Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИЛИЙ
45, С. 217-220 опубликовано: 23 июля 2021г.


МИЛИЙ

Мученичество сщмч. Милия Персидского и его учеников. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 179)
Мученичество сщмч. Милия Персидского и его учеников. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 179)

Мученичество сщмч. Милия Персидского и его учеников. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 179)

[Милес; сир.  ; греч. Μίλης] († 341), сщмч. Персидский (пам. 10 нояб.), еп. Сузский.

Восточная традиция

Первоначально Мученичество М. было написано на сир. языке (BHO, N 772) и вошло в собрание Актов сир. мучеников, составление к-рого традиционно атрибутируется свт. Маруфу, еп. Майферкатскому (Мартиропольскому; † после 410). Первое издание сир. Мученичества было осуществлено С. Э. Ассемани в 1748 г. по неск. рукописям из б-ки Ватикана (Vat. syr. 96 и 160, V в.; Vat. syr. 161, IX в.), второе - в 1891 г. П. Беджаном, который использовал текст Ассемани и поздний список из Марбургской б-ки (№ 1257, 1879 г.), сделанный с рукописи VII-VIII вв. Также были выполнены полные переводы сир. Мученичества на греческий (в наст. время утрачен) и армянский языки. Л. А. Тер-Петросян показал, что существует 2 арм. перевода Мученичества: один выполнен с сирийского, другой - с греч. языка. Перевод с сир. языка, осуществленный в V в. Авраамом Зенакским в рамках перевода сборника свт. Маруфа, сохранился в рукописях № 1522 (XII в.) и № 3777 (1185-1188 гг.) Матенадарана имени Месропа Мештоца и был подготовлен к изданию Г. Тер-Мкртчяном (опубл. посмертно в 1921); предисловие сир. Мученичества было подвергнуто переработке и сокращено; окончание текста утрачено. Второй арм. перевод, восходящий к греч. версии, содержится в неск. поздних списках, древнейший из которых датируется 1224 г. (Venez. Mechit. 200). На этом основании, а также исходя из особенностей языка Тер-Петросян датировал этот перевод периодом не ранее IX в. и не позднее XII в. (Тер-Петросян. 1971. С. 50-52); перевод публиковался в 1813 и 1874 гг. (BHO, N 773). Эта версия более краткая и значительно отличается от сир. оригинала и его арм. перевода.

Согласно сир. Мученичеству, М. род. в обл. Разик (Рай; близ совр. Тегерана), в юности ему было поручено служить при дворе персид. правителя, но затем он посвятил себя Богу (этот эпизод интерпретируется как обращение из зороастризма в христианство), пребывал в телесной непорочности и проводил дни и ночи в молитве и посте. М. покинул г. Бет-Лапат (обл. Хузистан) и переселился в Элам, расположенный недалеко от г. Шуш (античные Сузы). Там в частных и публичных беседах он укреплял жителей в добродетели и старался отвратить от пороков, пребывая в трудах и претерпевая поношения. М. был рукоположен во епископа Суз Гадиабом, еп. Бет-Лапата (см. ст. Гадиаб и Сабино). Три года епископ провел в непрестанной заботе об обращении язычников в христианство, мужественно переносил оскорбления с их стороны, но полуживой от побоев, был изгнан жителями Суз из города. Видя, что они не желают отвратиться от идолопоклонства, а, напротив, еще больше укрепляются в нем, М. решил не возвращаться в город. Уходя, он предрек Сузам скорую кару Божию за то, что они уклонились от истинной веры, и полное разрушение. Спустя 3 месяца персид. правитель, узнав о заговоре городской знати Суз против верховной власти, направил туда большое войско, сопровождаемое 300 слонами, к-рое уничтожило все население Суз, а сам город разрушило до основания. М., взяв с собой лишь Евангелие, отправился в Иерусалим, а оттуда - в Александрию, чтобы встретиться с прп. Аммоном, учеником прп. Антония Великого. М. провел в Египте ок. 2 лет, посещая монахов-отшельников. После этого он вернулся на родину и поселился в пещере у некоего монаха. Однажды утром, когда М. и монах молились, появился змей огромной величины, к-рый направился в пещеру. Сначала М. испугался, но затем, вознегодовав, обратился к чудовищу с грозной речью; змей раздулся, и его разорвало на части. Однако отшельник упрекнул М., сказав, что животное было ручным и иногда приходило к нему в келью. После этих слов М. покинул монаха, т. к. считал, что по завету Божию человек должен вести непрестанную борьбу со змеем и не допускать его к себе в жилище.

