг. общины Дебара архим. Феофила. Болгары в Кичеве основали настоятельство для управления болг. церковными школами и потребовали от Высокой Порты отставки митр. Анфима, но турецкие власти требования не выполнили. Когда К-поль восстановил свое управление, болгары перестали посещать обитель. В 1884 г., при игумене архим. Софронии, обитель окончательно перешла в юрисдикцию Болгарского Экзархата (Трайчев. 1933. С. 140-142).
К. м. был духовным центром Зап. Македонии; на проходивших соборах во время престольных праздников - Рождества и Успения Пресв. Богородицы - обычно объявляли помолвки. На рубеже ХIX и ХХ вв. игумен обители считался кумом (крестным отцом) всех местных жителей. По традиции, родители тяжело больных детей давали обет, что по выздоровлении их ребенок некоторое время будет жить в монастыре и учиться в монастырской школе. Поэтому в обители «по обету» обычно жили неск. детей в возрасте 10-15 лет.
Мон-рь играл важную экономическую роль в регионе, оказывал помощь населению при неурожаях и природных бедствиях. В 1868 г. в К. м. проживали 6 монахов, в 1896 г.- 7 (Снегаров. 1932. С. 449). В мон-ре укрывались участники восстаний, а во время первой и второй мировых войн размещался госпиталь. В 1936-1937 гг. сюда переселились ок. 30 монахинь, эмигрировавших из России после революции во главе со схиигум. Марией (Дохторовой). В 1945 г. из-за давления СССР на власти Югославии схиигум. Мария и большинство сестер были вынуждены переселиться в мон-рь св. Петки близ Софии (Болгария), а некоторые - в Горненский монастырь в Иерусалиме. С 1951 по 1988 г. игуменией К. м. была рус. схим. Салафиила (Линдебанова), постриженица Леснинской обители. На монастырском кладбище похоронены 8 рус. монахинь (Николай (Трайковский), игум. Русские монахи в Македонии. Скопье, 2012. С. 52-59).
21 окт. 2007 г. в К. м. прошли торжества в честь 40-летия провозглашения автокефалии МПЦ и 40-летия учреждения Дебарско-Кичевской епархии, 2 авг. 2012 г.- торжества в честь канонизации преподобномучеников Евнувия, Паисия и Аверкия, в ходе к-рых был заложен фундамент келейного корпуса с домовой часовней во имя этих святых.
Комплекс зданий, образующих квадрат (с воротам в вост. стене), состоит из келейных корпусов, училища, трапезной, пекарни и магазина. В центре широкого двора расположен храм, с юж. стороны к нему примыкает параклис свт. Николая Чудотворца. Юж. и зап. стороны храма опоясывает открытая колонада. В 1852 г. алтарь храма расписал изограф Дичо Крыстевич из Тресонче на деньги жителей с. Крушева (их имена перечислены в надписи на стене), а наос и купол в 1880 г.- его сын Аврам. В конхе апсиды расположена композиция «Причастие апостолов», рядом с жертвенником - «Иисус Христос Царь славы» и «Жертвенный Агнец», в диаконнике - образы диаконов Руфина и Аифала, на своде ниши - композиция «Иисус Христос Ангел Великого Совета». В 1-й зоне наоса расположены образы св. воинов, преподобных и др. святых, в т. ч. св. царя Бориса, крестителя болгар, во 2-й - сцены двунадесятых праздников, на юж. стене - св. Седмочисленники. В подкупольном пространстве, над монументальной сценой «Небесная литургия», изображены пророки, в куполе - «Христос Пантократор». Иконостас храма, выполненный Крыстевичем в период болг. возрождения в 1848-1865 гг., отличается красотой и величием (Василиев. 1965. C. 179-189). В мон-ре хранятся иконы сер. XIX в., автор большинства из них - Крыстевич (Николовски. 1990), а также царские врата и владычний трон ХVI в., Деисус (ХVI-ХVII вв.), резной карниз с фреской «Неусыпаемое око» (1737) и созданные мастерами из Миячи царские врата (ХIХ) (Снегаров. 1932. С. 448). В притворе имеется колодец, вода к-рого считается целебной. Над ним расположена почитаемая чудотворной 2-сторонняя икона Пресв. Богородицы и Христа Вседержителя (нач. ХVII в., обновлена в 1868 Крыстевичем).