Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОИСЕЙ
46, С. 324-325 опубликовано: 12 ноября 2021г.


МОИСЕЙ

Моисей, еп. Тверской, посылает грамоту в Москву. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 884)
Моисей, еп. Тверской, посылает грамоту в Москву. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 884)

Моисей, еп. Тверской, посылает грамоту в Москву. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 884)
(† 1467/68), еп. Тверской (1458-1461). Происхождение М. неизвестно. В 1458 г. он был архимандритом тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1-й известный по имени настоятель этой обители). После кончины Тверского еп. Илии (30 дек. 1456) новым владыкой был поставлен М. Хиротонию в тверском Спасском соборе 29 янв. 1458 г. в присутствии вел. кн. Тверского Бориса Александровича возглавил митр. Киевский свт. Иона. Очевидно, М. был близок к вел. кн. Борису Александровичу и пользовался его полным доверием.

По мнению нек-рых историков Церкви XIX в. (Макарий. История РЦ. С. 214; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 158), именно М. посвятил прп. Макария (Кожина; Ɨ 1483) во иеромонаха и игумена Макариева Калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря. Однако, судя по одной из купчих грамот, прп. Макарий стал игуменом уже при предшественнике М. Илии (АСЭИ. Т. 3. № 121. С.157). Кроме того, в литературе XIX в. ошибочно указывалось без учета данных тверского летописания, что М. был хиротонисан в 1453 г. (см., напр.: ИРИ. Ч. 1. С. 136; Строев. Списки иерархов. Стб. 442).

К 1458/59 г. относится послание св. митр. Ионы к М. с требованием прибыть в Москву: «...чтобы еси был к нам, церковных ради великих дел... занеже твоя братия, архиепископ ростовьскый и иные все владыкы здесь у нас благословилися, и показали есмо их духовне о всем» (Абеленцева О. А. Митр. Иона и установление автокефалии Русской Церкви. М.; СПб., 2009. № 47. С. 422-423). В послании говорится, что святитель уже дважды посылал к Тверскому епископу своих послов, но тот не отозвался на приглашение митрополита. По всей видимости, от М. требовалось заявить перед митрополитом и Освященным собором о непризнании поставленного 15 окт. 1458 г. в Риме бывш. К-польским патриархом Григорием III Маммой униатского митр. Киевского Григория Болгарина.

М. вновь не поехал в Москву, что объясняется или пролитовской позицией кн. Бориса Александровича, в т. ч. в церковных вопросах (тем не менее очевидно, что М. не присоединился к унии), или, по Э. Клюгу, тем, что «Борис не хотел, чтобы под московское влияние попал тот человек, которому он доверил столь важную роль на случай регентства при малолетнем княжиче (Михаиле Борисовиче.- М. П.)» (Клюг. 1994. С. 332). Без участия М. в дек. 1459 г. в Москве состоялся Собор рус. епископов, к-рый отверг претензии Григория на епархии Сев.-Вост. Руси (ПДРКП. № 83. С. 627-632; РФА. 2008. № 14. С. 108-110).

После кончины кн. Бориса Александровича (Ɨ 10 февр. 1461) и вокняжения 15 февр. 1461 г. в Твери его несовершеннолетнего сына Михаила Борисовича (род. в 1453) М. вынужден был (очевидно, под давлением боярского окружения нового правителя, в т. ч. братьев С. З. и Б. З. Бороздиных) оставить кафедру и удалиться на покой в Отрочь мон-рь. Это было сделано с целью улучшить отношения с Москвой. 22 марта в Москве (впервые в истории новгородско-тверских церковных отношений) новым архиепископом Тверским и Кашинским свт. Иона поставил Геннадия (Кожина) (1461-1477), младшего брата прп. Макария Калязинского и преемника М. в качестве архимандрита Отроча мон-ря. Геннадий в отличие от М. сразу дал присяжную грамоту о верности московскому митрополиту и непризнании униат. митр. Григория (РФА. 2008. № 2. Стб. 82-83; № 55. С. 201-202).

М. скончался и был погребен в Отроче мон-ре. Согласно писцовой книге П. Д. Норбекова 1626 г., гробница М. (к-рый погребен под спудом) находилась за правым клиросом соборного Успенского храма, на нем имелась крашеная плащаница с образом М. и надписью «Епископ Тверскии Моисеи» (Чередеев. 1859. С. 49).

Ист.: АИ. Т. 1. № 271. С. 502; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 496, 497; ПДРКП. № 82. Стб. 625-626.
Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 452; Чередеев К. К., прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 48-49; Первухин Г. П., прот. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 51-53; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 506-507; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994 (по указ.); Лурье Я. С. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Московского гос-ва. СПб., 1994. С. 137; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 31.
М. В. П.
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Моисей († 1467/68), епископ Тверской (1458-1461)
См.также:
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский