(† 21.08.903, Александрия), патриарх Александрийский (с 870). Как сообщается в «Хронике» Евтихия, патриарха Александрийского (X в.), М. происходил из г. Газы (в одной из рукописей ошибочно указано: «из Рима») и вступил на Патриарший престол в 3-й год халифата аль-Мутамида, что соответствует 258 г. хиджры (нояб. 871 - нояб. 872). Он правил 34 лунных года, скончался в 292 г. хиджры (904/5) и был похоронен в Александрии, после чего Патриарший престол оставался вакантным в течение 4 лет. Однако в др. месте «Хроники» Евтихий датирует кончину М. воскресеньем 6-го рамадана 290 г. хиджры, или 2-го года правления халифа аль-Муктафи (21 авг. 903). Совр. исследователи принимают именно эту дату и относят вступление М. на престол к 870 г. Как предположил М. Лекьен, М. можно отождествить с Иоанном, еп. Маюмы (порт Газы), к-рый был перемещен на Александрийскую кафедру: информация о нем содержится в анонимном трактате «О перемещениях епископов» (Darrouzès J., éd. Le traité des transferts: Édition critique et commentaire // RÉB. 1984. T. 42. P. 177), известном в т. ч. в изложении византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.), к-рый относит это событие к правлению визант. имп. Василия I Македонянина (867-886) (Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 39).
Патриаршество М. почти полностью совпало с периодом правления династии Тулунидов, егип. наместников, отпавших от власти багдадских халифов. Основатель династии тюрк. военачальник Ахмад ибн Тулун (868-884), мусульманин только во 2-м поколении, вполне терпимо относился к своим христ. подданным. Мн. христиане занимали видные посты в окружении эмира. Незадолго до смерти, вызванной тяжелой болезнью, Ахмад приказал, чтобы мусульмане, христиане и иудеи, жившие в егип. столице г. Фустат (ныне Ст. Каир), помолились о его выздоровлении в соответствии с обрядами своих религий. Преемники Ахмада ибн Тулуна также придерживались веротерпимости. Вместе с тем население Египта, в т. ч. христианское, во 2-й пол. IX в. неоднократно страдало от неурожаев, стихийных бедствий и голода.
Александрийская Православная Церковь периодически участвовала в церковно-политических конфликтах на территории Византийской империи, включая споры, связанные с именем свт. Фотия I К-польского. После вторичного вступления святителя на Патриарший престол (окт. 877) имп. Василий I принял ряд мер, направленных на отмену постановлений К-польского Собора 869-870 гг., проходившего под председательством легатов папы Римского Адриана II (867-872). На Соборе свт. Фотий был объявлен виновным в канонических нарушениях и анафематствован. По настоянию К-поля вост. патриархи представили ходатайства о признании патриаршего достоинства свт. Фотия. В мае 879 г. эти ходатайства, а также ряд др. документов были направлены папе Иоанну VIII (872-882) с целью способствовать его примирению с патриархом К-польским. Т. н. «Собор во храме Премудрости - Слова Божия» (нояб. 879 - март 880), также проходивший при участии папских легатов, признал свт. Фотия законным патриархом, фактически отменив решения Собора 869-870 гг. На Соборе присутствовали представители вост. патриархов, в т. ч. иером. Косма от Александрийской Церкви, к-рый передал патриаршие послания имп. Василию I (Mansi. T. 17. Col. 428-433) и свт. Фотию (Ibid. Col. 433-437). М. дезавуировал подпись архидиак. Иосифа, представлявшего патриарха Михаила I, под актами Собора 869-870 гг., утверждая, что Иосиф превысил свои полномочия. В послании, адресованном патриарху К-польскому, М. сообщил о созыве Собора Александрийской Церкви, на к-ром было принято решение вступить в общение со свт. Фотием. По словам М., на Соборе присутствовали все главы митрополий, к-рых он смог созвать: митрополиты Дамиетты, Бабальюна/Фустата, Фив и, вероятно, Буры (греч. Βάρη), а также «немалое число прочих епископов» (Ibid. Col. 436).
В целом очевидно, что вост. патриархи не занимали самостоятельной позиции в фотианских спорах. Эти проблемы лежали вне их интересов и даже не сохранились в исторической памяти мелькитов. Весьма показательно отсутствие упоминаний о свт. Фотии в «Хронике» патриарха Евтихия, к-рый, однако, был осведомлен о др. церковно-канонической проблеме, с к-рой столкнулась Константинопольская Православная Церковь в нач. X в.,- о конфликте имп. Льва VI Мудрого с патриархом Николаем I Мистиком, вызванном отказом патриарха признать 4-й брак императора. К разбирательству этой проблемы также были привлечены вост. патриархи. Евтихий ошибочно считал, что соответствующую переписку с К-полем вел М., хотя Собор, рассматривавший вопрос о браке имп. Льва VI, заседал в 907 г., уже после смерти М. Т. о., представитель Александрийской Церкви был направлен в К-поль не патриархом, а лицами, управлявшими церковными делами в период междупатриаршества (подробнее о Соборах 869-870, 879-880 и 907 гг. см. в ст. Константинопольские Соборы).