Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НАБАТЕИ
48, С. 213-217 опубликовано: 29 апреля 2022г.


НАБАТЕИ

Этническая группа араб. происхождения, проживавшая к востоку от Иудеи начиная с персид. периода (VI в. до Р. Х) и до нач. II в. по Р. Х. Территория Набатейского царства охватывала в отдельные периоды эллинистической и раннерим. эпох области совр. Юж. Сирии, Иордании, Негева в Израиле, Синайского п-ова, части вост. пустынь Египта и северо-зап. регион Саудовской Аравии (Graf. 1992. P. 970; Taylor. 2002. P. 59-78 и др.). Главный город набатеев - Петра, семит. название:   (  возможно, восходит к корню   - «быть разноцветным/пестрым» - Dalman. 1908. P. 23), что соотносится с разноцветием и пестротой скал, в к-рых вырубались мн. сооружения этого города. Иосиф Флавий упоминает мидианитского «царя» Рекема как основателя и эпонима Петры (῾Ρέκεμος - Ios. Flav. Antiq. IV 7. 1 [161]; ср.: ῾Ρεκέμ - Euseb. Onomast. 142; в арам. Таргумах:  ). Возможно, что в Библии этот город обозначается как   букв. «скала» (4 Цар 14. 7, откуда и греч. Πέτρα), однако не все ученые с этим отождествлением согласны, соотнося библейский город с Хирбат-эс-Села (см., напр.: Cogan M., Tadmor H. II Kings // AYBC. 1988. Vol. 11. P. 420; Wenning. 2013). В эпиграфике Н. встречается их самообозначение как   ( ), в греч. передаче: Ναβαταῖοι. Идентификация эпонима Н. с упоминаемым в Быт 25. 13 и 1 Пар 1. 29 старшим сыном Измаила Небайотом (  синодальный перевод: Наваиофом) отвергается большинством исследователей на том основании, что в консонантном составе обозначения   отсутствует буква («йод»), а вместо («тав») присутствует эмфатический («тет») (см., напр.: Parr. 1970. P. 252; Winnett, Reed. 1970. P. 99; Taylor. 2002. P. 13 и др.). В то же время И. Ш. Шифман обращает внимание на то, что в иудейской постбиблейской лит-ре в обозначениях Н. буквы и чередуются (ср.: Levy. 1924. S. 326); также и имя эпонима «набатеи», согласно средневековой араб. традиции, засвидетельствованной у средневек. араб. историков Абу Джафара ат-Табари и Абу-ль-Фиды,-      не содержит эмфатического (Шифман. 2007. C. 16). Отсутствие же буквы в написании   может объясняться тем, что, находясь между 2 краткими гласными, она на определенном этапе развития термина выпала; это явление было широко распространено в семит. языках, включая арабский (Brockelmann. 1907. P. 57; Cantineau. 1960. P. 85). Т. о., развитие обозначения Н. могло идти от формы   к форме   (Шифман. 2007. C. 15). Вероятно, Н. можно отождествить с упоминаемыми в ассир. текстах сер. VII в. до Р. Х.   (см., напр.: Ball. 2016. P. 65). Этноним   встречается и в надписях из Джебель-Гунайма (регион Таймы в Сев. Аравии), предположительно датируемых VI-V вв. до Р. Х. (Winnett, Reed. 1970. P. 99-101). В связи с возможным отождествлением   с Н. можно отметить, что, согласно Быт 28. 9, Исав (Эдом), родоначальник и эпоним эдомитян, женился на сестре Небайота Малахат (Махалафа), а согласно Быт 36. 3 - на др. его сестре, Басемат (Васемафа).

Вопрос о локализации этногенеза Н. остается дискуссионным: называют район Хиджаза на западе Аравийского п-ова (см., напр.: Taylor. 2002. P. 13 и сл.), юг и юго-запад Аравии (см., напр.: Ball. 2016. P. 65), район оазиса Эль-Хаса (Эль-Хуфуф) на западе Аравии, близ Персидского зал. (см., напр.: Graf. 1990. P. 45-75; Idem. 1992. P. 970; ср.: Milik. 1982. P. 261-265); также Н. предлагают рассматривать как подколено кедаритов (Knauf. 1986. S. 74-86). Античные авторы систематически коррелируют Н. с «арабами» (ср., напр., отождествления у Диодора Сицилийского: «арабы, которых называют набатеями» - Diodor. Sic. Bibliotheca. III 43. 4), а Иосиф Флавий употребляет этнонимы «набатеи» и «арабы» взаимозаменяемо. С тем, что Н. представляли собой одно из араб. племен, согласны в наст. время практически все исследователи (Taylor. 2002. P. 13; Ball. 2016. P. 65 и др.).

