На планах Дальних пещер XVIII - 1-й пол. XIX в. мощи М. Чудотворца показаны лежащими отдельно (см.: Дива. 1997. С. 137-138).
М. не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкел и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о св. отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что М. «чудотворец, хотячи ся сподобити Богу, и ему душу и тело чисто представити, различно тело свое старался умерщвляти постом, молитвами и воздержанием, подвигами и поясом железным, который на голом теле носил, и крест великий железный, который своими руками был зробин, за которые подвиги и труды сподобился от Господа прияти чудотворения даров, и по смерти в небе неизреченныя радости наслаждается» (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 47). Святому имеются тропарь и кондак (Там же. С. 47-48).
Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание М. введено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. День памяти М., как и мн. др. св. отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)).
Описание облика М. представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дней памяти): «Сед, брада и власы Сергиевы (прп. Сергия Радонежского.- Э. Ш.), схима на плечах, риза преподобническая, испод празелень» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 316 - «левыя страны», 23-й; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 174. № 374; То же в рукописи клинцовского иконописца И. Г. Кулакова - РНБ. Титов. № 4765, кон. XVIII в.; см.: Там же. С. 260. Примеч. 3).
В Дальних пещерах, над ракой с мощами преподобного, находится написанная маслом на металлической пластине икона М., к-рая была создана наряду с др. единоличными образами святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, после 1842 г. (с прописями кон. XX в.) в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками). Полуфигура святого представлена в легком повороте вправо; М. показан мужем средних лет с рыжеватой бородой средней длины; облачен в мантию, на голове округлой формы клобук с наметкой; кисть правой руки - у груди, левой он придерживает за корешок внизу книгу. Этой иконе близок образ святого, представленный на большом живописном полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданном в мастерской Киево-Печерской лавры и находящемся при нижнем входе в Дальние пещеры: М. изображен в развороте вправо со слегка склоненной головой, в молитвенном сосредоточении, что подчеркивают четки в левой прижатой к груди руке; длинная без проседи каштановая борода незначительно сужается книзу; на голове клобук округлой формы. В нимбе надпись: « () ».
Образ М. входит в состав композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, сложение к-рой было связано с процессом канонизации печерских чудотворцев во 2-й пол. XVII в. Композиция известна на иконах и эстампах вплоть до нач. XX в. Наиболее распространенным является извод, на к-ром по сторонам от иконы Успения Пресв. Богородицы (Киево-Печерской) и Великой лаврской церкви представлены 2 группы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах. М. изображен в правой группе чудотворцев Дальних пещер, стоящих за прп. Феодосием Киево-Печерским. Местоположение М. в этой группе остается неизменным в большинстве случаев - в 3-м снизу ряду, в центре пятерицы святых (с преподобными Силуаном, Евфимием, Феодором Молчаливым и Арсением Трудолюбивым). Характерной и повторяющейся чертой иконографии М. является его изображение с непокрытой головой (куколь лежит на плечах), лик святого обращен вверх; практически везде при имени используется эпитет «Чудотворец». Такой образ святого представлен, напр., на киевской гравюре работы Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ) - у М. округлая, средней длины борода, слегка вьющиеся волосы до плеч, в нимбе подпись: « ». Образ М. устойчиво отмечается на многочисленных гравюрах и литографиях «Собор Киево-Печерских святых», в т. ч. самых ранних (2 такие гравюры Д. А. Ровинский датировал кон. XVII (№ 1507) и 1-й пол. XVIII в. (№ 1506; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623), а также на гравюрах 2-й пол. XVIII в. почаевского мастера Иосифа Гочемского, 1771 (или 1774) г. работы Иоанна Кончаковского и копии последней 1821 г. работы Герасима Проценко и др. (см.: Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517); на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ); на хромолитографии мастерской Киево-Печерской лавры 1894 г. (РГБ; см.: Алёхина. 2006. С. 64. Кат. 135) и др.
Сказанное о традиц. схеме композиции «Собор Киево-Печерских святых» на примере эстампов является верным и для икон, напр.: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117) - волосы М. с проседью, борода недлинная, округлая, подпись в нимбе: « »; 1-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); сер. XIX в., предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 3-й четв. XIX в. на эмали (Нововалаамский мон-рь, Финляндия); посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве) - каштановые волосы без проседи разделены на прямой пробор и убраны назад, борода окладистая; 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова; см.: Русские святые: Избранные иконы из колл. Феликса Комарова. М., 2016. С. 59-65. № 6), выполненная иконописцем из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город Брянской обл.). На нек-рых иконах взгляд М. обращен вперед, как, напр., на иконах: посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ; см.: Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - седовласый старец, борода клиновидная; 1-й трети XIX в. (КБМЗ; см.: Русские святые: Кат. выст. / Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 98-99, 258. Кат. 42) - голова не покрыта, каштановые волосы с проседью, борода недлинная, клиновидная, подпись: « ». Определенное место в композиции и сохранение особенностей облика М. позволяют опознать его образ на небольших по размеру иконах, в т. ч. эмалевых, где отсутствуют подписи при изображениях святых (напр., на образке работы одной из мастерских г. Ростова Ярославской обл., 2-я пол. XIX в., ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 48. Кат. 79).
В композиции «Собор Киево-Печерских святых» встречаются изменения в группах святых относительно их традиц. извода. Образ М. сохраняет расположение в пределах своей группы святых, но его фигура оказывается смещенной к центру (хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина, ц. вмц. Варвары в Казани) или к краю, как, напр., на иконе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 33. Кат. 61), на иконе в среднике 3-створчатого складня (XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Там же. С. 53. Кат. 88), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ). На мстёрской иконе посл. четв. XIX в. он представлен в 5-м ряду, с острой на конце бородой, в левой руке - свиток (частное собрание, см.: «Все остается людям»: Русская иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова (1883, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом / ГРМ. СПб., 1997. С. 169) его оглавный образ перемещен в верхнюю часть правой группы. В ряде случаев, когда нарушена не только компоновка «пятериц», но и черты облика, образ М. возможно определить только по надписи. К таким изображениям относится раскрашенный офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Там же. С. 63. Кат. 121) - М. в клобуке, борода средней длины, сужается книзу, в подписи при имени эпитет «Чудотворец» отсутствует. Вопреки логике соответствия изображений святых пещерам, где они были погребены (при сохранении на своих местах фигур преподобных Антония и Феодосия), была переработана схема композиции «Собор Киево-Печерских святых» на иконе 2-й пол. XIX в. (ныне в Cобрании русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]. Ил. на с. 498, 500). Образ М. на этой иконе, как и образы др. святых, не имеет эпитета при имени. Однако опознать М. можно благодаря традиции изображать его с не покрытой куколем головой (темный куколь с красными и охристыми крестами лежит на плечах). М. открывает ряд преподобных в левой группе, в 4-м ряду снизу (изображение еще одного Киево-Печерского святого с именем Моисей - прп. Моисея Угрина, как более древнего и почитаемого, помещено в 1-м ряду святых, он в куколе). Иконописец наделил М. такими специфическими чертами, как обширная плешь на голове и недлинная, разделенная на кудрявые «космочки» борода, он темноволосый, без проседи; в нимбе подпись - « ».
В монументальной живописи изображение М., выполненное в академических традициях, представлено в группе святых XIV в. (расположены в алфавитном порядке) в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). М.- длиннобородый седовласый монах в серо-черной мантии, из-под к-рой видна епитрахиль, в черном островерхом куколе на голове, с длинными четками в левой руке, шествует первым в своем ряду.