Аль- [Аламундар, Мундар; араб. ; греч. ᾿Αλαμούνδαρος; сир. ; в позднесабейской эпиграфике ] (ум. в июне 554), царь из династии Лахмидов (с 505). Араб. прозвище М. Зу-ль-Карнайн (Двурогий) вызывает устойчивые ассоциации с широко почитавшимся на Востоке Александром Великим, хотя существуют и иные толкования (якобы М. нарекли так из-за 2 косичек, в к-рые были заплетены его волосы). По поводу происхождения М. существуют разные версии. Согласно сир. источникам, он был сыном лахмидского царя ан-Нумана II, погибшего в битве под Киркесием у р. Хабор в 503 г. Визант. историография, называя М. по имени его матери Закики (ὁ Σακκίκης), намекает на сомнительность его прав на престол. В соответствии же с араб. родословиями отцом М. был Имру аль-Кайс аль-Бад, а матерью - Мавия по прозвищу Ма ас-Самаа (Небесная вода) из ясрибского племени аль-хазрадж. Однако если учесть, что Имру аль-Кайс считался сыном ан-Нумана II, то противоречие между генеалогическими традициями оказывается незначительным.
Вскоре после вступления на престол М. «бежал со двора своего царства», т. е. из лахмидской столицы Хиры (по др. версии, из расположенного по соседству с ней сел. Эль-Анбар), спасаясь от правителя Нового Киндитского царства аль-Хариса ибн Амра (см. в ст. Киндиты), на дочери которого, Хинд, он был женат. Царь киндитов, поддержав движение маздакизма, сумел завоевать доверие благоволившего Маздаку персид. шаханшаха Кавада I и получить от него право на управление владениями Лахмидов. М. был вынужден принять сторону Хосрова I, младшего сына Кавада. Лишь после расправы того с маздакитами и гибели аль-Хариса ибн Амра в 528 г. М. окончательно избавился от киндитской угрозы и восстановил протогосударство Лахмидов в прежних масштабах.
Правление М. отмечено противостоянием с Византией и союзным ей араб. протогосударством Гассанидов. Так, в 518-519 гг. он совершил 1-й значительный рейд по визант. владениям в Сиро-Палестинском регионе. Впосл. такие набеги стали регулярными. В сер.- 2-й пол. 20-х гг. VI в. М. дважды вторгался в области Эмесы, Апамеи и Антиохии, где перебил и захватил в плен множество жителей, а 400 пленных девушек принес в жертву Афродите, отождествляемой с арабской богиней аль-Уззой.
В этот же период М. вторгся в центральные районы Аравии, находившиеся под контролем царства Химьяр, к-рым правил тогда христианин Маадикариб Яфур, однако не сумел там закрепиться. Во всяком случае наскальная сабейская надпись Ry 510, датированная 631 г. химьяритской эры (521 г. по Р. Х.), сообщает, что М. «заключил мир с уплатой дани». После кончины Маадикариба Яфура и вступления на химьяритский престол царя-иудея Йосефа Асара Ясара, учинившего гонения на христиан, М. попытался в янв. 524 г. последовать его примеру, но, встретив решительный отпор со стороны подчинявшихся Лахмидам представителей кочевых араб. племен, исповедовавших христианство, вынужден был отказаться от своего намерения.
В кон. 20-х - нач. 50-х гг. VI в. отмечено противостояние М. и царя Гассанидов аль-Хариса ибн Джабалы, с кон. 30-х гг. они воевали за контроль над т. н. стратой (мощеной рим. дорогой), проходившей несколько южнее Пальмиры. Лахмидско-гассанидская борьба являлась частью военных столкновений Византии и Ирана, как, напр., во время походов Хосрова I в 540-544 гг., однако продолжалась и тогда, когда между 2 державами действовал официально заключенный мир. Особое ожесточение противоборство царей Лахмидов и Гассанидов приобрело после того, как в 546 г. М. захватил одного из сыновей аль-Хариса ибн Джабалы и принес его в жертву аль-Уззе. М. погиб во время похода в пограничные области Месопотамии в битве с гассанидским войском близ Киннесрина. С его смертью завершился период наибольшего военно-политического могущества Лахмидов.