Обнаружено более тысячи археологических мест, ассоциируемых с Н., и опубликовано от 6 до 7 тыс. надписей набатейским письмом; оценить точное их количество трудно (наиболее ранняя - из Халуцы (Элуса; к юго-западу от Беэр-Шевы в Негеве) - вероятно, 2-я четв. II в. до Р. Х., наиболее поздняя - из Хиджаза в Аравии, ок. 356 г. по Р. Х.); процесс публикации и исследования продолжается (см., напр.: Arabian Epigraphic Notes. Vol. 1-3). Обнаруженные тексты и граффити написаны на арам. языке, ставшем с сер. 1-й пол. I тыс. до Р. Х., т. е. со времени установления ассир. господства на Ближ. Востоке, языком межэтнического общения для населения данного региона вплоть до рим. периода. На этом языке составлялись адм. и деловые документы, велась офиц. переписка. Набатейский арамейский восходит к т. н. имперскому арам. языку ахеменидского времени, однако надписи содержат и некоторые специфические араб. выражения и пассажи, приближающиеся к классическому арабскому (см., напр.: Negev. 1986; Healey. 2003. P. 164-167), при этом в текстах отмечено наличие ок. 1250 араб. собственных имен, включая вариантные формы и повторы (Negev. 1991; Healey. 2001. P. 22). По мнению мн. исследователей, араб. язык служил у Н. (по крайней мере у части из них) средством устного общения в обыденной жизни (см., напр.: Taylor. 2002. P. 147-172; Healey. 2001. P. 20). Набатейская письменность, развившаяся на основе арамейского квадратного письма, была усвоена арабами и приспособлена ими для передачи особенностей арабской речи; вместе с исламом она распространилась на территориях от Атлантического побережья Магриба до Индонезии (см., напр.: Шифман. 2007. C. 87-104).

Пантеон Н. в общих чертах был арабским (см., напр.: Шифман. 2007. C. 111-129; Healey. 2001), во главе - бог Душара (  в классических араб. текстах:   - «бог Шары», т. е., вероятно, горного района Петры). Набатейских богов Илаху (или Аллаху; букв.- «бог») и его жен. параллель, богиню Аллат (букв.- «богиня»), можно соотнести с общесемит. богами старшего поколения - Элем (Илу) и его супругой (ср.: образ угаритской «матери богов» Элат). Весьма распространенным в набатейской среде был культ бога Шая-аль-Каума (  ) - «пастыря народа», к-рый «не пьет вина» (CIS. T. 2. N 3973). Последний аспект коррелирует с замечанием Диодора Сицилийского о том, что Н., будучи кочевниками, не сеяли зерна, не сажали растений и плодоносных деревьев и не пользовались их плодами (т. е. соответственно не пили вина), не строили домов (Diodor. Sic. Bibliotheca. XIX 94. 2sq.), что удивительным образом соотносится с характеристикой секты рехавитов, данной прор. Иеремией (Иер 35. 6-10 - Clermont-Ganneau. 1906. P. 382-402; Шифман. 2007. C. 120-122).

Гробницы в Петре
Гробницы в Петре

Гробницы в Петре

Основные сохранившиеся античные повествования о Н. содержатся в трудах Диодора Сицилийского, Страбона и Иосифа Флавия, периферийные замечания встречаются также в работах Помпея Трога (в переложении Юстина), Плиния Старшего, Плутарха, Тацита, Лукиана из Самосаты, Апулея, Диона Кассия, Тертуллиана, Порфирия, Евсевия Кесарийского, Аммиана Марцеллина, Арнобия Старшего, блж. Иеронима, Епифания Кипрского, Исихия Милетского, Стефана Александрийского, а также в «Записках об Александрийской войне», «Перипле Эритрейского моря» и в сб. «Авторы жизнеописаний Августов» (Шифман. 2017. C. 8-13; Healey. 2001. P. 18-20; см. издание: Quellen zur Geschichte der Nabataer: Textsammlung mit Übersetzung und Kommentar / Hrsg. U. Hackl et al. Gött., 2003). Так, 1-й конкретный факт из истории Н. стал известен благодаря сообщению Диодора Сицилийского (источником Диодора было, вероятно, сочинение Иеронима из Кардии): в 312/311 г. до Р. Х. отряды, посланные диадохом Александра Македонского Антигоном I Одноглазым, дважды захватывали Петру, однако противодействие Н. вынудило их покинуть столицу (Diodor. Sic. Bibliotheca. XIX 95).

В одном из папирусов т. н. архива Зенона, датируемом 259 г. до Р. Х., говорится о поставках пшеницы Н., вероятно проживавшим к востоку от Иордана; согласно другому папирусу, присутствие Н. засвидетельствовано в Хауране (Papiri greci e latini. Firenze, 1917.Vol. 4. № 280-445. P. 133 sq.). Согласно свидетельству Диодора (Diodor. Sic. Bibliotheca. III 43, 5), Н., проживавшие на побережье Красного м., занимались пиратством, мешая птолемеевской морской торговле (вероятно, в сер. II в. до Р. Х.). Из источников и археологических данных известно, что Н. активно участвовали в торговле благовониями и пряностями, сначала в качестве купцов-посредников, а потом и как непосредственные поставщики - в частности, ладана и мирры - из Юж. Аравии; они строили поселения вдоль караванных путей между Хиджазом и Дамаском, Петрой и Газой (см., напр.: Graf. 1992. P. 970; Benjamin. 2001. P. 372-377). Раннехрист. авторы, зная Аравию как «страну ладана и мирра», часто ассоциировали волхвов, или «магов», пришедших поклониться младенцу Иисусу, именно с ней, а ряд совр. исследователей даже предположили, что эти «маги» могли быть Н. из Петры (см., напр.: Charbel. 1985. P. 81-88; ср.: Graf. 1992. P. 973). В древнекит. источниках упоминается Ли-Кан, что соответствует форме Рекем (т. е. набатейская Петра), как один из конечных пунктов Великого шелкового пути из Китая на Ближ. Восток (Miller. 1969. P. 133-135). Высказывается также предположение о торгово-экономических контактах Н. с нубийцами (Benjamin. 2001. P. 361-382).

Благодаря античным источникам, набатейской эпиграфике, нумизматике и археологическим данным удалось реконструировать следующую последовательность правления набатейских царей (по Wenning. 1993. P. 81-103 и Healey. 2001. P. 25-31 с незначительными уточнениями): Арета ( ) I (ок. 170-160 гг. до Р. Х.), … Арета II (ок. 120-96 гг. до Р. Х.), … Ободат I ( ) (ок. 96-85 гг. до Р. Х.), Раббиль ( ) (ок. 85-84 гг. до Р. Х.), Арета III Филэллин (84-62 гг. до Р. Х.), Ободат II (62-59 гг. до Р. Х.), Малику ( ) I (59-30 гг. до Р. Х.), Ободат III (30-9 гг. до Р. Х.), Арета IV Филопатор (9 г. до Р. Х.- 40 г. по Р. Х.), Малику II (40-70 гг. по Р. Х.), Раббиль II Сотер (70-106 гг. по Р. Х.).

Конкретных фактов из истории Набатейского царства сохранилось мало. Из 2 Макк 5. 8 известно, что ко двору Ареты I бежал изгнанный из Иудеи первосвященник-эллинизатор Ясон (168 г. до Р. Х.). Арета I назван другом Иуды Маккавея и его брата Ионатана Хасмонея (1 Макк 5. 24-28, 15. 22; ср.: 2 Макк 12.10-12). Вероятно, именно он обозначен в надписи из Халуцы как «А[ре]та, царь набатеев (   )» (Starcky. 1966. P. 904).