М. отправился в Нисибин, где встретил свт. Иакова, еп. Нисибинского († 338), занимавшегося строительством церкви, и нек-рое время оставался в этом городе. Затем М. пришел в Селевкию-Ктесифон и увидел, что местная община (см. Церковь Востока) находится в бедственном положении по причине несогласий, к-рые возникли из-за ее предстоятеля Мар Папы (317-329). Будучи непомерно гордым человеком, он презрел постановления др. епископов, специально созвавших Собор для решения его дела, а также изгнал пресвитеров и диаконов своей Церкви. М. публично обратился к предстоятелю с упреками в гордыне и пренебрежительном отношении к ближним. На это епископ ответил, что М. не подобает учить его. Тогда святой достал Евангелие, положил на возвышении перед Папой и сказал, что он может прочесть в Евангелии те же слова. Взбешенный Папа скинул книгу на землю. М. поднял Евангелие и при скоплении множества людей предрек Папе скорое наказание за его нечестивый поступок. Тотчас половина тела Папы онемела, его перекосило набок, и в таком состоянии он прожил еще 12 лет, являя собой назидание для народа. М. же пришел в обл. Мешан, правитель к-рой в течение 2 лет страдал от тяжкого недуга. По молитве святого он выздоровел, после чего мн. жители обратились ко Христу. Там же М. избавил от беснования юношу и совершил множество др. чудес. Вернувшись в обл. Разик, святой исцелил некую благородную женщину, к-рая 9 лет была почти полностью парализована. Видя это чудо, местные жители воздали благодарение Богу. В др. месте М. обличил вора, к-рый был наказан проказой за то, что не побоялся дать ложную клятву. Двое монахов стали свидетелями того, как М. ходил по воде, словно по суше. В некой деревне он обличил диакона в совершенном им нечестивом поступке и запретил ему служить в церкви, пока тот не раскается. Диакон ослушался святого и был поражен насмерть, после того как вознамерился читать псалмы в храме. Слава о святом распространилась по всей окрестности, что вызвало сильное недовольство правителя Гормизда Гуфриза, к-рый приказал схватить М. и его учеников пресв. Абурсама (Абрусима) и диак. Синая и доставить в г. Махелдагдар. Правитель принуждал их совершить жертвоприношение, но, услышав отказ и насмешки, повелел бросить в темницу, заковав в цепи. Затем М. и его ученики были вызваны на допрос и открыто исповедали веру, обличив правителя в нечестии. Разгневанный Гормизд и его брат Нарсай набросились на М. и поразили его мечами. Перед смертью святой предсказал, что на следующий день братья в тот же самый час убьют друг друга, а псы будут лизать их кровь, что в точности и исполнилось: на охоте они погнались за оленем и в азарте выстрелили друг в друга из лука. После кончины М. Абурсама и Синая вывели из города в горы и побили камнями. Кончина мучеников произошла 13 нояб.; той же ночью их останки были перенесены в г. Малкан. Впосл. этот город чудесным образом выдержал многочисленные набеги сабеев, находясь под защитой святых.

Об участии М. в конфликте, связанном с еп. Папой, сообщают многие сир. источники, напр. акты Собора 424 г. (Chabot. Synod. orient. P. 46, 289-290), апокрифические послания Папы (Braun O. Der Briefwechsel des Katholikos Papa // ZKTh. 1894. Bd. 18. S. 163, 346), т. н. Арбельская хроника и др. (см.: Fiey J. M. Jalons pour une histoire de l'Église en Iraq. Louvain, 1970. P. 72-75. (CSCO; 310. Subs.; 36); Schwaigert. 1990). По мнению Г. Вестфаля, суд над Папой произошел в 313/4 г. (Westphal G. Untersuchungen über die Quellen und die Glaubwürdigkeit der Patriarchenchroniken. B., 1901. S. 60-62, 82-84).

