Патриарх Антиохийский (ок. 1456-1457/58?). Упоминания о М. содержатся только в документах папской курии, связанных с политической активностью Рима на Ближ. Востоке во 2-й пол. XV в. Перед лицом османской угрозы Папский престол пытался консолидировать христ. Европу и найти союзников против османов на Востоке. Среди массы посольств, альянсов, политических проектов, порожденных этими устремлениями, в Риме появлялось немало самозваных посланников и апокрифических документов о якобы заключенных антиосманских союзах с вост. государями, к-рые папское окружение активно использовало в пропагандистских целях (см., напр.: Карпов С. П. История Трапезундской империи. М., 2007. С. 333-337).
В контексте планов папы Каллиста III по организации нового крестового похода против османов в 1456 г. на Ближ. Восток был отправлен папский эмиссар М. Жибле, потомок крестоносцев - владетелей Джубайля. Его задачей было привлечь к альянсу с христ. Европой полунезависимых эмиров обл. Гарб в Ливане, через посредство которых Рим рассчитывал также завладеть мощами равноап. Феклы, хранившимися в Маалуле. Кроме того, легат должен был убедить ближневосточных патриархов, отвергнувших Флорентийскую унию (см. Ферраро-Флорентийский Собор) на Соборе 1443 г., в необходимости вернуться к союзу с Римом.
По донесениям Жибле, он вступил в контакт с Антиохийским патриархом Михаилом III, привлек на свою сторону еп. Епифании (Хамы) Иоакима, а затем отправился в Каир, чтобы склонить к унии Александрийского патриарха Марка VI. В разгар этой дипломатической активности скончался патриарх Михаил, и Антиохийский престол перешел к М., брату покойного. В февр. 1457 г. Жибле встречался с новым патриархом и сумел убедить его присоединиться к унии. В Дамаске прошел Собор, постановивший вернуть поминание папы в диптихи Антиохийской Церкви. 1 апр. 1457 г. М. отправил через Жибле послание папе Каллисту. Ко времени возвращения легата на Восток М. скончался, и новым патриархом стал Иоаким III, прежний епископ Хамы, сторонник католичества. Именно ему совместно с Александрийским патриархом Марком удалось на встрече в 1458 г. в Раме (Рамалле?) убедить Иерусалимского патриарха Иоакима присоединиться к унии. В кон. 1459 г. Жибле вернулся в Италию с посланиями 3 патриархов, а 21 апр. 1460 г. от их имени подписал акт об унии вост. Церквей с Римом.
По приказанию папы Пия II весь комплекс документов, связанных с миссией Жибле, был переведен на лат. язык и в составе сб. «Liber rubeus» сохранен в ватиканских архивах. Начиная с XVII в. ученые стали высказывать сомнение в аутентичности этих текстов. Их арабские подлинники неизвестны. Миссия Жибле не подтверждается свидетельствами независимых источников, напр. письмами францисканского миссионера Грифона, работавшего среди ливанских маронитов в эти же годы. Арабо-христианские летописцы архидиак. Павел Алеппский и Антиохийский патриарх Макарий III не упоминают патриархов М. и Иоакима; по данным антиохийских церковных хроник, всю 2-ю пол. XV в. Антиохийский престол занимал Михаил III, о котором упоминают также грузинские источники 60-70-х гг. XV в.
К. Каралевский, один из ведущих историков христианского Востока нач. XX в., был убежден в подлинности документов «Liber rubeus». Основываясь на их данных, он «раздвоил» патриарха Михаила III, поместив в промежуток между правлениями двух Михаилов патриаршества М. и Иоакима. Ж. Насралла, однако, придерживался традиционной схемы преемственности патриархов, отводя правлению Михаила III 1451-1497 гг. и отрицая достоверность данных о миссии Жибле и соответственно М. При нынешнем состоянии источниковой базы подтвердить или опровергнуть данные «Liber rubeus» не представляется возможным. Т. о., вопрос об историчности М. и о встрече восточных патриархов в 1458 г. остается открытым.