Руины Ободата
Руины Ободата

Руины Ободата
Арете II не удалось ок. 100 г. до Р. Х. помешать иудейскому хасмонейскому царю и первосвящ. Александру Яннаю захватить Газу (Ios. Flav. Antiq. XIII 12. 2 [358-363]). Это привело к нарушению контролируемой Н. караванной торговли между Петрой и Газой и к запустению на определенное время набатейских поселений в Негеве (Negev. 1969. P. 5-10). Ободат I нанес в кон. 94 г. до Р. Х. сокрушительное поражение Александру Яннаю близ Гадары в Гавланитиде; Яннай потерял всю армию и «едва спасся оттуда бегством в Иерусалим» (Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 5 [375]; ср.: Idem. De bell. I 90), где против него вспыхнуло народное восстание, которое возглавили фарисеи. На это поражение иудейского царя, вероятно, намекает автор кумран. Комментария на Книгу прор. Аввакума (1QpHab. 11. 8-15 - Tantlevskij. 1995. P. 9-12; Idem. 1997. P. 329-338). Ободат I продолжил политику освоения Негева, и, вероятно, именно он построил там г. Ободат (совр. израильский Авдат) (Negev. 1986. P. 56-60). Этот царь был обожествлен и почитался как «бог» ( ) (Ibid.; Idem. 2003. P. 101-105; Healey. 2003. P. 164-167). В Петре, напр., существовало культовое сообщество ( ) почитателей «бога» Ободата (Шифман. 2007. C. 30; ср.: Ball. 2016. C. 74-78).

О Раббиле I ничего не известно. Его преемнику Арете III удалось на время присоединить к Набатее Дамаск, где он чеканил монеты по местному стандарту (Starcky. 1966. P. 907-908). Ок. 82 г. до Р. Х. Арета III разгромил Александра Янная в битве при Адиде в Шефеле, однако впоследствии Яннаю удалось восстановить положение и укрепиться на юго-восточном побережье Средиземного м., а также в Юж. Сирии (Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 2-5 [392-398]). В 72/71 г. до Р. Х. Арета потерял Дамаск. Он вмешался в междоусобную борьбу за власть в Иудее между Гирканом II и Аристобулом II, сыновьями Александра Янная, и вместе с Гирканом осадил Иерусалим, в к-ром находился Аристобул (канун Пасхи 65 г. до Р. Х.). Однако по требованию римлян осада была снята; Аристобулу же это дало возможность атаковать Н. и разгромить их у Папирона в Иорданской долине (Ios. Flav. De bell. I 114-130; Idem. Antiq. XIV 2. 1-3 [14-33]). Когда Арета III узнал, что рим. проконсул Марк Эмилий Скавр предал огню набатейские поселения в области Петры, он счел за благо признать рим. верховенство (Ios. Flav. Antiq. XIV 5. 1 [80-81]).

О царе Ободате II известно лишь по монетам с его изображениями, датируемыми 1-м и 3-м годами его царствования (Meshorer. 1975. P. 16-20; ср., однако: Graf. 1992. P. 971). При его преемнике царе Малику I (Малх), к-рого атаковал в 55 г. до Р. Х. рим. проконсул Сирии Авл Габиний, Набатея вновь попадает в зависимость от римлян (Ios. Flav. Antiq. XIV 6. 4 [103]). Согласно соч. «Записки об Александрийской войне», в 47 г. до Р. Х. кавалерия Малика I поддержала войско Юлия Цезаря в Египте (De Bello Alexandrino. 1). В 34 г. до Р. Х. Марк Антоний подчинил значительную часть Набатеи егип. царице Клеопатре (Plut. Antonius. 36; Dio Cassius. Hist. Rom. XLIX 35. 5; Ios. Flav. De bell. I 360-361; Idem. Antiq. XV 4. 1 [92]), а также наложил ежегодную дань, к-рую по ее поручению взимал иудейский царь Ирод I Великий (мать к-рого, Капрос, была, вероятно, набатейского происхождения - см.: Ios. Flav. De bell. I 181); эти события привели к многочисленным столкновениям между Иродом и набатейским царем (Ios. Flav. Antiq. XV 96-160). После поражения Антония и Клеопатры в битве при Акции в 31 г. до Р. Х. Н. сожгли егип. корабли в Суэцкой гавани, т. о. лишив Клеопатру возможности бежать от Октавиана, одержавшего победу в этой битве (Plut. Antonius. 69. 2-3; Dio Cassius. Hist. Rom. LI 7. 1).