Согласно большинству исследователей, М. пострадал в 1-й год гонений на христиан персид. шаха Шапура II (309-379; см. ст.: Гонения на христиан в доисламском Иране), т. е. в 341 г. Однако Ж. Лабур, ссылаясь на то, что в списке персид. мучеников (без дат памяти), к-рым свт. Маруф Мартиропольский дополнил Сирийский мартиролог (411), М. и 2 его ученика названы в числе первых мучеников (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 23), предположил, что их казнь произошла до начала гонений (Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 72 (not.)). В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что в Мученичестве М. нет к.-л. указаний на преследования христиан. В т. н. Хронике Сеерта (сост. до 1023) М. и его ученик Абурсам названы в числе пострадавших вместе с Селевкийским митр. Сахдостом, их казнь датирована мартом (Hist. Nestor. Pt. 1(1). P. 310-311). В «Каталоге писателей» Авдишо бар Брихи (Ɨ 1318) говорится, что М. сочинял послания и речи на разные темы (Assemani. BO. T. 3/1. P. 51).

В сир. Житии Мар Авгина (см. Евгений, прп.) рассказывается о том, как М., возвращаясь из Иерусалима в Персию и прибыв в Нисибин, пожертвовал на строительство церкви 300 динариев, к-рые занял у местных купцов. Затем он посетил на горе Изла Мар Авгина, и оба подвижника явили друг другу дар провидения, причем Мар Авгин предсказал, что М. обличит еп. Папу и примет мученическую кончину, о чем далее повествует автор Жития в подтверждение исполнения пророчества (Bedjan. Acta. T. 3. P. 431-435 (рус. пер.: Житие блж. Мар Евгена, начальника иноков, в стране Низибийской на горе Изла / Пер.: архим. Пимен (Белоликов) // Феодорит. История боголюбцев. М., 1996р. С. 417-419)). В арм. версии Мученичества М., переведенной с греческого, также присутствует подробный рассказ об отношениях М. и Мар Авгина, который в армянской традиции частично отождествляется с Иаковом Нисибинским (см.: Мелконян Г. Г. Армянский перевод «Жития Мар-Авгена» (Из источников Фавста Бузанда) // ППС. 1967. Вып. 17(80). С. 121-126).

В средневек. западносир. Минологиях память М. встречается под 26 мая (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 78). В Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) М. с учениками поминается под 13 нояб., кроме того, под 15 дек. указана память одноименного мученика, пострадавшего в 733 г. (по селевкидской эре (?) - 421/22), а под 16 окт.- память мч. Мала, которого П. Петерс отождествил с М., хотя в визант. традиции под этим же числом совершается память прп. Мала (Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 165, 167, 171). В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла сказание о М. и 2 его учениках помещено под 4 тре (12 нояб.; Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1924. Vol. 4: Mois de Tré. P. 16-20. (PO; T. 16. Fasc. 1)).

Эпизод о наказании 2 братьев, которые убили М., практически полностью соответствует преданию о прп. Милисии (см. в ст. Милл) из сб. Apophthegmata Patrum, которое также повторяется в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) под 28 бармуда (23 апр.). Здесь говорится о том, что святой провел всю свою жизнь в пещерах и горах Хорасана и имел 2 учеников, не названных по имени (SynAlex. Vol. 4. P. 341-343). По мнению Лабура, в лице М. произошло слияние 2 персонажей - епископа и монаха, и только 1-го из них можно считать историческим лицом (Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 72 (not.)). Ассемани предположил, что память М. могла попасть в копто-араб. Синаксарь в искаженном виде под 10 амшира (4 февр.), когда поминается Фил (Нил), еп. Персидский, к-рый пострадал при персид. шахе за то, что не поклонился огню и солнцу; после многочисленных пыток он был усечен мечом (SynAlex. Vol. 3. P. 815-816).

Греческая традиция

Евсевий Кесарийский в панегирике «Жизнь Константина» рассказывает, что среди участников торжественного освящения храма Гроба Господня в Иерусалиме в сент. 335 г. был персидский епископ, глубоко знавший Свящ. Писание (Euseb. Vita Const. IV 43),- возможно, речь идет о М. Рассказ о мученической кончине М. содержится в «Церковной истории» Созомена, где она датируется периодом гонений персид. шаха Шапура II и описывается на основе сир. Мученичества. По мнению А. Выыбуса, Созомен пользовался ныне утраченным греч. переводом Мученичества, к-рый, т. о., уже существовал в V в. Однако в «Церковной истории» говорится, что вначале М. служил в персид. армии, а затем, оставив военную службу, стал вести «апостольскую жизнь» (Sozom. Hist. eccl. II 14). Как видно из арм. перевода греч. версии Мученичества М., эта деталь, очевидно, восходит к неверной интерпретации греч. переводчиком сир. текста.

