Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОТРОНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
47, С. 515-517 опубликовано: 30 января 2022г.


МОТРОНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Собор во имя Св. Троицы. 1727 г. Фотография. 2013 г.
Собор во имя Св. Троицы. 1727 г. Фотография. 2013 г.

Собор во имя Св. Троицы. 1727 г. Фотография. 2013 г.
(Черкасской и Каневской епархии УПЦ), находится в с. Мельники Чигиринского р-на Черкасской обл. (Украина). Первоначально мужской. Расположен на территории т. н. скифского Мотронинского городища. Первые достоверные сведения о М. Т. м. относятся к 1568 г., когда монахи, собравшиеся в Мотронинском лесу, испросили благословение у митр. Киевского и Галицкого Ионы III (Протасовича (Протасевича)-Островского) на строительство обители. Об этом сообщалось в несохранившейся монастырской хронике, к-рую пересказал бывш. наместник М. Т. м. архим. Афанасий (Ɨ 1850), а также в отдельных актах из собрания мон-ря (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 20). В 1577 г. упоминается Григорий, «архимандрит Мотренинский» (СбРИО. 1888. Т. 62. С. 637). Топоним Мотронинский лес встречается в завещании казака Т. Воловача от 6 авг. 1600 г. (Каманин И. К вопросу о козачестве до Богдана Хмельницкого // ЧИОНЛ. 1894.Кн. 8 Отд. 2. С. 91). В 1620-1621 гг. гетман П. К. Сагайдачный построил в М. Т. м. храм во имя Св. Троицы и утвердил за обителью земельные наделы (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 8. Л. 5). 11 янв. 1648 г. митр. Киевский Сильвестр (Косов) дал антиминс в Троицкий храм и утвердил наместником игум. Пафнутия, занимавшего эту должность до своей кончины.

В 1664 г. польск. кор. Ян II Казимир в мест. Борисполь в привилее провозгласил «конфирмацию» (утверждение) всех прав обители. В 1670 г. митр. Киевский и Галицкий Иосиф (Нелюбович-Тукальский) выдал монастырю др. антиминс. В грамоте от 18 марта 1670 г. он повелел игумену ехать к гетману П. Д. Дорошенко, который несколько раз принял настоятеля в своей резиденции в Чигирине и выдал мон-рю 2 универсала. Первым, от 22 июня 1671 г., Дорошенко предоставил обители 200 злотых, а вторым, от 13 июля 1671 г., гетман в ответ на жалобу игум. Пафнутия запретил чигиринским старостам использовать монастырских людей на работах вне обители.

Во время турецких походов на Чигирин в 1672 и 1677-1678 гг. М. Т. м. был разрушен. 6 дек. 1685 г. митр. Киевский и Галицкий Гедеон (Святополк-Четвертинский) освятил в обители новую часовню. При строительстве часовни была найдена каменная плита, на к-рой имелась надпись о том, что мон-рь основал еп. Переяславский Павел († 1231). О находке плиты упоминается в несохранившейся хронике М. Т. м., выписки из к-рой содержатся в архивном собрании обители (Там же. Л. 5-6).

К нач. XVIII в. в результате казацких набегов М. Т. м. был разорен. В 1711 г., после подписания Прутского мирного договора, земли на правом берегу Днепра, за исключением Киева, оказались под властью Речи Посполитой. В 1717 г. по прошению Переяславского и Бориспольского еп. Кирилла (Шумлянского) чигиринский староста польский магнат кн. Я. К. Яблоновский, удовлетворив письменное прошение строителя схим. Игнатия (Сахненко; Ɨ 1753), бывш. казачьего сотника, помог монахам восстанавливать обитель, освободил монастырь от податей, подтвердил его права на землевладения. В том же году Яблоновский дал указание чигиринским урядникам, «чтобы разрушенному Мотронинскому монастырю помогали восстанавливаться» (Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 34). В 1719 г. игум. Афанасий получил от гетмана И. И. Скоропадского подтверждения того, что он по праву владеет монастырскими имениями. Обитель приобрела урочище Замятница.

В 1729 г. в М. Т. м. разбойники похитили все документы на имущество (их оригиналы хранились в Переяславской консистории), забрав с собой все самое ценное. 24 авг. 1731 г. Яблоновский издал грамоту об освобождении М. Т. м. от всех податей и налогов, он же 11 июля 1746 г. передал монастырю хутор Грищенково.

