Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОДЕСТ
46, С. 220-221 опубликовано: 3 ноября 2021г.


МОДЕСТ

(Никитин Тихон Николаевич; 12.08.1867, Воронеж - 2.12. 1937, г. Вязьма Смоленской обл.), архиеп. Смоленский и Вяземский. Из семьи диакона. В 1878 г., по окончании начальной школы в с. Чертовицком Воронежского у. и губ., поступил в Воронежское ДУ. В 1883 г. окончил уч-ще и поступил в Воронежскую ДС. В 1889 г., по окончании семинарии, был назначен псаломщиком Трехсвятительской домовой ц. Воронежского ДУ и одновременно учителем певчих архиерейского хора. 6 окт. 1891 г. рукоположен во иерея. Был назначен священником Димитриевского храма слободы Никитовка Валуйского у. Воронежской губ. С 1893 г. был также законоучителем Никитовской церковноприходской школы, в 1896-1899 гг.- наблюдателем церковноприходских школ Валуйского у. В 1898 г. овдовел. По резолюции Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) от 10 сент. 1899 г. принят в МДА. В июле 1903 г., по окончании академии со степенью канд. богословия, назначен священником Всехсвятской ц. в г. Феодосии Таврической губ. С 13 янв. 1904 г. одновременно работал законоучителем в Феодосийском учительском ин-те. 21 авг. того же года переведен священником в Тихвинско-Онуфриевскую ц. в Воронеже, стал сверхштатным членом Воронежской духовной консистории. С сент. 1905 г. также являлся законоучителем в Воронежской фельдшерской школе и жен. гимназии М. П. Кожевниковой. В нояб. 1907 г. принят в число братии Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Московском Кремле. 14 дек. того же года принял монашеский постриг с именем Модест. В февр. 1908 г. назначен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Также занимал должности наблюдателя послушнических монастырских школ Москвы (с мая 1908), благочинного мужских и женских мон-рей Московской епархии (с дек. 1908), наблюдателя московских церковноприходских школ (с апр. 1909).

4 авг. 1913 г. хиротонисан во епископа Верейского с оставлением в должности настоятеля Знаменского мон-ря. Стал 5-м викарием Московской епархии (со 2 мая 1914 - 4-й, с 24 мая того же года - 3-й, с 25 нояб. 1916 - 2-й викарий Московской епархии). С 7 окт. 1913 г. заведовал Московскими пастырскими курсами. 19 мая 1914 г. назначен настоятелем московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря. Также являлся председателем Московского миссионерского об-ва. Во время первой мировой войны был председателем Комитета по устройству лагерей для раненых. М. сочувственно относился к имяславию. 23 февр. 1914 г. он принял участие в 1-м совещании по делу о 25 имяславцах, подлежащих суду Московской Синодальной конторы. В мае того же года был направлен в С.-Петербург для встречи с имяславцами, не пришедшими на суд, затем отправился в пос. Любань-Горка Новгородской губ., где провел беседу с 17 иноками. 7 мая, вернувшись в Москву, М. представил Московской Синодальной конторе доклад, в к-ром высказался в защиту имяславцев. Было решено закрыть судебное дело в отношении монахов и передать их на попечение М. в московский Покровский мон-рь. Позднее благодаря поддержке М. многие имяславцы в священном сане получили разрешение в священнослужении и были отправлены на фронт в качестве полковых священников. 8 мая 1917 г. М. был назначен временно управляющим Рязанской епархией, а 9 окт. того же года - епископом Севастопольским, викарием Таврической епархии. Не приступил к управлению Севастопольским викариатством, т. к. 11 дек. 1917 г. был уволен на покой по болезни. Поселился в Белогорском в честь Воскресения Христова мужском монастыре. В сент. 1921 г. М. был назначен епископом Аксайским, викарием Донской епархии.

В мае 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 31 мая обновленческое Высшее церковное управление назначило М. временно управляющим Царицынской епархией, 21 июля - епископом Царицынским и Усть-Медведицким и временно управляющим Ростовской (на Дону) епархией. 12 нояб. 1922 г. возведен обновленцами в сан архиепископа. В апр. 1923 г. переведен на обновленческую Тверскую кафедру, в дек. того же года - на Владимирскую кафедру. 1 марта 1924 г. стал обновленческим архиепископом Донским и Новочеркасским с местопребыванием в г. Новочеркасске, с апр. 1925 г.- обновленческим архиепископом Верхнедонским с местопребыванием в г. Шахты. В окт. того же года участвовал во 2-м обновленческом «Поместном Соборе» в Москве, тогда же был назначен архиепископом Пензенским и Саранским. В дек. 1925 г. М. был уволен на покой и уехал в Новочеркасск. В авг. 1926 г. вновь назначен обновленческим архиепископом Верхнедонским, с дек. того же года переведен на Севастопольскую кафедру, стал заместителем председателя обновленческого Крымского митрополитанского церковного управления. С 5 авг. 1927 г. обновленческий архиепископ Астраханский. После образования Нижневолжского края был назначен в апр. 1929 г. обновленческим архиепископом Саратовским и Нижневолжским, управляющим Нижневолжской митрополией. В нач. 1930 г. возведен обновленцами в сан митрополита. 10 июня того же года переведен на Псковскую обновленческую кафедру.

В июне 1931 г. уволен обновленцами на покой. В том же году по принесении покаяния патриаршему местоблюстителю митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) вернулся в каноническую Церковь, был принят в сане епископа. 5 окт. 1931 г. назначен епископом Уральским. 27 дек. 1932 г. уволен на покой. Был настоятелем храма в пос. Шаховская Московской обл. 11 авг. 1933 г. назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 17 марта 1936 г. возведен в сан архиепископа. 29 окт. 1937 г. арестован в Вязьме по обвинению в создании «контрреволюционной организации церковников» и проведении антисоветской агитации (всего по его делу было арестовано 16 чел.). Виновным себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Смоленской обл. от 20 нояб. 1937 г.

Соч.: Жизнь Спасителя, как образец и пример нравственной жизни. М., 1911; Необходимость благодати Божией в деле спасения человека и самое это спасение. Серг. П., 1911; Обладает ли человек нравственной свободой? М., 1911; Св. Астерий Амасийский: Его жизнь и проповедническая деятельность. М., 1911; О воскресении тел человеческих. М., 1913; Речь при наречении во еп. Верейского, вик. Московской митрополии // ПрибЦВед. 1913. № 33. С. 1459; Вопросы основного, догматич. и нравственного богословий: Чит. на Моск. пастыр. курсах. М., 1914.
Арх.: Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 9478-с.
Лит.: Акты свт. Тихона. С. 906, 981-982; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 426-427; Цыпин. История РЦ. Т. 9. С. 750; Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 2. С. 22, 26, 34-38, 58-60; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 381-383.
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Модест (Никитин Тихон Николаевич; 1867 - 1937), архиепископ Смоленский и Вяземский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский