[Греч. Μαριάμνη] († I в.), прав. (пам. 17 февр.). В Синаксаре Макария Симонопетрского названа равноапостольной (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης. 2006). Сведения об М. содержатся в апокрифических «Деяниях ап. Филиппа» (CANT, N 250), видимо составленных в IV в. (см. ст. Филиппа деяния). На их основании было создано краткое Житие М., включенное в византийские Синаксари (напр., в Минологий имп. Василия II - PG. 117. Col. 317; в Синаксаре К-польской ц. память М. указана без Жития - SynCP. Col. 469). В ряде рукописных визант. и древнерус. календарей сведения о М. содержатся под 15, 16 и 19 февр.
Дева М. была сестрой апостола от 12 Филиппа. Ее брат был огорчен тем, что получил по жребию область для проповеди, где живут люди, почитающие ехидну, мать змей. М. пришла к Спасителю и получила благословение вместе с ап. Варфоломеем сопровождать брата, «изменив свой женский вид и сущность» (ἀλλαξὸν σου τὴν ἰδέαν καὶ ὅλον τὸ εἶδος τὸ γυναικεῖον - Acta Philippi. 1903. Р. 37). Во время путешествия по Лидии и Мизии она помогала Филиппу и Варфоломею в апостольских трудах. Крестным знамением они умертвили в пустыне большого дракона и змей. Придя в Иераполь Фригийский, апостолы и М. возвестили там слово Божие и усердно искореняли в городе идолопоклонство. Судя по словам противников их деятельности, М. проповедовала женщинам («всех женщин вводит в заблуждение» - Ibid. Р. 54). Увидев совершаемые ими чудеса (в т. ч. прозрение слепца Стахия, исцеление жены градоначальника Никаноры), многие жители крестились. Градоначальник схватил апостолов и М. и велел бичевать их, а затем подвесить вниз головой, крестообразно приковав тела. Во время их казни в Иераполь пришел ап. Иоанн Богослов. Все вместе они обратились ко Христу, земля разверзлась и поглотила градоначальника, боготворимую местными жителями ехидну, ее жрецов и множество язычников, которые стали молить апостолов о спасении. По молитве ап. Филиппа земля исторгла живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и ехидны. Жители Иераполя прославили Христа и освободили Варфоломея и М. Но когда хотели снять распятого ап. Филиппа, то увидели, что он уже скончался. Новообращенные с честью похоронили его тело. Утвердив в вере Христовой вновь основанную Церковь, ап. Варфоломей отправился с проповедью Евангелия в Ликаонию, а М.- к реке Иордан (в синаксарном Житии утверждается, что это она проповедовала в Ликаонии). После успешной проповеди М. мирно скончалась.
Ф. Бовон первоначально отождествлял М. с равноап. Марией Магдалиной, но в последних работах он был более осторожен в выводах.
Слав. перевод «Деяний ап. Филиппа» включен в ВМЧ под 14 нояб., днем памяти апостола (ВМЧ. Нояб. Дни 13-15. Стб. 1196-2002), а также встречается в ряде четьих сборников (СККДР. 1987. Вып. 1. С. 56). Краткие Жития М. из визант. Синаксарей вошли под 17 февр. в нестишной и стишной Прологи (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 768-769; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 41-42), а впосл. были включены под этой датой в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 484-485 (1-я паг.)).
Иконописные подлинники сводной редакции XVIII в. указывают, что святая похожа на Анну («аки Анна»), не уточняя, имеется ли в виду пророчица или прав. мать Пресв. Богородицы (см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 74). Более развернуты предписания акад. В. Д. Фартусова (1910): «…типом еврейка, старица более 85 лет; одежды: нижняя - хитон, верхняя - полуфелонь с куколем или покрывалом» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 187). Образ М. входит в состав святых, представленных на миниатюрах из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 408, 1-я четв. XI в.). Она изображена в позе оранты, стоящей под мраморной аркой, образующей благодаря откинутым пурпурным занавесам своего рода нишу для фигуры святой. М. облачена в желтое платье, зеленый мафорий, зеленоватого цвета чепец, лик изборожден морщинами.
В Лицевом летописном своде (Лицевой хронограф. РНБ F.IV.151. Л. 11, 70-е гг. XVI в.) образ почившей М. появляется на миниатюре, сопровождающей сообщение об успении ап. Филиппа в г. Иераполе во Фригии. Композиция включает портреты тех, кого предание связывает с именем апостола: Поликрата, еп. Эфесского, и его корреспондента Уктора, к-рому было адресовано письмо епископа об ап. Филиппе, а также крещенных апостолом жителей Иераполя и обращенного им в христианство Симона Волхва. В верхней части миниатюры изображены саркофаги с лежащими в них телами ап. Филиппа, его 7 дочерей, брата и М., а также ап. Варфоломея. Обо всех членах семьи апостола в Хронографе сказано, что они погребены в Иераполе. На М.- как на жене преклонных лет - красное платье, зеленый плащ и белый головной плат.