В визант. Синаксарях сказания о М. и его учениках основаны на сир. Мученичестве святого, однако имеют нек-рые отличия и неточности, возникшие по вине переводчика: так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память М. и его учеников, названных Евором, Папой и Сеноем, отмечена под 13 нояб. В кратком сказании сообщается, что М. был назначен епископом в г. Телеполе (Вавилоне?), в к-ром прор. Даниил сподобился видений; имя епископа, рукоположившего М., и место его служения перепутаны: Вифлапат, еп. Геддиполя (вместо Гадиаб, еп. Вифлапата (т. е. Бет-Лапата); SynCP. Col. 220); в Египте встречался с самим прп. Антонием Великим (так же во 2-й арм. версии Мученичества) город, где был казнен мученик, назван Милигерда, а правитель, при к-ром он пострадал,- Мисфофаром. После описания кончины М., за которой последовала смерть правителя и его брата, в синаксарной заметке кратко говорится о чудесах и исцелениях, совершенных святым и описанных в его сир. Мученичестве. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сказание о М. и его учениках также приводится под 13 нояб. Город, в к-ром М. был рукоположен епископом, не называется, лишь указывается, что в нем прор. Даниил сподобился видений. В сказании говорится, что М. был казнен за отказ принести жертву земле и огню; его учеников до смерти забили палками. В некоторых визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV) и в греч. рукописных и печатных Минеях память М. обозначена под 10 нояб. В сказании из греч. Минеи имя мученика передается то как Мил, то как Нил. В нем говорится, что М. был крещен и наставлен в Свящ. Писании; в юности собирался поступить в армию персид. шаха, но после ночного видения переменил свое решение и стал проводить дни в целомудрии и духовной аскезе, служа Богу. Через нек-рое время М. покинул родной город, был пострижен в монахи и поселился в том городе, где прор. Даниилу были даны видения. Во епископы он был рукоположен Геннадием, епископом, исповедником и мучеником. Вернувшись на родину после посещения Иерусалима и Египта, М. построил там церковь. Затем он вновь отправился в путешествие по различным городам Персии, в г. Ктесифон участвовал в соборном суде над епископом, имя к-рого не упоминается. Заключительная часть сказания из греч. Миней совпадает с сир. Мученичеством, за исключением того, что двое учеников М. и правитель, при к-ром пострадали святые, не названы по имени. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в совр. греческих церковных календарях память М. и его учеников также отмечена под 10 нояб.

В средневек. зап. мартирологах М. не упоминается. Лишь в 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог под 22 апр. память М., «прославившегося благочестием и чудесами», в числе др. персид. мучеников, пострадавших при Шапуре II (MartRom. P. 150). В совр. редакции Римского Мартиролога под 22 апр. также отмечена память персид. мучеников, но без указания их имен (MartRom (Vat.). P. 235).

Ист.: BHG, N 2276; ActaSS Orient. P. 60-83; Bedjan. Acta. T. 2. P. 260-275; PG. 117. Р. 157-160 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 220-221; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 85-89; ЖСв. Нояб. С. 197-200; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 132-136.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 350; Т. 3. С. 463-464; Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 22-24, 70-72; Vööbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. Louvain, 1958. Vol. 1. P. 215-217. (CSCO; 184. Subs.; 14); Sauget J.-M. Miles, Aborsam e Sinai // BiblSS. Vol. 9. Col. 482-484; Тер-Петросян Л. А. Житие Милеса и его переводы // ВОН. 1971. № 10. С. 45-53; Schwaigert W. Miles und Papa: Der Kampf urn den Primat: Ein Beitrag zur Diskussion urn die Chronik von Arbela // V Symp. Syriacum, 1988 / Ed. R. Lavenant. R., 1990. P. 393-402. (OCA; 236); Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 336; Fiey J.-M. Saints Syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 141-142.
А. Н. Крюкова, С. А. Моисеева

