(III в.), мч. (пам. 22 нояб.; пам. греч. 22 нояб., 15 и 16 марта; пам. зап. 15 марта). Сохранились Мученичество М. в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 2270), а также сказание в Синаксаре К-польской ц. (X в.) (BHG, N 2271; SynCP. Col. 537-539). Согласно этим источникам, М. жил в г. Парий в Геллеспонте (сев. часть М. Азии), он был белильщиком, т. е. занимался стиркой одежды и чисткой холстов, а также сукновалом (греч. ὁ κναφεύς). В правление имп. Деция (249-251) было воздвигнуто гонение на христиан, и М., к-рый исповедовал истинную веру, стал слышать голос с неба, призывающий его на подвиги во имя Христа.
По приказу Деция в Парии было арестовано множество христиан. Однако ночью все узники вышли из темницы сквозь запертую дверь, минуя стражу. Свидетели этого чуда сообщали, что христиан освободил ангел. М., услышав о происшедшем, вспомнил о небесном голосе и стал готовиться к подвигу. Он раздал заказчикам их чистые одежды, чтобы не оставаться ни перед кем в долгу, и сам явился в суд, где открыто объявил себя христианином и разорвал указ Деция о предании смерти последователей евангельского учения, если они не отрекутся от своих убеждений. После этого судья приказал отрубить М. пальцы, к-рыми он рвал указ, однако из ран мученика вместо крови вытекло молоко. После отказа М. отступиться от веры его подвергли жестоким побоям, затем рвали тело железными крючьями, а после истязаний отсекли голову. В момент смерти мученика из его уст выпорхнула белая горлица.
Тело М. запретили предавать погребению, однако благочестивые христиане ночью пробрались на место казни и забрали честные останки мученика, оставив его голову. Тогда М. явился одному из этих благочестивых людей и повелел забрать ее. Христианин пустился в обратный путь, но был очень озадачен тем, как он сможет разыскать святыню в кромешной тьме. Однако когда он достиг места казни, то увидел сияющую звезду над отсеченной головой мученика.
По свидетельству Минология Василия II, где сказание о М. помещено под 15 марта, мощи М. находились в Парии по крайней мере до X в. и от них происходили чудеса исцеления (PG. 117. Col. 556).
В Великих Минеях-Четьих митр. Макария сказание о М. находится под 22 нояб. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 198).
А. Грегуар считал, что М.- одно лицо со сщмч. Бенигном (пам. зап. 1 нояб.), «апостолом Дижонским», а имя Менигн оказалось в источниках по ошибке. Действительно, в сказании о Бенигне также есть эпизод, когда из тела убитого копьем мученика выпархивает голубь, однако др. совпадений в Мученичествах святых нет. Ж. ван дер Стратен не разделял т. зр. Грегуара, считая, что аргументов в ее пользу недостаточно.
На груз. языке под 16 марта сохранилось метафрастическое (расширенное) «Мученичество святого и великого мученика Менигна» (нач.: «Деций, слуга зла, приняв римский скипетр...») в поздней рукописи из собрания Кутаисского государственного историко-этнографического музея (Кут. 2, XVI в. Л. 215 об.- 219 об.). В совр. календаре Грузинской Православной Церкви память М. указана 22 нояб. (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 286).