(XII в.), прп. (пам. 27 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Туровский. «Слово о Мартине мнисе, иже бе в Турове у церкви святую мученику Бориса и Глеба един живый о Бозе» содержится в учительном разделе пространной редакции нестишного Пролога и присутствует во всех списках этого памятника. По мнению исследователей, «Слово...» является произведением 2-й пол. XII в., созданным в Турове (Poppe. 1968; Галко. 2003; Лосева. 2009. С. 232-233). Текст памятника издавался митр. Макарием (Булгаковым) (по Прологу РГБ. Рум. № 321, 2-я пол. XV в.), Д. И. Абрамовичем (текст Пролога ГИМ. Усп. № 3 перг., 1410-1425 гг.) и О. В. Лосевой (текст Прилуцкого Пролога 1-й четв. (нач. ?) XV в. с разночтениями по 3 др. спискам 1-й пол. XV в.: ГИМ. Усп. № 3 перг., РГБ. Рогож. № 511 и РГБ. Больш. № 188). В 40-х гг. XVI в. «Слово...» было включено в состав Великих Миней-Четьих свт. Макария под 2 мая, а также опубликовано в печатном Прологе 1643 г.
В «Слове...» повествуется о явлении и чудесном исцелении М. святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом Владимировичами. М. был поваром Туровских епископов Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия (из них только Иоаким известен по летописям; он был поставлен во епископы в 1144 г., а в 1146 г. принудительно уведен в Киев кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 314; Т. 1. Стб. 314; Т. 25. С. 38). По старости М. был отправлен на покой, принял монашеский постриг и в полном уединении жил в епископском туровском во имя святых Бориса и Глеба мужском монастыре «на болоньи» (т. е. низменном поречье или, вероятно, на о. Болонье, недалеко от Турова на р. Припять).
Однажды М. заболел и был не в силах подняться, чтобы напиться. Никто не мог посетить его, т. к. из-за весеннего разлива около монастыря высоко стояла вода. На 3-й день к нему в келью вошли двое молодых людей и напоили старца. М. не узнал святых Бориса и Глеба, приняв их за «детских» - членов младшей дружины пинского кн. Ярослава Георгиевича (упом. в летописях под 1183 г. в качестве участника похода на половцев - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 631). Они пожелали старцу здоровья и исчезли, а М. почувствовал, что поправился, и понял, что его исцелили князья-страстотерпцы. Обо всем происшедшем старец рассказал своему духовному отцу. В течение года после этого М. не болел.
Впосл. грань между житийным и учительным разделами Пролога начала стираться и главный персонаж «Слова...», М., стал восприниматься как святой. Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено 3 апр. 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. В пос. Желудок Щучинского р-на Гродненской обл. Белоруссии (Гродненская епархия) в честь М. был построен храм, освященный 5 сент. 1998 г.
Определением Архиерейского Собора РПЦ об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 3 февр. 2016 г. имя М. было включено в месяцеслов РПЦ для общецерковного почитания.