В славянской традиции

В славянской традиции память М. и его учеников находится в составе слав. перевода визант. Синаксаря группы В* (по классификации Делеэ), осуществленного в XI-XII вв. (ближайшие аналоги греч. оригинала - ркп. Vat. gr. 2046 и Минологий имп. Василия II), под 13 нояб. слав. и греч. тексты опубликованы в Славяно-русском Прологе по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. / Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 342-344. Слав. память содержит те же сведения (и те же искажения), что и византийская: М. был епископом в персид. городе, рукоположил его «Вифрапут, епископ Геддигова града», был убит Мисфофарем «цесарским» (греч. βασιλικός - «царек») и его братом Нирсой мечом в сердце; по предсказанию святого, «царек» и его брат убили друг друга в ссоре (не на охоте, как в др. греч. вариантах памяти). Учеников у М., согласно слав. памяти, было 3: Еворий, Папа и Севой диакон (если не считать «папа» приложением к Еворию; ср. в пространной редакции Пролога «Евория попа»), они были забиты палками («дрекольем»). В большинстве южнослав. списков Пролога текст памяти Милия и заголовок следующей памяти пропущены, так что у памяти М. оказывается др. текст (ср.: Пролог по рукописи Имп. Публичной б-ки Погодинского древлехранилища № 58 / Ред.: Д. И. Абрамович, В. В. Майков, П. Н. Шеффер. Пг., 1916. Вып. 1. С. 170).

В пространной редакции Пролога, созданной на Руси в кон. XII в., память М. и его учеников была незначительно переработана без обращения к греч. оригиналу (древнейший список - РГАДА. Тип. № 164, 1-я пол. XIV в.): ученики М. - Еворий поп и Севой диакон; местом епископского служения М. назван «град Еддигон», а Мисфофарь «цесарский» стал цесаревичем. Эта проложная память вошла в состав ВМЧ митр. Макария под 13 нояб. (ВМЧ. Ноябрь. Дни 13-15. Стб. 886).

Еще один слав. перевод сказания о М. из греч. Минеи был выполнен при создании южнослав. книжниками стишного Пролога в XIV в. и находится здесь, как и в Минее, под 10 нояб. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 36-39). Перевод буквальный, повторяет все сведения Минеи (в т. ч. искажения, напр., о рукоположении М. еп. Геннадием, а не Гадиабом). В состав ВМЧ это сказание из стишного Пролога не включено ни под 10, ни под 13 нояб. В Четьях-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского, память М. также не значится (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1). В то же время в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под 10 нояб. находится сказание на основе греч. Минеи с добавлением сведений из сир. Мученичества (с более правильной транскрипцией имен и т. п.).

Л. В. Прокопенко

Иконография

Одно из редких изображений М. помещено на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 179, 1-я четв. XI в.) - седовласый епископ, в фелони, с омофором, воздевая молитвенно руки (орант), падает от вонзенного ему в грудь палачом меча. Тут же, слева, показана мученическая кончина 2 учеников М., которых забивают дубинами; один из них молод, безбород, в диаконском стихаре, др.- темноволосый молодой человек с короткой бородой, в хитоне и гиматии.

В греч. и рус. иконописных подлинниках имя святого упоминается под 10 нояб. со скупой информацией о том, что М. пострадал «с двоими учениками за Христа» (см. напр., Филимонов. Иконописный подлинник. С. 189). Рекомендации к описанию его облика появляются только в составленном акад. В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон» (1903. С. 70-71): «...типа персидского. В подлинниках не сказано о подобии его; по описанию же жития его не видно, стар он или молод,- поэтому лучше писать его почтенных лет, с проседью, со средней величины бородой; в фелони и омофоре».

Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Священномученики Русской Православной Церкви Иконография священномучеников Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Милий [Милес; † 341), епископ Сузский, священномученик Персидский (пам. 10 нояб.)
См.также:
ЕЛЕВФЕРИЙ еп. Иллирийский (?), сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.)
ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)
АВРААМ [Авраамий] († между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.)
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АЛЕКСАНДР († 250/251), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 12 дек., 16 мая)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
АНФИМ еп. Никомидийский, сщмч. (пам. 3 cент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.)
АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
ВЛАСИЙ († ок. 316), еп. Севастийский, сщмч. (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.)
ЕВСЕВИЙ († 379 или 380), еп. Самосаты, сщмч. (пам. 22 июня)