(1217/18, Суздаль - 7.02. 1238, Владимир-на-Клязьме), мч. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. Владимирский. Третий сын Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича и вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны, младший брат князей мучеников Всеволода (Димитрия) Георгиевича и Владимира Георгиевича, старший брат кнж. мц. Феодоры; племянник страстотерпцев князей Михаила Всеволодовича Черниговского и Василия (Василька) Константиновича Ростовского. Под 1217/18 г. в Лаврентьевской летописи отмечается рождение не названного по имени сына кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 441-442). Вероятно, речь в данном случае шла о М. Г., т. к. он был младшим из 3 сыновей вел. князя.
Летом 1230 г. вместе с родителями и родственниками М. Г. мог участвовать в приеме большой делегации духовенства из Юж. Руси, к-рую возглавлял Киевский митр. Кирилл I (II).
Зимой 1236/37 г. вел. кн. мч. Георгий Всеволодович «ожени сына своя Володимера и Мстислава» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 460). Происхождение жены М. Г. остается неясным. Согласно данным XVI-XVII вв., речь идет о кнг. мц. Христине. В родословцах XVI-XVIII вв. М. Г. записан бездетным.
В кон. 1237 - нач. 1238 г. М. Г. участвовал в отражении нашествия на Сев.-Вост. Русь монг. войск Батыя. В кон. янв. 1238 г., перед отъездом из Владимира для сбора войск, кн. Георгий Всеволодович приказал («урядив») своим сыновьям Всеволоду и М. Г., чтобы они с оставшимися войсками обороняли город от захватчиков. В начале февр. подошедшие к стенам города монголы обещали пощадить плененного ими кн. мч. Владимира Георгиевича, если в обмен будет сдан город, но братья ответили отказом. Они предложили вступить в бой с монголами, чтобы освободить брата. В уста князей владимирский летописец вложил следующие слова: «Луче ны есть оумрети пред Золотыми враты за святую Богородицю и за правоверную веру х[рист]ьяньскую», чем покориться монголам. Однако это предложение братьев не было поддержано опытным воеводой Петром Ослядюковичем, к-рый надеялся задержать монголов под стенами города (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 460-462; Вып. 3. С. 516-517; Бережков. 1963. С. 109-110).
Вскоре после гибели князей Владимир был взят, а укрывавшиеся в Успенском соборе члены княжеских семей, епископ и горожане приняли мученическую смерть. После ухода захватчиков оставшиеся в живых горожане весной (скорее всего в апр.-мае) 1238 г. по приказу нового Владимирского вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича обрели тело М. Г. и похоронили его в Георгиевском приделе владимирского Успенского собора.
В сер. XIII - сер. XVI в. память о М. Г. была связана исключительно с принадлежностью князя к правящей в Сев.-Вост. Руси великокняжеской династии. Имя М. Г. было записано в отдельный княжеский синодик владимирского Успенского собора (не сохр.). Позже его древнейшая часть была внесена в соборные синодики др. городов Сев.-Вост. Руси, а также мон-рей. Так, «дети великого кн(я)зя Юр(ь)я Всеволодича», в том числе «кн(я)зь Мстислав», поминались в синодике Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. (см.: Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новгород, 2009. Л. 24-24 об.; список 1556 г.).
Имя М. Г. было записано также в синодик Успенского собора Московского Кремля (РГБ. Ф. 256. № 385. Л. 1 об.; список нач. XIX в.), а также указано в статье под киноварным заголовком «Благоверных князеи» в древнейшем из сохранившихся пергаменных списков синодика Троице-Сергиева монастыря (РГБ. Ф. 304/III. Собр. ТСЛ. Ризница. № 25. Л. 9 об. Список 1575 г.). Кроме того, в нач. 1557 г. в К-поль вместе с миссией Евгрипского и Кизического митр. Иоасафа и архимандрита суздальского Спасо-Евфимиева муж. мон-ря Феодорита К-польскому патриарху Иоасафу II Великолепному был отправлен текст царского синодика, в к-рый для поминания был включен и М. Г. (Россия и греческий мир в XVI в. В 2 т. М., 2004. Т. 1. С. 216, 399, 403).
В XVI в. в общерус. летописных сводах, Хронографе рус. редакции 1512 г. (и его позднейших редакциях - кон. XVI - сер. XVII в.), «Книге степенной», созданной на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., гибель М. Г. описана лишь в общих чертах, характерных для памятников лаврентьевско-троицкой группы. В сер. XVII в., как установил А. В. Сиренов, текст, близкий к Симеоновской летописи кон. XV в., был использован для создания Жития вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича; в этом же тексте содержатся сведения и о его детях. Об обстоятельствах смерти М. Г. говорилось также в «Листе над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», к-рый находился на стене над их гробницами (РГБ. Ф. 178. Муз. № 4288. Л. 620 об.; Сиренов. 2003. С. 86). Текст «был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, возможно, книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей» вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича, к-рая прошла 22 янв. 1645 г. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот текст неоднократно копировался: напр., как установил Сиренов, его включили в список 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. № 4288. Л. 620 об.). В кон. XVII в. эта рукопись находилась в составе б-ки владимирского Успенского собора (Сиренов. 2003. С. 41).
Мученическая кончина князя и его родственников привлекла внимание царя Иоанна IV Васильевича Грозного в период его походов на Казанское ханство. Нуждаясь в поддержке и покровительстве рус. святых и своих предков, он неоднократно молился в Успенском соборе Владимира - города, где не раз формировал свои войска перед походами на Казань. В его грамоте клирикам владимирского Успенского собора, написанной между 3 дек. 1549 г. и 7 янв. 1550 г. (Кистерёв С. Н. О значении применения новейших методов изучения жалованной грамоты Ивана IV Владимирскому Успенскому собору // Вестник «Альянс-Архео». М.; СПб., 2015. Вып. 9. С. 3-15; Сиренов. 2015. С. 29), определен порядок поминания почивающих во Владимире св. мощей святителей, вел. князей, княгинь и их детей (РНБ. Ф. 532. Осн. собр. актов и грамот. Оп. 1. № 134). Во 2-й пол. XVI в. была составлена «Выписка о панихидах». В ней отмечено, что среди лиц, которым положено служить панихиду, был М. Г. (Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. Вып. 1 // ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67).
В описи владимирских гробниц Успенского собора («в болшой церкви»), составленной в 1-й пол. XVII в., указано, что «в другом приделе у Егория святаго лежит великий князь Юрье Всеволодичь во плоти, а с ним 3 сыны лежат в розных гробницах» (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194, 40-е гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). В росписи того же времени уточнялось, что М. Г. с братьями был похоронен «в пределе у страстотерпца Георгия… во олтаре, на левой стране…» (РНБ. Погод. № 1563. Л. 94, 40-е гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). В 80-х гг. XVII в. в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в Соборной церкви» отмечено, что «в соборной церкве во правой стране во алтаре же гроб благоверного великого князя Мыстислава. Подле его гроб благоверного князя Всеволода - дети благоверного князя Егория Всеволодича» (РНБ. Солов. № 888/998. Л. 226 об., список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 38-39). В описании мощей представителей великокняжеской семьи (2-я пол. XVII в.) упомянуто, что на правой стороне в Успенском соборе, в приделе великомученика Георгия, находились «благоверный великий князь Федор-Ярослав Всеволодович, отец благовернаго и великаго князя Александра Ярославича Невскаго, да великаго князя Георгия Всеволодовича дети: Владимир, Мстислав, Всеволод» (Порфирий (Виноградов). 1903. С. 66-67).
В т. н. Месяцеслове троицкого иером. Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. на нижнем поле л. 333 об. другим почерком, вероятно несколько позднее, имеется приписка: «Великаго князя Георгия Всеволодовича дети Владимер, Мстислав, Всеволод, погребены во Володимере» (РГБ. Ф. 173/I. МДА. № 201). О местной канонизации святого во 2-й пол. XVII в. свидетельствует упоминание М. Г. в списках кон. XVII-XVIII в. «Книги, глаголемой описание о российских святых…» (Описание о российских святых. С. 218). Однако в нач. XVIII в. в близкую ей по составу «Книгу, обдержащую в себе собрание всех Российских святых чудотворцов» имена М. Г. и его братьев не были включены (Барсуков. Источники агиографии. № 47. С. VII).
М. Г. был записан в старообрядческий Месяцеслов Ионы Керженского под 4 февр. в числе блгв. князей, «убиенных от татарского воинства» (ЯИАХМЗ. № 15544. Л. 8. В 1°, список 1807-1811 гг.). Князь также упоминался в кратком Житии вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича, помещенном среди текстов «Алфавита русских святых» мон. Ионы (Там же. Л. 129 об.- 130). Утвердившаяся во 2-й пол. XVII в. дата памяти М. Г.- 4 февр.- с исторической т. зр. неверна, т. к. известно, что М. Г. и его жена скончались не 4, а 7 февр. 1238 г.
В 1882 г., во время реставрации во Владимире Успенского собора, были приведены в порядок княжеские гробницы, останки М. Г. освидетельствованы. 13 и 15 февр. 1919 г. мощи Владимирских святых, в т. ч., очевидно, и М. Г., были подвергнуты вскрытию. Их возвратили Церкви лишь в 50-х гг. XX в. (до 1958). В наст. время мощи М. Г. находятся в Успенском соборе Владимира. В 1982 г. канонизация М. Г. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, установленный по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.
На миниатюрах Голицынского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225) показаны события, в к-рых могли принимать участие члены семьи вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича, в т. ч. М. Г.: преставление еп. Суздальского Симона (Л. 232), хиротония во епископа игум. Митрофана (Л. 234), проводы митр. Киевского и всея Руси Кирилла из Владимира (Л. 234 об.), принесение св. мощей мч. Авраамия Болгарского во Владимир (Л. 267), венчание старшего брата М. Г. Всеволода (Л. 268 об.) и др. Однако среди изображенных нет персонажа, напоминающего юного княжича, даже если в тексте упоминается вел. кн. мч. Георгий Всеволодович «сам и з детми своими». М. Г. представлен в композиции, иллюстрирующей под 1236 г. текст: «Того же лета князь велики Юрьи Всеволодич жени сыны своя, князя Владимера и князя Мстислава» (Л. 298). Обе свадьбы изображены на одном листе сходным образом: молодой безбородый князь восседает с супругой за столом, на нем зеленый кафтан и красный плащ, на шее витая гривна, на голове княжеская шапка; возле князя - отец, вел. кн. мч. Георгий Всеволодович, с указующим жестом. Братья Всеволод и М. Г. (юный князь или средовек в шапке) показаны в цикле миниатюр, повествующих о событиях монголо-татарского нашествия 1237-1238 гг.: скорбь во Владимире о пленении кн. Владимира Георгиевича (Л. 313), отъезд вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича из Владимира («И остави в себе место в Володимери со владыкою детей своих Всеволода и Мстислава…» - Л. 313 об.), осада Владимира монголо-татарами и приведение к Золотым воротам плененного кн. Владимира (Л. 314 об.-315, 316), молебны с покаянием и плачем (Л. 316 об.), иноческий постриг княгини и детей вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича, в т. ч. М. Г. (в иноческом одеянии, очевидно, его старший брат - Л. 319 об.), бегство князей с боярами в «Средний град» (Л. 321 об.), мученическая гибель князей и княгинь (Л. 324).
Сведений о внешнем облике М. Г. в иконописных подлинниках не обнаружено. По мнению И. Л. Бусевой-Давыдовой, именно М. Г. как князь-мученик изображен на небольшой «раздаточной» иконе кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова): прямолично по пояс с крестом в правой руке, левая лежит на груди. На нем доспехи поверх зеленой рубахи, на плечах красная мантия с горностаевым мехом, скрепленная впереди фибулой (напоминает иконографию блгв. кн. Александра Невского). М. Г.- средовек с крупными чертами лица, разделенными на прямой пробор короткими волнистыми волосами и небольшой русой бородой, узкой и слегка раздвоенной на конце. Не исключено, поскольку нет уточнений в надписи («св. Кнзь Мистиславъ»), что на иконе написан др. блгв. князь с именем Мстислав.
В 1882-1884 гг. палехские мастера под рук. Н. М. Софонова включили в программу росписи Успенского собора Владимира композицию «Пострижение в схиму членов семьи блгв. кн. Георгия Всеволодовича перед гибелью» (ПЭ. Т. 11. С. 95-96).