[Музическу; молдав. Musicescu, Muzicescu; наст. фам. Музыченко] Гавриил Вакулович (20.03.1847, Измаил Бессарабской губ. (ныне Одесская обл., Украина) - 8.12.1903, Яссы Бессарабской губ. (ныне Румыния)), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель. С детства пел в церковном хоре в Измаиле. В возрасте 13 лет при содействии архим. Мелхиседека (Стефанеску; впосл. епископ Нижнедунайский) направлен в столицу Молдавии г. Яссы; в 1864 г. окончил Хушскую ДС, в 1866 г. (за 2 года) - Ясскую консерваторию (теория, сольфеджио, гармония, пение, игра на альте), одновременно пел в хоре Национального театра и в митрополичьем хоре. С 1866 г. преподавал пение в ДС в Измаиле, организовал архиерейский хор. В это время начал писать церковную музыку гармонического характера на румын. тексты с использованием румын. церковных напевов. Первым его произведением стала обработка песнопений литургии (Бухарест, 1869). В предисловии к сб. М. «Песнопения Божественной литургии» (Op. 3), изданному в 1870 г. в бухарестской тип. Йоана Карту, еп. Мелхиседек писал, что цель публикации - «облегчить распространение гармонических песнопений по церквям Румынии» (Кишиневские ЕВ. 1907. № 38. С. 1232).
В 1871 г. М. был принят в Придворную певческую капеллу «на казенный счет» для усовершенствования в церковном пении, изучал теоретические предметы под рук. проф. И. К. Гунке; по окончании (1872) получил аттестат 1-го разряда, дававший право обучать певчих и сочинять музыку для церкви; также посещал лекции в С.-Петербургской консерватории, по ходатайству директора капеллы Н. И. Бахметева был допущен до публичных экзаменов, выдержав которые, получил свидетельство. К этому периоду относятся теоретические труды М. «Скромная работа о церковной музыке» (1871) и «Наблюдения над гласами» (о ладовой природе церковных мелодий) (Брязул. 1979. С. 152).
По возвращении в Яссы М. получил место преподавателя гармонии в консерватории. Составил учебники по элементарной теории и сольфеджио с использованием церковных напевов и народных песен, одобренные Мин-вом просвещения Румынии для всех уч-щ и др. учебных заведений. В сент. 1901 г. был назначен директором консерватории.
С янв. 1876 по 1903 г. был регентом митрополичьего хора в Яссах; в 1895 г., следуя примеру А. А. Архангельского, ввел в состав хора женщин. Благодаря деятельности М. хор стал крупным исполнительским коллективом, известным и за границей.
М. занимался изучением румын. церковных напевов. В 1885 г. вступил в переписку с прот. Димитрием Разумовским, в к-рой сообщал об упадке церковного пения в Румынии, причинами упадка, по его мнению, были плохое знание певчими новогреч. нотации (см. в статьях Византийская нотация, Новый метод), несоответствие исполняемых песнопений нотной записи.
Синод Румынской Православной Церкви дал согласие на предложение М. переложить церковные напевы на 5-линейную систему вместо греч. нотации. Обширный репертуар обихода М. дополнил собственными композициями и обработками, к-рые вошли в сб. «Песнопения литургии» (1900) (см.: Пожар. 1991). Херувимская песнь М. неоднократно исполнялась московским Синодальным хором (РДМДМ. 1998. Т. 1; 2002-2004. Т. 2 (по указ.)), в частности под упр. Н. М. Данилина в Успенском соборе Московского Кремля в день Кириопасхи, 25 марта 1912 г. (см.: Пасхальное богослужение в Московском Успенском соборе: Восп. очевидца, Варшава, 1937 г. // Мир Православия: Ежемес. газ. Таллин, 2003. № 4(61) (www.baltwillinfo.com/4_03.htm) [Электр. ресурс]). Это сочинение, как и некоторые другие песнопения М., выдержано в стиле петербургской школы XIX в. и напоминает торжественные композиции Д. С. Бортнянского, А. Ф. Львова, Архангельского. В репертуар Синодального хора входило также песнопение М. «Тебе поем» (РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 740).
Духовные песнопения М., составлявшие репертуар молдав. хоровой капеллы «Дойна», звучали в СССР; во время гастролей капеллы в 1960 г. в Москве был исполнен концерт № 1 «Cine se va sui în muntele Domnului » («Кто взыдет на гору Господню?»; на стихи из псалмов 23, 150, 142) с новым текстом на слова поэта А. А. Бусуйока; в рецензии упоминается, что этот концерт был одним из 3 хоровых концертов М. на библейский текст (см.: Ткач Е. Молдавская хоровая капелла «Дойна» // Сов. музыка. 1960. № 3. С. 116).
С 1883 г. М. выступал в печати со статьями о ценности румын. фольклора, необходимости его собирания, научного изучения, многоголосной обработки. В 1889 г. издал «12 национальных мелодий» в своей аранжировке, создал ряд песен патриотического характера (см.: Брязул. 1979). М. является автором фортепианных переложений народных мелодий.
В 1957 г. имя М. было присвоено Кишинёвской консерватории (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств Республики Молдова; в честь М. названы ее студенческие смешанный и муж. хоры), в 1959 г.- одной из улиц Кишинёва; улицы, носящие его имя, есть и в др. городах Молдовы (Бэлць, Кэлэрашь, Флорешты, Буюканы, Рышканы, Страшены), а также на его родине, в Измаиле.