Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
45, С. 320-323 опубликовано: 29 июля 2021г.


МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Минская икона Божией Матери (собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Минск)
Минская икона Божией Матери (собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Минск)

Минская икона Божией Матери (собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Минск)

(Празд. 13 авг.), чудотворный образ, наиболее почитаемая православная святыня Беларуси. Название иконы (лат. Minscensis), данное ей по месту явления в Минске, а также год этого события приведены в вышедшем в свет в 1672 г. 2-м издании лат. каталога чудотворных икон Божией Матери нем. автора В. Гумппенберга. Краткий рассказ о явлении и чудесах М. и. основан на сведениях, предоставленных ректором Виленской академии, историком и писателем иезуитом Альбертом (Войцехом) Виюком-Кояловичем (1609-1677). В каталоге икон сообщается о том, что в 1500 г. в Минске, «главном городе Литвы» (ВКЛ), на р. Свислочь был явлен образ Божией Матери. После разорения Киева «сарматами» икона по воде прибыла к Минску; явленную икону перенесли в замковую церковь для всеобщего поклонения. Далее упоминается современное автору местонахождение святыни в ц. Св. Духа у монахов-базилиан. Со ссылкой на то, что «кроме других чудес, зафиксированных в источниках (в которых упомянуты исцеления многих слепых и бесноватых)», говорится о прекращении эпидемии чумы, «которую образ не только после шествия с ним по городу остановил, но даже отовсюду и дальше изгнал; упоминается также, что великая победа над скифами была добыта благодаря этому образу» (Gumppenberg. 1672. P. 947). К рассказу об этом «литовском образе» автор присовокупил, по его словам, недавно сочиненное 3-частное моление к Божией Матери, к-рое он взял из тех же материалов Виюка-Кояловича (Idem. P. 947-950).

Пространная версия истории М. и. с описанием чудес от нее была создана в 1700-1723 гг. в Свято-Духовом монастыре базилианским мон. Яном Ольшевским (Николай (Трусковский). 1864. С. 62). Хранившаяся в мон-ре рукопись была утрачена, но основные сведения об иконе с добавлениями к ее ранней истории были опубликованы (см.: Stebelski. 1781, 18662). Так, сообщается о том, что икона находилась в Десятинной церкви, куда она была поставлена вел. кн. Владимиром. Ок. 1500 г. татар. хан Ахмат-Гирей со 100-тысячным войском отправился под Киев, где объединил свои силы с Мехмет-Гиреем. Во время ограбления города татарами икону забрали из Десятинной церкви, с нее содрали драгоценный убор, сам образ бросили в Днепр. С ангельской помощью по воде, икона оказалась в Минске на р. Свислочь, где остановилась «под замком». От иконы исходило сильное сияние. Местные жители достали ее из воды и поставили в замковой церкви (в честь Рождества Пресв. Богородицы). В 1-м издании указано, что икона была обретена 13 авг., во 2-м - 15 авг. В замковой церкви М. и. находилась 116 лет. В 1616 г. по воле Иосифа Рутского, митр. униат. церкви, она была взята в базилианскую ц. Св. Духа. Перенесение иконы совершилось 18 окт., в день памяти ап. Луки (что впосл. послужило поводом к возникновению в благочестивой традиции мнения о том, что М. и. была написана апостолом).

Фрагмент Минской иконы Божией Матери в процессе реставрации. 1991–1992 гг.
Фрагмент Минской иконы Божией Матери в процессе реставрации. 1991–1992 гг.

Фрагмент Минской иконы Божией Матери в процессе реставрации. 1991–1992 гг.

Во время Брестской церковной унии 1596 г. возникла конфронтация между принявшим унию митр. Михаилом Рагозой и Минской радой. Согласно копии документа из дела «по жалобе митр. Михаила Рагозы на неповиновение ему минского протопопа Родиона троицкого, от 3 марта 1597 года», когда иерарх прибыл в Минск, то городская администрация запретила духовенству сослужить ему, «потому что его милость не есть митрополит». Собираясь сам совершить литургию в замковой ц. Рождества Пресв. Богородицы, Михаил Рагоза намеревался облачиться в ризнице храма, но со слов пономаря Ильи Убердатого узнал, что та совсем обнищала; на вопрос митрополита, «где же девались гривны, ланцуги (цепи), клейноты (драгоценности), золотые червонные, талеры и перстни от того образа Пречистыя, который надала славной и святой памяти королева Олена», получил от пономаря ответ, что все это взял пан Андрей Маслянка с панами бурмистрами (Описание док-тов архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1907. Т. 2. № 2130. С. 311-312).

