Патриарх Александрийский (ок. 1180 - 1209?). По мнению большинства исследователей, М. происходил из греч. клира и был возведен на Александрийскую кафедру при содействии визант. императора. Византия эпохи Комнинов, считавшая себя покровительницей ближневост. Православия (что особенно ярко проявилось при имп. Мануиле I Комнине), с сер. XII в. стала проводить политику унификации богослужебных традиций православных народов по к-польским образцам. Начало Патриаршества М. (под именем Марк II) в т. н. Дионисиевском каталоге, опубликованном еп. Порфирием (Успенским), отнесено к 1171 г., его правлению отведено 38 лет. Однако факт вступления М. на престол до 1180 г. вызывает сомнения ввиду возможного Патриаршества в 70-х гг. XII в. Илии II и/или Елевферия (впрочем, в Дионисиевском каталоге имя Елевферия и годы его правления помещены после сведений об М.).
В условиях фактической ликвидации правосл. церковной иерархии во владениях крестоносцев Александрийская Православная Церковь распространила свою юрисдикцию на окраинные территории Иерусалимского Патриархата, находившиеся под властью мусульман. В первую очередь это относилось к Екатерины великомученицы монастырю на Синае и правосл. сел. Эт-Тур (Раифа) на зап. побережье Синайского п-ова. Известен арабский документ 1197 г., скрепленный греч. подписью М., о дарении одним из шейхов Раифы финиковых рощ Синайскому мон-рю.
В Египте М. столкнулся с тем, что мелькиты (православные) посещали храмы, принадлежавшие Коптской Церкви, и вступали в смешанные браки с коптами. С просьбой о рассмотрении Синодом ряда вопросов религиозной и бытовой жизни ближневост. православных, живущих под мусульм. владычеством, он обратился к К-польскому патриарху Георгию II Ксифилину. Выработанные в итоге вопросоответы (RegPatr, N 1184) сохранились в 2 редакциях. Первая, общераспространенная редакция (66 вопросоответов), составителем которой был известный канонист, Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон, полностью издана в составе Афинской синтагмы (она же с небольшими отличиями представлена в издании Леунклавия, воспроизведенном в «Патрологии» Ж. П. Миня). Вторая редакция, опубликованная М. Гедеоном на основании «Собрания законов» Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (57 вопросоответов; ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. Κωνσταντινούπολις, 1905. Τ. 25. Τευχ. 22-24), существенно отличается от первой как по форме, так нередко и по содержанию; в 2 рукописях XIV в. авторство ответов в этой редакции приписано Иоанну, митрополиту Халкидона (известен как участник К-польских Синодов 1191-1192 гг.: RegPatr, N 1179-1180). Сопоставив обе редакции, В. Грюмель пришел к выводу, что М. лично участвовал в обсуждении заданных им вопросов на К-польском Синоде в февр. 1195 г. под председательством патриарха Георгия Ксифилина. На Синоде были рассмотрены и подготовленные митр. Иоанном Халкидонским ответы. Не все из них были одобрены Синодом (поэтому 2-я редакция не имеет офиц. предисловия), и составление окончательной редакции было поручено патриарху Феодору Вальсамону, который не только отредактировал ответы, но и вопросам М. придал более точные формулировки, объединив близкие по тематике.
Первым по порядку и ключевым был вопрос М. о правомерности использования литургий апостолов Марка и Иакова в богослужении соответственно Александрийской и Иерусалимской Церквей. В ответе подчеркивается недопустимость этих локальных литургических традиций и выдвигается требование их унификации согласно обрядам К-польской Церкви, где употреблялись литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. По свидетельству Феодора Вальсамона, М., находясь в К-поле, хотел отслужить совместно с ним и патриархом Георгием Ксифилином литургию ап. Марка, однако не получил на это разрешение (PG. 137. Col. 621-622).
Несмотря на широкие бытовые контакты егип. мелькитов и коптов, между общинами продолжалась богословская полемика. Предположительно ко времени Патриаршества М. относится заключительная фаза кризиса в Коптской Церкви, связанного с деятельностью харизматичного проповедника и реформатора Марка ибн аль-Кунбара. Встретив жесткое неприятие со стороны копт. священноначалия, он со своими сторонниками перешел в юрисдикцию Александрийской Православной Церкви, однако впоследствии конфликтовал и с мелькитской иерархией и был сослан патриархом в монастырь Кусайр. Проповедь Ибн аль-Кунбара вызвала ответную реакцию копт. богословов. Так, митрополит Дамиетты Михаил составил полемический трактат во утверждение традиций Коптской Церкви, отличающих ее от «еретических» исповеданий, под которыми в первую очередь подразумевалось исповедание мелькитов.