В 1726 г. еп. Кирилл (Шумлянский) благословил строительство 5-главого деревянного собора во имя Св. Троицы, к-рый был освящен 21 июня 1727 г. В соборе почиталась икона Божией Матери в позолоченной ризе, «старого письма». К хорам храма была пристроена теплая ц. в честь Преображения Господня (1735-1736), освященная еп. Переяславским и Бориспольским Никодимом (Сребницким), к-рая простояла до разборки Троицкого собора в 1799-1800 гг. В 1751 г. по благословению еп. Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии Иова (Базилевича; Ɨ 1776), в отремонтированном здании старой деревянной трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи был устроен престол в честь Покрова Пресв. Богородицы. Но уже в 1774 г. богослужения в этом храме прекратились в связи со строительством новой трапезной.

В 1746 г. по инициативе наместника схим. Игнатия в пещерах, находившихся рядом с М. Т. м., были освящены церковь и часовня, а также основан монастырский хутор в урочище Зосимовщина. В окт. 1747 г. схим. Игнатий купил урочище Педновское с мельницами, благодаря чему М. Т. м. укрепил свое экономическое положение. 10 июля 1749 г. по его просьбе чигиринские управители утвердили за М. Т. м. урочище Бичева.

В 1749 г. насельник М. Т. м. мон. Серапион совершил паломничество в Иерусалим, написал путевые заметки под названием «Путник» (Путник, или Путешествие во Св. Землю Мотронинского монастыря инока Серапиона, 1749 г. // ЧОИДР. 1873. Кн. 3. Отд. 5. С. 78-129). 25 янв. 1756 г. игум. Мелхиседек (Значко-Яворский), занимавший должность наместника в 1753-1768 гг., основал монастырский скит с хутором в урочище Замятница. По его инициативе в ответ на посягательства униатов определенные Яблоновским права обители были внесены 27 окт. 1761 г. в книги Житомирского гродского суда (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. Д. 6. Л. 9). 14 марта 1765 г. представитель униат. архимандрита комиссар Сичинский ворвался в обитель и объявил, что М. Т. м. в скором времени должен стать униатским. 6 янв. 1768 г. игум. Мелхиседек просил еп. Переяславского и Бориспольского Гервасия (Линцевского) о разрешении собирать милостыню в Запорожской Сечи, аргументируя это тем, что «монастыр благочестивый Троецкий Мотренинский в крайнем убожестве состоит, в 1766 годе и последний тоего монастыря скот от унеятов ограблен» (Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 50). М. Т. м. пострадал в ходе гайдамацкого восстания 1768 г., известного под названием Колиивщины, одним из предводителей к-рого стал бывш. послушник обители Максим Железняк (Зализняк). В причастности к восстанию польск. власти необоснованно обвиняли и игум. Мелхиседека. Вероятно, из-за гайдамацкого восстания 1768 г. и ужесточения правил по сбору милостыни поездка братии в Запорожскую Сечь не состоялась, но тем не менее в 1770 и 1772 гг. монахи собирали милостыню в Запорожской Сечи (ЦГИАК. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166). 6 авг. 1772 г. наместник иером. Иринарх (Баландовский) был возведен в сан игумена. В 1773-1776 гг. по благословению еп. Переяславского Иова (Базилевича) в М. Т. м. была построена новая трапезная, в 1775 г. сооружены ворота с новой колокольней.

В 1775 г. монахи основанного орденом василиан Уманского мон-ря захватили Свято-Троицкий муж. мон-рь в мест. Лысянка, после чего лысянская братия перешла в М. Т. м. (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 8. Л. 6). В том же году униатский супериор Уманского мон-ря и ректор Уманской школы ордена василиан Афанасий Назаревич принуждал к переходу в унию и насельников М. Т. м., присылая своих посланников с угрозами. 17 нояб. 1777 г. владелец земель, познанский воевода кн. А. Яблоновский, отнял у М. Т. м. нек-рые права. Однако его наместник кн. Михаил Любомирский в 1777 г. позволил М. Т. м. основать новый монастырский хутор вместо ранее утраченного.