Ободат III поддержал в 26 г. до Р. Х. снаряженную Октавианом Августом военную экспедицию на юг Аравии, возглавляемую префектом Египта Элием Галлом, направив набатейский отряд (1000 воинов) во главе с «братом царя» Силлаем. Поход окончился в целом неудачно, в чем впосл. обвинили Силлая (Strabo. Geogr. XVI 4. 24). Иосиф Флавий рассказывает, что Силлай сватался к сестре иудейского царя Ирода Саломее, однако не смог жениться на ней, ибо Ирод поставил условием брака переход Силлая в иудаизм (Ios. Flav. Antiq. XVI 7. 6 [224sq.]). По смерти Ободата III Силлай попытался захватить власть в Набатее, умертвив многих представителей набатейской верхушки, однако его планы расстроил придворный Ирода, известный историк Николай Дамасский (Ios. Flav. De bell. I 374-377; Ios. Flav. Antiq. XVII 3. 2 [52-57]). В конечном счете Силлая приговорили в Риме к обезглавливанию (Strabo. Geogr. XVI 4. 24).

Руины Босры
Руины Босры

Руины Босры
Арете IV Филопатору удалось расширить набатейские владения в Заиорданье (Шифман. 2007. С. 34), а также установить контроль над Дамаском (2 Кор 11. 32, где говорится о спасении ап. Павла от рук своих преследователей в этом городе (ср.: Деян 9. 23-25)). К периоду его долгого правления относятся расцвет набатейских городов вдоль пути из Петры в Газу, строительство в Петре, превращение Хегры в Хиджазе в важный перевалочный пункт в караванной торговле (Graf. 1992. P. 971). Согласно набатейским надписям и данным нумизматики, Арета IV носил титул    т. е. «тот, кто возлюбил свой народ» (или «друг народа» - Шифман. 2007. C. 34 сл.). Дочь Ареты IV была женой тетрарха Ирода Антипы; последний развелся с ней, дабы жениться на Иродиаде, жене своего сводного брата, тетрарха Ирода Филиппа. Этот поступок был резко осужден св. Иоанном Крестителем (Мф 14. 3-12; Мк 6. 17-29; Лк 3. 19-20) и привел к военному противостоянию между этими тетрархами (Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 4-8 [109-125]). В Гал 1. 17 ап. Павел говорит, что пребывал нек-рое время в «Аравии», возможно, проживал в одном из набатейских центров в период правления Ареты IV.

При царе Малику II Набатея потеряла территории на севере Заиорданья (Шифман. 2007. С. 35). Ряд набатейских городов в Негеве был разрушен кочевыми племенами самудцев и сафатенцев, что расстроило набатейскую торговлю через Газу (Negev. 1969. P. 10-14). Но в историческом соч. I в. по Р. Х. «Перипл Эритрейского моря» (Periplus Maris Erythraei. XIX 6. 28-29) говорится о том, что при Малику II продолжали идти товары из красноморского порта Левке-Коме (на северо-западе Аравии) в Петру. Согласно Флавию (Ios. Flav. De bell. III 68), Малику II как «союзник» Рима предоставил римлянам 1 тыс. всадников и 5 тыс. пехотинцев в качестве вспомогательных отрядов во время подавления ими 1-го Иудейского восстания 66-73/74 гг. по Р. Х.

Последний набатейский царь, Раббиль II Сотер, перенес адм. центр Набатеи из Петры в Босру. Титулатура Раббиля II включала фразу: «Тот, кто оживил ( ) и спас свой народ». Высказываются предположения, что этот титул, коррелирующий с эллинистическим σωτήρ (спаситель), мог возникнуть в связи с подавлением Раббилем II восстания против него в начальный период его царствования (Graf. 1988. P. 180 sq.) или же вслед. того, что этому царю удалось восстановить контроль Н. в Негеве и возродить ряд разрушенных здесь ранее центров (Negev. 1969. P. 14). Последние годы существования Набатейского царства известны по т. н. архиву Бабаты (The Documents from the Bar Kokhba Period. 1989; Ibid. 2002), обнаруженному в Пещере писем, в Нахаль-Хевере в Иудейской пустыне, близ зап. берега Мёртвого м. (ок. 40 км к югу от Кумрана). Деловые семейные документы архива на греческом, арамейском и набатейско-арамейском языках принадлежали иудейке Бабате, проживавшей в набатейском городке Махоза (расположенном чуть восточнее юж. оконечности Мёртвого м.); датируются они 93/94-132 гг. по Р. Х. В частности, в документах перечислены члены царской семьи, в т. ч. наследный принц Ободат (98 г. по Р. Х.); что стало с ним после присоединения Набатеи к Римской империи, неизвестно.

