Слав. аграрный праздник, в правосл. календаре совпадающий с сырной седмицей. В зап. традиции М. (вместе с мясопустом) соответствует карнавал. Изначально М. отмечала границу между зимой и весной, была подведением итогов прошлого хозяйственного сезона и началом подготовки к новому. Обряды и ритуалы М. связаны с идеей воспроизводства и имеют целью активизировать начало нового биологического цикла растений, скота и человека (подробнее см.: Масленица // Славянские древности / Ред. Н. И. Толстой. М., 2004. Т. 3. С. 194-199). В христ. традиции М.- заключительный этап подготовки к Великому посту. В течение сырной седмицы, которая является сплошной (т. е. обязательный пост в среду и пятницу отменяется), еще разрешается вкушение скоромной пищи - молочных продуктов (масла, сыра) и яиц, но не мяса (см. ст. Мясопустная неделя). В литургическом плане сырная седмица также готовит верующих к подвигу Великого поста: в сырные среду и пяток совершается служба, по структуре близкая к великопостной, Божественной литургии в эти дни не бывает, также на сырной седмице уже не совершается венчание брака. Подробнее см. статьи Сырная седмица, Прощеное воскресенье.