(19.01.840, К-поль - 23/24.09.867, дворец св. Маманта близ К-поля), визант. имп. (с 20 янв. 842; соправитель имп. Феофила с 840; под регентством 20 янв. 842 - 15 марта 856, единолично 15 марта 856 - 26 мая 866, с соправителем имп. Василием I Македонянином 26 мая 866 - 23/24 сент. 867). Прозвище М. Пьяница (Μέθυσος) придумано визант. историками XIV в. под влиянием стереотипов, восходящих к очерняющим М. источникам. Основными источниками о правлении М. являются произведения визант. историографов X в. (Продолжатель Феофана, Генесий, Симеон Магистр, Псевдо-Симеон (см. ст. Симеон Логофет)), к-рые в целом чрезвычайно негативно настроены по отношению к М., хотя степень их тенденциозности неодинакова. Наиболее отрицательное отношение демонстрирует Продолжатель Феофана, по-видимому, под прямым влиянием имп. Константина VII Багрянородного, основной заботой к-рого была легитимация насильственного захвата власти его дедом, имп. Василием I.
. М. был 7-м ребенком в семье имп. Феофила (829-842) и св. ФеодорыК тому времени старший брат М. Константин трагически погиб, и М. стал единственным наследником престола муж. пола. Он был коронован как соправитель Феофила вскоре после рождения, возможно 15 мая 840 г., и после смерти отца (20 янв. 842) остался единственным императором. В ранних источниках, рассказывающих о восстановлении иконопочитания в марте 843 г., нередко упоминают М., но в силу малолетства его роль была только церемониальной. Реальная власть находилась у Феодоры, логофета Феоктиста и отчасти брата Феодоры Варды. М., по словам историков, «занимался охотой, скачками и прочей нечистотой». В 855 г. Феодора и Феоктист заставили М. оставить свою фаворитку Евдокию Ингерину и жениться на Евдокии Декаполитиссе. Евдокия Ингерина позднее стала женой буд. имп. Василия I, но в связи с тем, что отношения между М. и Евдокией сохранялись, в науке обсуждается вопрос, не был ли сын Евдокии имп. Лев VI Мудрый (886-912) сыном М. В источниках содержится история о том, что Феодора устроила для М. царские смотрины невест, но эти сведения скорее всего легендарны. В связи с личной неприязнью М. к Феоктисту (он видел в Феоктисте конкурента в борьбе за власть) Варде без труда удалось добиться от императора согласия на убийство Феоктиста, к-рое произошло также в 855 г., возможно, в присутствии М., но в любом случае по его приказу. Феодора была лишена власти, и с 15 марта 856 г. М. правил единолично, хотя реальная власть перешла в руки Варды, к-рый позднее получил от М. титул кесаря. В 858 г. императрицу с дочерьми удалили из дворца. Варда потребовал от К-польского патриарха свт. Игнатия (847-858; 867-877) насильно постричь их в монахини. Патриарх не только отказался, но и обвинил Варду в сожительстве с собственной невесткой. Последовало смещение Игнатия с кафедры, к-рую занял свт. Фотий I (858-867, 877-886), в результате чего в К-польской Церкви началась т. н. Фотиева схизма. Новопоставленный патриарх свт. Фотий был более благожелателен к М., нежели его предшественник. Так, 18-я гомилия Фотия по сути представляет собой Похвальное слово М., в котором ему приписываются особые заслуги в борьбе с ересями, гл. обр. с иконоборчеством. К 865 г. при дворе М. усилились позиции (бывш. протостратора) паракимомена Василия (впосл. император Василий I Македонянин). 21 апр. 866 г., во время похода на Крит, он получил от М. согласие на убийство кесаря Варды. 26 мая М. короновал Василия соправителем и усыновил его. В ночь на 24 сент. 867 г. сторонники Василия, видимо при его участии, убили М. во дворце св. Маманта под тем предлогом, что он готовил покушение на своего соправителя, желая поставить на его место др. фаворита. М. был погребен в мон-ре Филиппика в Хрисополе, но в начале своего правления в 886 г. имп. Лев VI торжественно перенес его останки в собор св. Апостолов в К-поле и захоронил в герооне Константина.
. Оценка личности М. и его политики представляет значительные затруднения для совр. науки. После того как бо́льшая часть рассказов об экстравагантном поведении М., содержащихся в хрониках X в., была отвергнута как тенденциозный художественный вымысел и часть династической македон. пропаганды, обнаружилось, что в источниках сохранилось крайне мало информации о реальных чертах личности М. и характере принимаемых им решений. Между тем успехи визант. внешней политики в правление Феодоры и Михаила очевидны. Главную роль в военных победах сыграли братья Феодоры Варда и Петрона. Второй разгромил в сент. 863 г. эмира Мелитины Умара (Омара), который погиб в сражении. Варда в 865 г. разбил болгар, следствием чего явилось крещение болг. хана Бориса, принявшего имя Михаил. М. стал крестным отцом Бориса. В 860 г. неудачей окончился грабительский набег руси на окрестности К-поля, возможно, повлекший за собой крещение части рус. (скандинавской) знати (т. н. первое Крещение Руси). Именно при М. началась миссия св. равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия в слав. землях. Относительно успешна была и политика на арм. направлении. Усилия по подавлению движения павликиан не принесли полной победы, но уже очень скоро после воцарения Василию I удалось справиться и с этой проблемой. Отношения с Римом в 857-867 гг. определялись Фотиевой схизмой и борьбой между К-польской и Римской Церквами за влияние в Болгарии, где Фотию при поддержке М. также удалось достичь серьезных успехов. По всей вероятности, М. действительно имел склонность перекладывать ведение гос. дел на своих советников, однако обладал способностью подбирать по-настоящему способных гос. деятелей и полководцев.
