[Греч. Μητρᾶς; араб. ; лат. Metranus, Mertas] († 248 или 249), мч. Александрийский (пам. копт. 8 бабеха (5 окт.), 10 мисра (3 авг.); пам. зап. 31 янв., 20 февр.). Сведения о М. содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. VI 41. 1-3). Евсевий приводит послание свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского (Ɨ 264/5), к Фавию, еп. Антиохийскому, в к-ром сообщает о причинах христ. погрома, происшедшего в Александрии за год до издания эдикта имп. Деция (249-251), и о жертвах этого события. Некий прорицатель и «виновник бедствий» в Александрии стал возмущать против христиан толпу, «разжигая в ней местное суеверие». В результате язычники решили, что благочестивое почитание богов заключается в пролитии христ. крови и им позволено любое беззаконие. Они схватили старца М. и пытались заставить его произнести хулу на Бога. М. отказался, тогда его стали избивать палками, а в лицо и в глаза вонзали острые стебли тростника, затем вывели из города и до смерти забили камнями.
В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) сохранились сказания о М., к-рые, возможно, восходят к общему, утраченному оригиналу, но существенно отличаются от рассказа о мученике в «Церковной истории» Евсевия. Так, согласно сказанию под 8 бабеха (5 окт.), М. пострадал со мн. единоверцами. Он был арестован за исповедание Христа и доставлен к правителю Александрии уже после издания эдикта имп. Деция. На суде, несмотря на льстивые обещания, а затем угрозы, старец отказался поклониться языческим богам и, напротив, произнес речь об истинности христ. веры. Правитель приказал высечь М. и заключить его в мрачную и зловонную темницу. Спустя много дней старца вновь подвергли пыткам, после чего выволокли за город и обезглавили. Под 10 мисра (3 авг.) в копто-араб. Синаксаре содержится рассказ о мученике по имени Батра (в нек-рых рукописях - Матра), к-рого, по мнению И. Делеэ, следует отождествить с М. (Delehaye. 1922. P. 94, 109). Согласно сказанию, М. пострадал при имп. Деции и свт. Димитрии, еп. Александрийском (анахронизм: еп. Димитрий занимал Александрийскую кафедру со 189 по 231, во времена гонений имп. Септимия Севера (193-213)). После издания эдикта о всеобщем совершении жертвоприношений М. похитил руку от золотого идола Аполлона и, разделив ее на части, раздал нищим. Пропажу долго искали, но не могли найти, в связи с чем было арестовано много неповинных людей. М. признался в своем поступке, за что его подвергли жестоким пыткам, а затем бросили в раскаленную печь. Однако Господь избавил его от смерти. Тогда святому отрубили руки и ноги, опаляли его тело и наконец пригвоздили М. к древу, но Ангел Господень освободил мученика. Некий слепой прозрел, помазав свои глаза кровью, которая излилась изо рта и из носа М. После этого чуда М. отрубили голову. Из копто-араб. Синаксаря память М. перешла в его эфиоп. версию под соответствующими числами (8 текемта и 10 нахазе).
Время кончины святого точно определить невозможно: с одной стороны, в рассказе из «Церковной истории» Евсевия говорится, что М. пострадал за год до указа имп. Деция, т. е. в 248 или 249 г., т. к., по мнению большинства исследователей, эдикт о том, что все жители Римской империи должны совершать жертвоприношения, был издан либо осенью 249 г., либо в дек. 249 - янв. 250 г. (Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. Oxf., 1965. P. 389-439). Но в копто-араб. Синаксаре говорится, что мученик был казнен уже после выхода эдикта, следов., в 249 или 250 г.
В Житии свт. Иоанна V(III) Милостивого, патриарха Александрийского (610-619/20), говорится, что в его время в Александрии была ц. во имя М. В визант. Синаксарях М. не упоминается. Однако мученика прославляет Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), к-рый называет его первым из числа пострадавших в Александрии (Niceph. Callist. Hist. eccl. V 30 // PG. 145. Col. 1123-1126).
В зап. «исторических» Мартирологах IX в. имя М. впервые встречается в 1-й редакции Мартиролога Флора Лионского, где под 20 февр. содержится заметка об Александрийских мучениках, пострадавших при имп. Деции и упомянутых в послании свт. Дионисия Великого (см. ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников Александрийских). Адон Вьеннский заимствовал у Флора заметку о мучениках, пострадавших в Александрии, и также поместил ее под 20 февр.; под 31 янв. в Мартирологе Адона содержится отдельное сказание о М., составленное на основе послания свт. Дионисия Александрийского из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Узуард отметил память М. лишь под 31 янв., заимствовав заметку о святом из Мартиролога Адона. Под этим же числом память мученика и заметка о нем вошли в Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) и сохранились в совр. редакции Римского Мартиролога (MartRom. P. 42; MartRom (Vat.). P. 119).