На упоминании в этом судебном разбирательстве имени дочери Иоанна III Васильевича и Софии Палеолог вел. кнг. Елены («королевы Олены»), к-рая в 1495 г. стала женой вел. кн. Литовского Александра Ягеллончика, строится еще одна версия появления в Минске в нач. ХVI в. почитаемого образа Божией Матери. Согласно ей, икона является вкладом великой княгини в замковый храм Рождества Пресв. Богородицы, упоминание о чем и сохранилось в указанном документе. В 1502 г. вел. княгиня побывала в Минске. Тогда она даровала минскому Вознесенскому мон-рю имение Тростенец, где поставила церковь, в которую вложила образ Божией Матери (упом. в описи 1687 г., далее не встречается). По словам священников, М. и. прежде находилась не в храме Рождества Пресв. Богородицы, а была перенесена туда из стоявшей по соседству ц. Спаса (Мiкульскi. 2014. С. 71).

Как утверждается в документе митр. Иосифа Рутского, вписанном в городские книги игум. Феоктистом Самотыей 16 июля 1635 г., в связи с объединением монастырей Св. Духа, Вознесения и св. Николая со двором митрополита, за недолгий период пребывания в базилианском мон-ре (с 1616) «…в королевском месте Минске, из-за небрежения священников соборная церковь пришла в великое убожество с находящимся в ней чудотворным образом Пресвятой Богородицы, а на данные сему образу и существующему «при нем» братству имения… перешли было в чужие руки и только вследствие больших стараний… снова возвращены церкви Божией»; митр. Иосиф разрешил мещанам построить новую ц. Рождества Пресв. Богородицы (взамен сгоревшей в 1626.- Авт.), но чудотворный образ Божией Матери митрополит не позволил перенести в новую церковь, а велел оставить ее «на вечные времена» в ц. Св. Духа, поскольку «большая учтивость от законников ему се деет и братство при том образе в церкви Святого Духа заложено есть, до которого так панове бурмистрове, яко теж и иные панове мещане именья свои вписали се, большое помноженье берет; над то, же образ в церкви соборной, некогда ошарпаный, законники коштом своим болей ниж на 500 золотых накладуючи порадне оправили…» (Описание док-тов архива западнорус. униатских митрополитов. СПб., 1907. Т. 2. № 702. С. 257-258). Более 2 веков образ находился в главном алтаре Свято-Духовой ц. базилианского монастыря. В праздник Св. Троицы совершались процессии с М. и. В 1660 г. игум. Варлаам Козинский завещал 15 тыс. злотых для ежедневного совершения перед образом 2 обедней, а также на реставрацию оклада. В 1733 г. униатский архим. Августин Любенецкий записал 1 тыс. талеров на содержание капеллы, чтобы та в честь М. и. пела или играла «Годзинки или литании», а ежедневно утром и вечером - гимны во славу Пресв. Девы «Salve Regina» и «Ogloriosa Domina» (Николай (Трусковский). 1864. С. 97).

Практически вплоть до присоединения Минска к Российской империи (1793) православные сохраняли память о начальном месте пребывания своей святыни в замковой ц. Рождества Пресв. Богородицы. Так, в описи замковой церкви 1779 г. имеется запись о том, что прежде в ней находился «…образ цудовны Найсвятей Марыи Панны, кторы Базилианами… забраны… з замку до церкви Базилианов» (ЛитГИА. Ф. 634. Оп. 3. Д. 400. С. 65; Кривонос. 2000. С. 30).

