Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОХНАТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
47, С. 517-519 опубликовано: 31 января 2022г.


МОХНАТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Празд. 12 окт.; в 10-ю неделю по Пасхе), чудотворный образ. В основу многочисленных икон, распространенных на территории Малороссии, легла заимствованная из польск. средневек. культуры иконография Ченстоховской иконы Божией Матери. Эти иконы были известны под различными топонимическими названиями: Дубовичская (Дубовицкая), Новодворская, Печерская икона Божией Матери из Введенского мон-ря в г. Нежине, Руденская (Рудненская), Суражская.

Мохнатинская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.
Мохнатинская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.

Мохнатинская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.
Давшее название М. и. небольшое с. Мохнатин Черниговского у. и губ., прежде - деревня с приходом в с. Рудня (позже Редьковка Черниговского у.), находилось в 22 верстах от Любеча по дороге из Чернигова. В храме Рудни находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери, прославление которой пришлось на 1687 г., а история неразрывно связана с М. и. Время появления чудотворного образа в Мохнатине неизвестно, описания 653 чудес от М. и. были зафиксированы в церковной летописи «Чуда Пресвятой Богородицы Мохнатинской деючиися от образа ея чудовнаго» и охватывали период с 1691 по 1781 г. В кон. XIX в. было опубликовано описание 12 наиболее показательных чудес. Первое датировано 1 окт. 1691 г., когда в день Покрова Пресв. Богородицы получила исцеление «жителька» с. Мохнатин Анна Кондратова Носка. Наиболее часто по молитве к М. и. получали исцеление: страдающие от болезней ног (чудо 1-е; 19-е - Максим Дейнеченко из Рудни Клюсовской Стародубского у.); бесноватые (чудо 15-е - Василий Пашнихонок из с. Сытой Буды); глухие (чудо 41-е - Феодора Прищепиха из с. Пекуровка Городнянского у.); расслабленные (чудо 51-е - Иван Панченко из с. Кривец Стародубского у.); слепые и слепорожденные (чудо 54-е - Терентий Осипович из г. Могилёва; чудо 607-е - сын свящ. Конона Якевича, викария Благовещенской ц. г. Чернигова); роженицы (чудо 616-е - жена Иоанна Доброницкого); тяжелобольные, которых считали уже «полумертвыми» (чудо 293-е - пан Красовский, есаул Черниговский; чудо 329-е - Феодор, сын пана Василия Солонины из Козельца; чудо 615-е - Василий, сын Стефана Тернавского; чудо 620-е - Яков Лизогуб) (П. С. 1893. № 2. С. 177-179).

Народное предание о М. и. было записано местным свящ. Лопуцким 31 мая 1851 г.: «По дороге от Чернигова к Любечу были церкви только в с. Рудне и Донжике, деревня Мохнатин принадлежала приходом к селу Рудне. Из бывших в Рудне двух священников - священник Филипп Петров, узнав, что вельможа Полуботок (в 1706- 1722 черниговский полковник, в 1722- 1723 наказной гетман Левобережной Украины.- И. З.) в с. Рудне (ныне Редьковка) начал строить новую большую деревянную церковь, купил у него старую малую церковь с. Рудни, в к-рой находился и явленный чудотворный образ Богоматери. Эту церковь священник Петров перевез в Мохнатин, который отделил от Рудни и сделал, с разрешения Архипастыря Лазаря Барановича, самостоятельным приходом. Чудотворного же Образа Богоматери вельможа Полуботок первоначально отдать не желал, и он поставлен был в новой церкви с. Рудни. Впоследствии дивные сонные видения заставили священника Петрова усиленно просить вельможу Полуботка отдать в Мохнатинскую церковь чудотворный образ Богоматери» (П. С. 1893. № 2. С. 53).

Это предание получило устное продолжение, согласно которому в кон. XVII в. в церкви Мохнатина появилась подлинная чудотворная икона из Рудни. «Пан Полуботок, несмотря на самые усиленные просьбы священника Филиппа Петрова, не согласился отдать чудотворный образ Богоматери в проданную им в Мохнатине старую церковь, но икона сама скрылась из новой церкви с. Рудни и явилась в Мохнатин таким образом: один из жителей с. Мохнатина возвращался в дом свой. Около уже села лошадь его пристала, и он начал подгонять ее, и вот, когда он размахнулся кнутом, чтобы сильно ударить не желавшее бежать животное, рука его мгновенно до того ослабела, что он не мог ею вовсе владеть. В сильном испуге он обернулся назад и увидел над возом стоящую и как солнце сиявшую икону Богоматери. Со страхом и трепетом он довез до храма своего села дивную святыню, там он со слезами стал просить и молить Царицу Небесную о помиловании и получил исцеление. Икона Богоматери торжественно при множестве народа, была внесена в церковь и поставлена на том самом месте в алтаре, на к-ром стояла в этой же церкви в селе Рудне» (Там же. С. 54).

«Истинное изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Мохнатинской». Гравюра. XVIII в.
«Истинное изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Мохнатинской». Гравюра. XVIII в.

«Истинное изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Мохнатинской». Гравюра. XVIII в.
Надпись в верхней части этой иконы гласила: «Истинное подобие и мера иконы Пресвятой Богородицы в Рудне», т. е. образ являлся списком Руденской иконы. Внизу на иконе воспроизведены строки четверостишия (сохр. 3 строки): «Идеже творящеся железо от блата,/ Тамо Дева вселися дражайшая злата / Люди жестокие нравы смягчают / И железные к Богу сердца обращают» (П. С. 1893. № 2. С. 55), также известные по подписи на Руденской иконе Божией Матери. Эти строки - посвящение свт. Димитрия Ростовского Руденской иконе, к-рую он видел в 1689 г., «из Чернигова переезжая до Рудни, под Любичем» (Димитрий Ростовский. 1839. С. 486-487), воспроизводились не только на списках чудотворной Руденской иконы, но и на драгоценных окладах к ним. Т. о., М. и. была создана как список Руденской иконы во время строительства Полуботком новой церкви в с. Рудня и затем помещена в новосозданный приходской храм в с. Мохнатин.

Основные элементы иконографии чудотворной М. и., местонахождение к-рой ныне неизвестно, достаточно четко предстают на фотографии рубежа XIX и ХХ вв., несмотря на значительные утраты лично́го (см.: Василий (Богоявленский). 1911. С. 115). Ее иконография соответствует иконографии Руденской иконы, к-рая известна, в частности, по гравюре Г. П. Тепчегорского «Изображение образа Чудотворнаго Пресвтыя Бцы Руденской яже мнози слепыя хромыя прокаженныи всякими недугами одержими получиша исцеление» в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» Симеона Моховикова (МГУ НБ. № 10536-22-71. 573. Л. 75 об., 1714-1715 гг.). Возможные сомнения относительно иконографического извода М. и., в т. ч. в отношении общих истоков данного извода, окончательно рассеивает гравюра «Истинное изображение чудотворного образа Пртой Бцы Мохнатинской», подлинник к-рой находился в собрании А. В. Олсуфьева (IX. 1714) и был опубликован Д. А. Ровинским. На гравюре, выполненной резцом, представлено изображение коронованной Божией Матери Ченстоховской, вплоть до раны от сабельных ударов на правой ланите; над Богоматерью вверху надпись: «И слово плот быст и вселися в ны» (Ин 1. 14), внизу размещены строки из молитвы к Пресв. Богородице «Царице моя Преблагая» (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1271).

Службы М. и. совершали в 1-е воскресенье каждого месяца. К этому дню из ближних и дальних сел и из г. Чернигова собирался народ; «служение Божественное Литургии в эти дни начинается и ныне часом около десяти утра, чтобы дать возможность прибыть в храм иноприходным. После литургии совершается крестный ход к колодцу вблизи храма, где бывает торжественное водоосвящение. Но с особенною торжественностью совершается Богослужение в честь Мохнатинского образа Богоматери в десятое воскресение после Светлого праздника Пасхи. Это, так сказать, храмовый праздник в честь сего образа; накануне этого дня совершается торжественное всенощное бдение, иногда и собором. Утром пред литургиею, которая в этот день начинается не ранее десяти часов, бывает чтение акафиста и водоосвящение, а после литургии крестный ход с образом Богоматери вокруг храма. Праздник заканчивается вечернею, после которой о второй раз торжественно читается акафист Богоматери и бывает внебогослужебное чтение» (П. С. 1893. № 5. С. 179-180). В кон. XIX в. перед М. и. совершали особые службы, а Руденская икона не упоминалась совсем - в это время чудотворной иконы в храме с. Рудня уже не было. Гр. Г. А. Милорадович указывал, что в кон. XIX в. Руденская икона пребывала «в с. Мохнатине Черниговского уезда, в 15 верстах от Рудни, в 20 от Чернигова, и в 30 от Любеча» (Милорадович. 1884. С. 944). Др. авторы считали, что икона была принесена 25 окт. 1690 г. под Киев и поставлена в «паненском монастире Покрова в церкви Пресвятыя Богородици» (Величко С. Летопись Юго-зап. России в XVII в. К., 1855. Т. 3. С. 88-90), возможно после того, как с нее был сделан список для церкви с. Мохнатина, вероятно, ок. 1691 г., когда М. и. была уже известна своими чудесами, а упоминания о Руденской иконе в этом регионе перестали встречаться.

Лит.: Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Милорадович Г. А. Чудотворная Любечская икона Божьей Матери в Любече // Черниговские епарх. изв. Приб. 1884. № 23. С. 941-951; [П. С.]. Сказание о местночтимой иконе Богоматери Мохнатинской // Там же. 1893. № 2. С. 52-56; № 5. 176-180; Поселянин Е. Богоматерь. С. 656; Василий (Богоявленский), еп. Картины церк. жизни Черниговской епархии из IX-вековой её истории. К., 1911. С. 115; Злотникова И. В. Новодворская икона. Прообраз и списки: проблема бытования // Церковь и общество: история и современность: Мат-лы IV науч.-образов. Знаменских чт. Курск, 2009. Т. 1. С. 135-141; она же. Икона Божией Матери Ченстоховская в синодальной и старообрядческой иконописи // Молодые об искусстве: Науч. статьи аспирантов и соискателей НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ: Сб. ст. / Отв. ред.: Р. М. Байбурова. М., 2011. Вып. 2. С. 135-145; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени // Sztuka Europy Wschodniej. Warsz.; Toruń, 2013. Т. 1. S. 71-77; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. Н.-Й., 2014. № 1/2(113). С. 6-14.
И. В. Злотникова