В 1786 г. М. Т. м. был отнесен к заштатным обителям. После 1795 г. мон-рь был переведен в ведение Киевской епархии. В 1795 г. игум. Иринарх (Баландовский) был уволен на покой, новым настоятелем стал архим. Антоний († 6 февр. 1807). При нем в 1799-1800 гг. разобрали деревянный Троицкий собор (1726) и в 1800 г. построили одноименный каменный храм. Новая соборная церковь «от поспешности в кладке, и по непрочности материалов» обрушилась в окт. 1802 г. и на средства подрядчика была отстроена в 1803-1804 гг.

19 апр. 1801 г. настоятель глуховского Петропавловского муж. мон-ря архим. Мелхиседек (Значко-Яворский) пожертвовал в пользу обители 1 тыс. р. 26 февр. 1802 г. он же пожертвовал еще 2 тыс. р.

В 1805-1836 гг. М. Т. м. вел тяжбу с помещиком И. Сабанским, предводителем дворянства Ольгопольского у., который продавал монастырский лес и отнял у братии часть мельниц. Суд прекратился в 1836 г., когда новый владелец соседних сел И. И. Фундуклей заключил с мотронинским игум. Палладием мировое соглашение.

В 1815 г. на средства помещика М. Обидовского для Троицкого храма был сооружен иконостас. В 1813 г. была разобрана старая колокольня, в 1820 г. перестроена и через год освящена деревянная теплая трапезная ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, к которой пристроена колокольня. Храм был расписан К. М. Обидовским, сыном помещика Обидовского. Ансамбль М. Т. м. дополнили трапезный корпус (1824), просфорная (1826), настоятельский корпус (1830) и братский корпус с каменной оградой (1837). В 1845 г. в М. Т. м. побывал Т. Г. Шевченко и оставил в подарок обители ее акварельное изображение. 14 февр. 1846 г. Киевская духовная консистория запретила раскапывание старинных валов рядом с мон-рем, потребовала засыпать пещеру, в к-рой ранее был устроен монастырский храм.

К сер. XIX в. недалеко от входа в М. Т. м. находился целебный источник с колодцем и часовней во имя св. Онуфрия. Однако в 1869 г. часовни уже не было, «вне монастыря колодезь пр. Онуфрия, како срубом, так калиткою совершенно запущен, без починки находится» (Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 172).

С 1850 г. настоятелем М. Т. м. являлся выпускник КДА архим. Александр (Демченко), составивший 1-е историческое описание монастыря (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 22). В 1859 г. в М. Т. м. проживало 24 насельника, в т. ч. 5 иеромонахов, 3 иеродиакона и 16 послушников, в 1882 г.- 17 насельников, в 1907 г.- 31 насельник. Мон-рь владел 281 дес. удобной и 62 дес. неудобной земли.

В 1911 г. М. Т. м. был преобразован в женский. Настоятельница игум. Мелитина (Руденкова) в сент. 1919 г. из-за постоянных грабежей и нападений вместе со священником покинула обитель по разрешению Киевской духовной консистории. В 1920 г. игум. Мелитина вернулась в М. Т. м., но из-за болезни вскоре отказалась от управления обителью. 16 сент. 1922 г. митр. Киевский и Галицкий Михаил (Ермаков) благословил ее принять схиму. В окт. 1922 г. новой настоятельницей М. Т. м. была назначена мон. Евстратия (Кочевая). 19 мая 1924 г. в мест. Смела еп. Черкасским и Чигиринским Филаретом (Линчевским) она была возведена в сан игумении.

В сер. 20-х гг. XX в. в регионе активизировалось обновленческое движение. Несмотря на давление обновленцев, насельницы отказались примкнуть к ним. 26 июля 1923 г. в М. Т. м. состоялся съезд духовенства с участием 16 священников и десятков верных, направивший обращение к временно управлявшему Киевской епархией еп. Уманскому сщмч. Макарию (Кармазину) с просьбой назначить своего уполномоченного представителя по Черкасскому округу «в целях прекращения обновленческого движения». В качестве кандидата был выдвинут местный благочинный прот. Иоанн Клеопов. Тем не менее часть клириков признала власть назначенного в 1924 г. обновленческого Черкасского «епископа» Иосифа Яцковского. Духовник обители иером. Александр (Березовский), состоявший в братии соседнего Медведовского Николаевского муж. мон-ря, в 1923-1924 гг. неск. раз отказывался признавать власть обновленцев и оставался в подчинении еп. Черкасского Филарета, служившего в Успенском соборе в Смеле. В 1926 г. в офиц. сводках, составленных уполномоченными по Черкасской обл., упоминалось, что прихожане и духовенство М. Т. м. по-прежнему осуждают обновленчество и признают власть еп. Таращанского, викария Киевской епархии Георгия (Делиева), вступившего во временное управление епархией (ГА Черкасской обл. Ф. Р-184. Оп. 1. Д. 3. Л. 127). Также в отчетах говорилось о причастности послушниц обители к подпольным, катакомбным правосл. общинам (Там же. Ф. 375. Оп. 1. Д. 74. Л. 183).