В 106 г. по Р. Х. рим. император Траян аннексирует Набатею и создает рим. провинцию Аравия. Согласно сообщениям Диона Кассия (Dio Cassius. Hist. Rom. LXVIII 14. 5), Аммиана Марцеллина (Amm. Marc. Res gest. XIV 18. 3), а также сафатенским надписям (Eissfeldt. 1954. S. 94), римлянам было оказано военное сопротивление (см. также: Шифман. 2007. C. 36; Bowersock. 1994. P. 79-82; Graf. 1989. P. 378sq.). Столицей провинции римляне провозгласили Босру, но Петра сохранила статус «метрополии» и служила в качестве адм. центра юж. региона. События в Набатее начинают датироваться годами «епархии» ( ), т. е. римской «провинции» (Negev. 1963. P. 118-124).

Христ. общины и их постройки начинают появляться на территории бывш. Набатейского царства, в т. ч. в таких крупных центрах, как Петра, Босра, Филадельфия (совр. Амман), Аэла (совр. Акаба), Нессана (совр. Ницана), вероятно, не ранее визант. периода (см., напр.: Graf. 1992. P. 973; Kraemer. 2015. P. 14sq.). В то время в Петру прибыли известные философы-софисты и риторы (Bowersock. 1994. P. 135). В помещении, примыкающем к раскопанной близ «храма крылатого льва» визант. церкви в Петре, в 1993 г. был обнаружен корпус папирусных документов (ок. 140 обгоревших свитков), написанных на визант. греческом и датируемых 537-594 гг. по Р. Х. Эти документы, публикация к-рых продолжается (см.: The Petra Papyri I-IV. Vol. 1-4. Amman, 2002-2012; т. V - в печати), представляют собой деловой архив семьи Теодора, сына Ободиана, церковного диакона, в основном связанный с имущественными вопросами. В одном из папирусов упоминается «дом Аарона».

К свидетельству Иосифа Флавия восходит традиция, согласно к-рой гора Ор ( ), на к-рой умер брат Моисея Аарон (Числ 20. 25-29, 33. 38, Втор 32. 50; ср.: Втор 10. 6), считается одной из гор близ набатейской столицы Петры (ср.: Ios. Flav. Antiq. IV 7. 1 [82-84]). Исламская традиция идентифицирует ее с Джебель-Харун. На этой расположенной близ Петры горе обнаружена базилика визант. периода; среди артефактов сохранилось и написанное по-гречески имя Аарон (Frosen, Fiema. 1999. P. 81). Согласно ислам. преданию, в долине Вади-Муса близ Петры Моисей добыл воду из скалы и возник действующий до наст. времени источник Айн-Муса (Шифман. 2007. C. 175).