До 855 г. влияния М. на внутреннюю политику не было. Однако первые же его самостоятельные действия как императора имели далеко идущие последствия. Феодора была чрезвычайно разгневана убийством Феоктиста. М. пытался умилостивить ее, но т. к. она оставалась непреклонной, он пришел в ярость и начал притеснять ее, что в конце концов и привело к открытому конфликту с патриархом Игнатием (враждебность М. по отношению к этому патриарху из источников очевидна). Дальнейшие действия М. предоставил Варде, к-рый обошелся с Игнатием и его сторонниками весьма жестоко. В то же время Фотий всегда поддерживал М., даже после убийства Варды. К-польский Собор, осудивший Римского папу Николая I за ересь, в ответ на низложение папой Фотия, состоялся в авг.-сент. 867 г., когда Василий уже был соправителем. Оставшись же единоличным государем, Василий немедленно встал на сторону игнатиан, сместил Фотия и отменил решения Собора. Т. о., по крайней мере в этом случае между М. и его преемником были реальные политические разногласия. Если общий источник Псевдо-Симеона, Генесия и Продолжателя Феофана был игнатианской ориентации, это может объяснить изначально враждебное отношение к М. всех 3 текстов.
Ко времени единоличного правления М. относится реализация некоторых роскошных архитектурных проектов в К-поле: украшенного новыми мозаиками имп. тронного зала Христотриклина в комплексе Большого дворца в Константинополе, вновь отстроенного г. Анкира (ныне Анкара, Турция) и укреплений в г. Никея (ныне Изник, Турция). Великолепные дискос, потир и паникадило, вложенные М. в собор Св. Софии, позитивно упоминает даже Продолжатель Феофана (Theoph. Contin. P. 210.16-211.5). Археологи обнаружили следы строительной деятельности, относящиеся ко времени правления М. во Фракии. В имп. дворце, в зале Магнавра, была основана школа (иногда не вполне корректно описывается как ун-т), в к-рой преподавали такие ученые, как Лев Математик. Буд. патриарх Фотий до 858 г. вел преподавательскую деятельность у себя дома. Именно к периоду правления М. обычно относят начало т. н. Македонского возрождения.
Продолжатель Феофана представил отрицательный тип правителя в образе М., как человека исключительно разнузданного и невоздержанного. Согласно этой хронике, Феодора после прекращения регентства передала М. 1090 кентинариев (109 тыс. фунтов) золота, к-рые М. растратил на своих сотоварищей по скачкам (М. якобы сам выступал в качестве возницы). Некий патрикий Имерий Хир (χοῖρος, греч.- «свинья») получил от императора 100 фунтов золота за то, что на пиру, выпустив газы, сумел погасить светильник. Столько же получил возница, у к-рого М. крестил сына, однако суммы расходов, указываемые историком, и изначальный капитал несопоставимы. По утверждению Продолжателя Феофана, именно таким образом М. израсходовал всю казну, а для уплаты жалованья войску пришлось переплавить золотые платаны, львов, коршунов и др. изделия, к-рые были изготовлены при Феофиле. Впрочем, впосл. оказалось, что монету из этого металла отчеканил все же Василий I (Theoph. Contin. P. 257). Во всех военных действиях, в к-рых М. принимал личное участие (кампании под Самосатой, Анзином (Дазимоном) и на Крите), он трусливо бежал от врага, причем при Анзине бросил войско на произвол судьбы. М. был настолько увлечен скачками, что однажды, когда намеревался участвовать в них возле дворца св. Маманта на Боспоре и ему доложили присланное по световому телеграфу известие о вторжении арабов, император приказал не зажигать ближайшие сигнальные костры, чтобы зрители не отвлекались от его выступления в качестве возницы. Аналогичный случай произошел и в К-поле, когда подобная весть пришла перед началом заезда, в к-ром М. выступал за прасинов. М. не гордился своей царской честью, в общении с народом был прост и доброжелателен. Однажды он встретил на дороге идущую из бани женщину, у ребенка к-рой он был крестным отцом. М. немедленно соскочил с коня, отослал свиту во дворец, а сам забрал из рук женщины кувшин, с товарищами пошел к ней домой, постелил на стол вместо скатерти банное полотенце (вариант Псевдо-Симеона: устроил стол из скамьи, т. к. стола у женщины не было) и сам приготовил и накрыл ужин, а после трапезы пешком вернулся во дворец. М. пародировал церковные обряды, напр., нарядил 11 собутыльников митрополитами и поставил некоего шута Грилла патриархом, а себя тоже провозгласил митрополитом Колонийским, устраивал веселые процессии с музыкой и танцами. Когда Феодора попросила однажды, чтобы ее посетил и благословил патриарх Игнатий, М. подослал к ней того же Грилла, замаскированного под Игнатия. Псевдо-Симеон сообщал, что М. устроил соревнование в пьянстве с патриархом Фотием, и тот перепил его на 10 стаканов (60 против 50 - Sym. Log. Chron. P. 663). Хотя обычно М. приходил от вина в благодушное настроение, напившись к вечеру, он выносил жестокие приговоры разным людям. Слуги арестовывали их, но приговоры приводили в исполнение сообразно своим решениям. Наутро император раскаивался в своих поступках, но многие уже были казнены или искалечены. Смерть М. встретил пьяным во сне. В основе каких-то из этих историй могут лежать действительные факты из жизни М., но отделить их от вымысла и наветов при современном объеме источников не представляется возможным.