В окт. 1929 г. Шевченковский окружной исполком принял решение о закрытии М. Т. м., насельницам было предложено переехать в Красногорский (Золотоношский) в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь, где насчитывалось 14 свободных келий. Постановлением секретариата Всеукраинского ЦИК от 21 нояб. 1929 г. М. Т. м. был окончательно упразднен. Все здания с имуществом переданы сельскохозяйственной коммуне «Завет Ильича», расположенной в соседнем с. Мельники. Часть насельниц, уцелевших в годы репрессий, в 1941 г. попытались восстановить жен. общину при храме с. Гарбузин (ныне Корсунь-Шевченковского р-на). В 1943 г. нем. войсками была уничтожена деревянная ц. свт. Иоанна Златоуста. В 1944 г. община была разогнана властями, духовник сестер прот. Николай Кукулевский арестован.

В 1968 г. была разработана проектная документация по реставрации Свято-Троицкой ц. За образец внешнего вида храма был взят рисунок Шевченко «Мотронин монастырь» (1845). Планировалось, что после реставрации в ней будет устроен музей Колиивщины. Но реставрация так и не была завершена.

В сент. 1990 г. при Троицком храме бывш. обители, переданном Церкви, был открыт скит Красногорского Покровского женского мон-ря, а 24 янв. 1991 г. Синодом УПЦ принято решение о возобновлении самостоятельного М. Т. м. Первой настоятельницей (1991-2014) была игум. Матрона (Гребенович). 27 дек. 2002 г. при М. Т. м. было открыто духовное уч-ще. Сохранилась Троицкая ц., построен келейный корпус. 17 авг. 2005 г. архиеп. Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) освятил новопостроенный скит обители с храмом св. Софрония Иерусалимского в с. Замятница Чигиринского р-на, на месте ранее существовавшего монастырского хутора. С 1 апр. 2015 г. настоятельницей М. Т. м. является игум. Илария (Топитчак).

В М. Т. м. хранилась «Хроника Мотронинского монастыря», описывавшая события 1516-1749 гг. Небольшая выдержка из этого текста опубликована по выпискам, сделанным историком П. А. Кулишом, в сб. «Южнорус. летописи, открытые и изд. Н. Белозерским» (К., 1856. Т. 1. С. 17). Евангелие из монастырской б-ки, изданное в 1773 г., хранится в Черкасском областном художественном музее.

Арх.: ЦГИАК. Ф. 180.
Ист.: Акты по истории заграничных мон-рей Киевской епархии XVII-XVIII вв. К., 1905. 2 ч.
Лит.: Памятная книжка Киевской епархии. К., 1882; Зверинский. Т. 2. С. 209; Денисов. С. 313; Мариновський Ю. Ю. Мотронинський Троïцький мон-р: Iст. нарис. Черкаси, 1990; он же. Документальнi свiдчення про останнi роки мон-рiв на Черкащинi: 20-тi рр. ХХ ст. // Укр. археогр. щорiчник. К., 1993. Вип. 2. С. 68-91; он же. Православнi мон-рi на теренi сучасноï Черкаськоï обл. Черкаси, 1997. Кн. 1: До 1917 р.; 2002. Кн. 2: Пiсля 1917 р.; Кривенко С. До iсторiï вiдносин радянських установ та правосл. Церкви: Черкащина, 1944-1965 рр. // Родовiд. Черкаси. 1996. № 13. С. 31-56; Нескорений велет: Сторiнки iсторiï Мотронинського Св.-Троïцького мон-ря. Черкаси, 2004.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (жен.) Мотронинский во имя святой Троицы женский монастырь (Черкасской и Каневской епархии УПЦ)
См.также:
АННЫ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ НА АННИНОЙ ГОРЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черновицкой и Буковинской епархии), действующий, осн. в 1993 г.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Харьковской и Богодуховской епархии
БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)
БОЯНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Черновицкой и Буковинской епархии