Лит.: Clermont-Ganneau Gh. Recueil d'archéologie orientale. P., 1906. Vol. 7; Brockelmann G. Grundriss der vergleichenden Grammatik der semitischen Sprachen. B., 1907. Bd. 1; Dalman G. Petra und ihre Felsheiligtümer. Lpz., 1908; Levy J. Wörterbuch über die Talmudim und Midraschim. B.; W., 1924. Bd. 3; Eissfeldt O. Das Alte Testament im Lichte der safatenischen Inschriften // ZDMG. 1954. Bd. 104. N 1. S. 88-118; Cantineau J. Cours de phonétique arabe. P., 1960; Negev A. Inscription from Avdat (Oboda) // IEJ. 1963. Vol. 13. P. 113-124; idem. The Chronology of the Middle Nabataean Period // PEQ. 1969. Vol. 101. P. 5-14; idem. Obodas the God // IEJ. 1986. Vol. 36. P. 56-60; idem. Personal Names in the Nabatean Realm. Jerus., 1991; idem. Obodas the God in a Nabatean-Arabic Inscription from the Vicinity of Oboda and a Review of Other Nabatean Inscriptions // The Nabateans in the Negev / Ed. R. Rosenthal-Heginbottom. Haifa, 2003. P. 101-105; Starcky J. Petra et la Nabatene // Supplement au Dictionnaire de la Bible. P., 1966. Vol. 7. Col. 886-1017; Miller J. I. The Spice Trade of the Roman Empire, 29 B. C. to A. D. 641. Oxf., 1969; Parr P. J. The Nabataeans and North-West Arabia // Bull. of the Institute of Archaeology of the University of London. 1970. Vol. 8/9. P. 193-242; Winnett F. V., Reed W. L. Ancient Records from North Arabia. Toronto, 1970; Meshorer Y. Nabataean Coins. Jerus., 1975; Milik J. T. Origines des Nabateens // Studies in the History and Archaeology of Jordan / Ed. A. Hadidi. Amman, 1982. Vol. 1. P. 261-265; Charbel A. Matteo 2, 1-12: I Magi nella Cornice del Regno nabateo // Studia Patavina. 1985. Vol. 32. P. 81-88; Knauf E. A. Die Herkunft der Nabataer // Petra: Neue Ausgrabungen und Entdeckungen / Hrsg. M. Linder. Münch., 1986. S. 74-86; Graf D. E. Qura 'Arabiyya and Provincia Arabia. P., 1988. P. 171-211; idem. Rome and the Saracens: Reassassing the Nomadic Menace. Leiden, 1989. P. 341-400; idem. The Origin of the Nabataeans // Aram. 1990. Vol. 2. P. 45-75; idem. Nabateans // ABD. Vol. 4. P. 970-973; The Documents from the Bar Kokhba Period in the Cave of Letters. Jerus., 1989. Vol. 2: Greek Papyri, with Aramaic and Nabatean signatures and subscriptions / Ed. N. Lewis; 2002. Vol. 3. [Pt. 1]: Hebrew, Aramaic and Nabatean-Aramaic Papyri / Ed. Y.Yadin, J. C. Greenfield, A. Yardeni, B. Levine; Wenning R. Das Ende des nabataischen Konigreichs // Arabia Antiqua: Hellenistic Centres around Arabia / Ed. A. Invernizzi, J.-F. Salles. R., 1993. P. 81-103; Bowersock G. W. Roman Arabia. New ed. Camb. (Mass.), 1994; Tantlevskij I. R. The Two Wicked Priests in the Qumran Commentary on Habakkuk. Kraków, 1995; idem. The Historical Background of the Qumran Commentary on Nahum // Hellenismus: Beitr. zur Erforschung von Akkulturation und politische Ordnung in den Staaten des hellenistischen Zeitalters / Hrsg. B. Funck. Tüb., 1997. S. 329-338; Frosen J., Fiema Z. T. La tombe d'Aaron pres de Petra? // MdB. 1999. Vol. 117. P. 81; Benjamin J. Of Nubians and Nabateans: Implications of Research on Neglected Dimensions of Ancient World History // JAsAfrS. 2001. Vol. 36. N 4. P. 361-382; Healey J. F. The Religion of the Nabataeans: A Conspectus. Leiden etc., 2001; idem. Nabataean Inscriptions // Context of Scripture / Ed. W.W. Hallo. Leiden, 2003. Vol. 2. P. 164-167; Taylor J. Petra and the Lost Kingdom of the Nabataeans. L.; N. Y., 2002; Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура: Из истории культуры доисламской Аравии. СПб., 20072; Wenning R. Towards «Early Petra»: an overview of the Early History of the Nabataeans in its Context // Men on the Rocks: The Formation of Nabataean Petra / Ed. M. Mouton, S. G. Schmid. B., 2013. Vol. 1. P. 7-19; Arabian Epigraphic Notes. Leiden, 2015-2017. Vol. 1-3; Kraemer C. J. Excavations at Nessana: Non-Literary Papyri. L.; Princeton, 2015. Vol. 3; Ball W. Rome in the East: The Transformation of an Empire. L.; N. Y., 20162.
И. Р. Тантлевский
Ключевые слова:
Ветхозаветные реалии, термины и понятия Этнография Набатеи, этническая группа араб. происхождения, проживавшая к востоку от Иудеи начиная с персид. периода (VI в. до Р. Х) и до нач. II в. по Р. Х.
См.также:
АРАМЕИ семитский народ Передней Азии
ААРОНОВ ЖЕЗЛ образ, встречающийся в православной гимнографии и иконографии
ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ троекратное священническое благословение из библейской книги Чисел
АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
АГАРЯНЕ - см. Измаильтяне