Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРК III
43, С. 670-671 опубликовано: 22 марта 2021г.


МАРК III

Патриарх Александрийский (ок. 1180 - 1209?). По мнению большинства исследователей, М. происходил из греч. клира и был возведен на Александрийскую кафедру при содействии визант. императора. Византия эпохи Комнинов, считавшая себя покровительницей ближневост. Православия (что особенно ярко проявилось при имп. Мануиле I Комнине), с сер. XII в. стала проводить политику унификации богослужебных традиций православных народов по к-польским образцам. Начало Патриаршества М. (под именем Марк II) в т. н. Дионисиевском каталоге, опубликованном еп. Порфирием (Успенским), отнесено к 1171 г., его правлению отведено 38 лет. Однако факт вступления М. на престол до 1180 г. вызывает сомнения ввиду возможного Патриаршества в 70-х гг. XII в. Илии II и/или Елевферия (впрочем, в Дионисиевском каталоге имя Елевферия и годы его правления помещены после сведений об М.).

В условиях фактической ликвидации правосл. церковной иерархии во владениях крестоносцев Александрийская Православная Церковь распространила свою юрисдикцию на окраинные территории Иерусалимского Патриархата, находившиеся под властью мусульман. В первую очередь это относилось к Екатерины великомученицы монастырю на Синае и правосл. сел. Эт-Тур (Раифа) на зап. побережье Синайского п-ова. Известен арабский документ 1197 г., скрепленный греч. подписью М., о дарении одним из шейхов Раифы финиковых рощ Синайскому мон-рю.

В Египте М. столкнулся с тем, что мелькиты (православные) посещали храмы, принадлежавшие Коптской Церкви, и вступали в смешанные браки с коптами. С просьбой о рассмотрении Синодом ряда вопросов религиозной и бытовой жизни ближневост. православных, живущих под мусульм. владычеством, он обратился к К-польскому патриарху Георгию II Ксифилину. Выработанные в итоге вопросоответы (RegPatr, N 1184) сохранились в 2 редакциях. Первая, общераспространенная редакция (66 вопросоответов), составителем которой был известный канонист, Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон, полностью издана в составе Афинской синтагмы (она же с небольшими отличиями представлена в издании Леунклавия, воспроизведенном в «Патрологии» Ж. П. Миня). Вторая редакция, опубликованная М. Гедеоном на основании «Собрания законов» Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (57 вопросоответов; ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. Κωνσταντινούπολις, 1905. Τ. 25. Τευχ. 22-24), существенно отличается от первой как по форме, так нередко и по содержанию; в 2 рукописях XIV в. авторство ответов в этой редакции приписано Иоанну, митрополиту Халкидона (известен как участник К-польских Синодов 1191-1192 гг.: RegPatr, N 1179-1180). Сопоставив обе редакции, В. Грюмель пришел к выводу, что М. лично участвовал в обсуждении заданных им вопросов на К-польском Синоде в февр. 1195 г. под председательством патриарха Георгия Ксифилина. На Синоде были рассмотрены и подготовленные митр. Иоанном Халкидонским ответы. Не все из них были одобрены Синодом (поэтому 2-я редакция не имеет офиц. предисловия), и составление окончательной редакции было поручено патриарху Феодору Вальсамону, который не только отредактировал ответы, но и вопросам М. придал более точные формулировки, объединив близкие по тематике.

Первым по порядку и ключевым был вопрос М. о правомерности использования литургий апостолов Марка и Иакова в богослужении соответственно Александрийской и Иерусалимской Церквей. В ответе подчеркивается недопустимость этих локальных литургических традиций и выдвигается требование их унификации согласно обрядам К-польской Церкви, где употреблялись литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. По свидетельству Феодора Вальсамона, М., находясь в К-поле, хотел отслужить совместно с ним и патриархом Георгием Ксифилином литургию ап. Марка, однако не получил на это разрешение (PG. 137. Col. 621-622).

Несмотря на широкие бытовые контакты егип. мелькитов и коптов, между общинами продолжалась богословская полемика. Предположительно ко времени Патриаршества М. относится заключительная фаза кризиса в Коптской Церкви, связанного с деятельностью харизматичного проповедника и реформатора Марка ибн аль-Кунбара. Встретив жесткое неприятие со стороны копт. священноначалия, он со своими сторонниками перешел в юрисдикцию Александрийской Православной Церкви, однако впоследствии конфликтовал и с мелькитской иерархией и был сослан патриархом в монастырь Кусайр. Проповедь Ибн аль-Кунбара вызвала ответную реакцию копт. богословов. Так, митрополит Дамиетты Михаил составил полемический трактат во утверждение традиций Коптской Церкви, отличающих ее от «еретических» исповеданий, под которыми в первую очередь подразумевалось исповедание мелькитов.

Ист.: Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 8; Interrogationes canonicae sanctissimi patriarchae Alexandriae domini Marci, et responsa ad eas sanctissimi patriarchae Antiochiae domini Theodori Balsamonis // PG. 138. Col. 951-1012; Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. 1854. Τ. 4. Σ. 447-496; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries, Attributed to Abû-Sâlih, the Armenian / Transl. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. P. 31-33.
Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 488-499; Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church: The Patriarchate of Alexandria. Oxf., 1847. Vol. 2. P. 273-275; Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XLI-XLII; [Матвеевский П]. Очерк истории Александрийской церкви со времен Халкидонского собора // ХЧ. 1856. Кн. 1. С. 363-364; Grumel P. Les réponses canoniques à Marc d'Alexandrie, leur caractère official, leur double rédaction // EO. 1939. Vol. 38. P. 321-333; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 93-94, 107-108; Richards D. S. Some Muslim and Christian Documents from Sinai concerning Christian Property // Law, Christianity and Modernism in Islamic Society: Proc. of the XVIIIth Congr. of the «Union Européenne des Arabisants et Islamisants» / Ed. U. Vermeulen, J. M. F. van Reeth. Leuven, 1998. P. 161-170. (OLA; 86); Брюн С. П. Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI-XIII вв. М., 2015. Т. 2. С. 180-182; Pahlitzsch J. The Melkites in Fatimid Egypt and Syria (1021-1171) // Medieval Encounters. 2015. Vol. 21. N 4/5. P. 485-515.
К. А. Панченко, С. А. Моисеева
Ключевые слова:
Патриархи Александрийские Марк III, патриарх Александрийский (ок. 1180 - 1209?)
См.также:
АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)
АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)
АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)
АПОЛЛИНАРИЙ († ок. 568 г.), свт., Патриарх Александрийский