После передачи ц. Св. Духа православным она была освящена во имя апостолов Петра и Павла (в 1795) и обрела статус кафедрального собора. М. и. находилась в киоте на 1-м столбе, слева от иконостаса. В 1835 г. собор пережил пожар, но икона не пострадала. В 1852 г. старанием минского гражданского губ. Ф. Н. Шкляревича с супругой, при участии благотворителей из Минска и С.-Петербурга М. и. была украшена новой ризой серебряной с позолотой и драгоценными камнями, головы Богоматери и Младенца Христа увенчали короны с бриллиантами; на ризе внизу была выгравирована надпись: «Сiя икона Божiей Матери съ Младенцемъ iисусомъ, поставленная велiкимъ князем земли Русскiя св. Владимiромъ въ Кiеве, въ Десятинной церкви, а по разоренiи Кiева татарами явившаяся 13 августа 1500 года въ г. Минске, на реке Свислоче, и помещенная въ замковой церкви, впоследствiи же перенесенная въ кафедральный соборъ, в 1852 г. усердием православныхъ облечена въ новую серебряную ризу». По окончании литургии перед М. и. всякий раз с коленным преклонением пели тропарь «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Каждую субботу перед иконой читали акафист «Всех скорбящих Радость». В ящичек при образе богомольцы опускали не только пожертвования, но и письма благодарности за исцеления. Прот. Павел Афонский упоминает об обетной традиции прилагать к иконе вотивы в виде сделанных из металла частей тела (Афонский П., прот. Православные святыни г. Минска. Мн., 1889; Кривонос. 2000. С. 32). По благословению сщмч. Митрофана (Краснопольского), еп. Минского (1912-1919), в день обретения иконы, 13 авг., при большом стечении народа ее торжественно выносили на аналой перед кафедральным собором для совершения молебна. 22 окт. 1914 г. Минск посетил имп. Николай II, в соборе он поклонился святыне, а встречавший государя сщмч. Митрофан подарил ему список М. и.

В нач. 20-х гг. XX в. под предлогом помощи голодающим с иконы была снята риза, несмотря на то что верующие собрали за нее равный стоимости выкуп золотом и драгоценностями. До 1935 г. икона находилась в соборе (взорван в 1936), захваченном обновленцами. Затем она была передана в краеведческий музей. В 1941 г. нем. оккупационные власти разрешили верующим минчанам перенести образ из музея во вновь открывшуюся ц. вмц. Екатерины. После закрытия этого храма в 50-х гг. XX в. икону передали в кафедральный собор Сошествия Св. Духа. По фотографии нач. XX в. в 1950 г. был выполнен новый оклад (воспроизведение утраченного оклада см. на литографии в кн.: Белоруссия и Литва: Ист. судьбы Сев.-Зап. края. СПб., 1890). Иконе написаны тропарь, кондак и акафист; текст тропаря вышит на подвесной пелене к М. и. В 2000 г., в год празднования 500-летия явления иконы, патриарх Алексий II (Ридигер) передал к чудотворному образу лампаду. В том же юбилейном году в честь М. и. был освящен храм-часовня (1994-2000) в приходе во имя вмч. Георгия Победоносца в Минске.

Образ написан темперой по левкасу на деревянной основе с ковчегом (140×105 см). Первоначальная живопись (XIV в.? XV в.?) находится под записями XVII-XIX вв. По иконографии изображение относится к типу «Одигитрия», где Богородица держит Младенца Христа на левой руке; извод в его дошедшем до настоящего времени виде напоминает Цесарскую икону Божией Матери. Мафорий Богородицы пурпурный, платье темно-зеленое. Младенец Христос правой рукой благословляет, левой поддерживает лежащую на коленях сферу. В правой руке Богородицы скипетр. Знаки царской власти - скипетр у Богородицы и держава у Младенца Христа дописаны, вероятно, в 1-й пол. XVII в., после перенесения М. и. из замковой церкви в Свято-Духов храм. Тогда же фон иконы был украшен резным по левкасу орнаментом коврового рисунка с цветочными бутонами. Эти изменения лежат в русле белорус. школы иконописи, испытавшей влияние Ренессанса.

