(II в.), мц. Маркианопольская (пам. 16 сент.). Свидетельство о М. сохранилось лишь в визант. Синаксарях в виде небольшого сказания, которое, возможно, было составлено на основе утраченного Мученичества. М. жила в г. Маркианополе (Фракия, территория совр. Турции) при имп. Антонине (вероятно, Антонин Пий (138-161)). Она была христианкой, и правитель Маркианополя игемон Антиох принуждал ее отречься от истинной веры. При попытке игемона заставить ее принести жертву языческим богам идолы Геракла и Аполлона рухнули и рассыпались. По ее молитвам Господь сотворил мн. др. чудеса, свидетели к-рых обратились ко Христу. Антиох привел М. к своей жене, надеясь, что та сможет жен. хитростью и лестью переубедить святую, но после беседы с М. жена правителя сама исповедала себя христианкой. После этого игемон приказал обезглавить мученицу, и она предала свой дух Господу.
Тело мученицы оставалось некоторое время непогребенным. Вскоре через Маркианополь возвращался к себе на родину в Македонию некий благочестивый человек по имени Акакий. Он обнаружил останки М. и попросил у игемона разрешения забрать их; тот, не подозревая, что Акакий - христианин, отдал ему честные мощи. Акакий положил их в ковчежец, сел на корабль и отплыл на родину. Однако по пути он скончался. Когда корабль пристал к о-ву Лемнос, местные христиане похоронили у себя честные останки М. и рядом - благочестивого Акакия.
Возможно, легенда о перенесении мощей М. на Лемнос возникла уже на острове, чтобы обосновать почитание некой местной святой. Во всяком случае мощи М., вероятно, находились в К-поле, где ей был посвящен храм в квартале Петрион (ἐν τῷ Πετρίῳ).
По мнению прп. Никодима Святогорца и иером. Макария Симонопетрита, М. отличается от мц. Мелитины (пам. греч. 29 окт.; пам. визант. 29, 30 окт.), тогда как И. Делеэ и Ж. М. Соже склонны к их отождествлению. В Римском Мартирологе память М. помещена под 15 сент. (MartRom. P. 417).
В рус. минейных циклах под 16 сент. показан, как правило, только образ вмц. Евфимии Всехвальной, чья память приходится на общий день с М. Это является отражением достаточно позднего включения в рус. иконописные подлинники памяти святой. Так, в наиболее раннем известном тексте подлинника - Софийском списке подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.; сент.- по списку Г. Д. Филимонова XVII в.; см.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 11) под 16 сент. содержатся память и краткое описание облика лишь вмц. Евфимии. Соответственно ее изображение помещено и в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 16 сент.). Краткое упоминание о М. включено в подлинники сводной редакции XVIII в.: «И святых мучениц Севастианы и Мелетины, аки Пятница (обе.- Э. Ш.)» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 30; то же - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 153). Пространное описание облика святой дает составитель руководства для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусов: «…болгарского типа из Малой Азии, средних лет, в тунике и епанче; на голове покрывало» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 16).