Надпись на обороте иконы сообщает только об одном ее «поновлении» - в 1852 г. В 60-х гг. XX в. была предпринята попытка научной реставрации иконы, в 1968 г. икона была укреплена. В 1991-1992 гг. по благословению митр. Филарета реставратором П. Г. Журбеем была выполнена консервация образа с расчисткой поздних неумелых поновлений и с воссозданием утрат слоев XVII-XIX вв. (записи в дневнике работы Журбея см.: Солодкина Л. Путь жизни // 500-летие явления Минской иконы Божией Матери. Мн., 2000. С. 45-55). Произведенное в ходе работы рентгенологическое исследование иконы показало наличие древней живописи. «На снимках выявлены два ранее написанных лика Божией Матери. Расположение и очертание глаз не совпадают; не совпадают также расположение и очертание носа, губ, подбородка… Лик сдвинут левее, что придает правильность и округлость форме древней прориси» (Там же. С. 54, под 18 марта) ; «…рентген… выявил значительную сохранность первого слоя… не тронуты Лики Божией Матери и Младенца Христа, а также Их руки. Древняя живопись находится под темной олифой, благодаря чему сохранилась… » (Там же. С. 55, под 11 апр.). По итогам исследования иконы были сделаны 2 реконструкции ее первоначального облика (авторы Журбей и П. А. Жаров), которые послужили основой для создания «списков» М. и., напр., иконы для храма-часовни в честь Минской иконы Божией Матери в Минске.

Несмотря на то что изображение М. и. не представлено в лицевых Сводах икон Божией Матери XVIII-XIX вв., даже в широких по составу икон вариантах (напр., на гравюре Е. Н. Долгова со 160 образами Пресв. Богородицы - см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1218. С. 483-485), можно говорить о локальном распространении списков чудотворного образа в кон. XVII-XVIII в. Такие черты иконографии, как наличие державы в левой руке Богомладенца, а также Его облачение в виде светлого перетянутого в поясе хитона и темного гиматия, позволяют относить к вариантам М. и. иконы Божией Матери «Одигитрия Минская» из с. Вербовичи Наровлянского р-на Гомельской обл. (резная; кон. XVII в., хранилась в Белорусском Гос. музее, утрачена в нач. 40-х гг. XX в.); из ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Холхлова Молодечненского р-на Минской обл. (2-я пол. XVIII в., НХМ); из Всехсвятской ц. г. Турова Житковичского р-на Гомельской обл. (1760, НХМ); из с. Черняны Малоритского р-на Брестской обл. и с. Гольшаны Ошмянского р-на Гродненской обл. (обе - XVIII в., НХМ), и др. (Высоцкая. 2000. С. 64, 66). На упомянутых и на большинстве других икон благословляющая ручка Богомладенца отведена в сторону, что не совпадает с изводом чудотворной иконы, где десница Иисуса Христа расположена перед грудью; исключение представляет собой образ из иконостаса Георгиевской ц. в г. Коссово Ивацевичского р-на Брестской обл. (1729, НХМ).

Ист.: Gumppenberg G. Atlas Marianus, quo sanctae Dei genitricis Mariae imaginum miraculo sacrum. Münch., 1672. P. 947-950; Stebelski I. Dwa wielkie Swiatia… Wilno, 1781. Т. 1. S. [Oii]; Lwów, 18662. Т. 1. Not. 2. S. 72-73.
Лит.: Собрание древних грамот и актов городов Минской губ., правосл. мон-рей, церквей и по разным предметам. Мн., 1848, С. 195; Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864. С. 62-63; Описание церквей и приходов Минской епархии. 1878. [Вып. 1:] Минский у. С. 11; Товаров А. В. Знаменательный юбилей: (по поводу 400-летия явления в г. Минске чудотв. иконы Минской Божией Матери). М., 1900; Поселянин Е. Богоматерь. С. 511-513; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 75; Высоцкая Н. Ф. Исслед. Минской иконы Божией Матери в XX в. // 500-летие явления Минской иконы Божией Матери. Мн., 2000. С. 60-68; Кривонос Ф., свящ. «На водах Свислочи явилася еси…» // Там же. 2000. С. 22-37; Мiкульскi Ю. М. Гiсторыя iконы Божай Мацi Менскай (да 18 ст.) // Беларуская даўнiна. Мн., 2014. Вып. 1. С. 59-96.
А. А. Ярошевич, Э. В. Шевченко