[Мануил Аргир; греч. Μανουὴλ ᾿Αργυρόπουλος, ᾿Αργυρός], маистор, визант. мелург (кон. XIV - 1-я пол. XV в.). Самое раннее упоминание его имени содержится в Аколуфии 1390-1410 гг. (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 124v: τοῦ ᾿Αργυροπούλου). Мелург принадлежал к роду Аргиропулов, одному из самых известных на Крите и в К-поле, мн. его представители преуспели в науке (напр., гуманист Иоанн Аргиропул - см.: Iorga. 1989. Σ. 21) и в церковной музыке (напр., мелурги Георгий Аргиропул, Иоанн Аргиропул, Феодор Аргиропул и Феофилакт Аргиропул - см.: Jakovljević. 1988. Σ. 45).
Тождество М. А. и Мануила Аргира с о-ва Родос (см., напр.: Ath. Iver. 975. Fol. 101, сер. XV в.), по-видимому, подтверждается свидетельством Мануила Хрисафа в Матиматарии 1458 г.: «Аргиропула с Родоса» (Ath. Iver. 1120. Fol. 196), впосл. воспроизводившимся в др. рукописях (напр.: БАН. РАИК. № 42. Л. 32, сер. XVIII в.). В то же время указание на родосское происхождение часто сопровождает только прозвище мелурга в форме ᾿Αργυρός (Ath. Cutl. 456. Fol. 293v, 1443 г.; Ath. Pantel. 1271. Fol. 119, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Xeropot. 287. Fol. 68v, 1724 г.; 319. Fol. 59-161, 1-я пол. XVIII в.; Lond. Brit. Lib. Egerton. 2393. Fol. 29-39, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 146. P. 155-249, 1758 г.). В рукописи Athen. Bibl. Nat. 899 наряду с Аргиропулом упоминается Аргир с Родоса (Fol. 46); в списке мелургов нач. XIX в. (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140-143) имена Аргира Родосского и М. А. приведены также отдельно. Тем не менее в пользу свидетельства Мануила Хрисафа говорит двойная атрибуция 2 произведений в разных списках: кратима τοτοοοτο 4-го гласа, надписанная Маунилом Хрисафом как произведение Аргиропула, в др. кодексах того же времени помещена с именем М. А. (Sinait. gr. 1312. Fol. 137, XV в.), а «украшение» матимы прп. Иоанна Кукузеля на память архангелов (8 нояб.) «Невещественное существо» (Τὴν ἄυλον οὐσίαν) 2-го гласа приписывается как М. А. (РНБ. Греч. № 126. Л. 209 об.- 210 об., 2-я пол. XV в.), так и Мануилу Аргиру (Sinait. gr. 1251. Fol. 64v, XV в.; Ath. Cutl. 438. Fol. 67, XVI в.).
Титул маистора, сопровождающий имя М. А. в рукописях, свидетельствует о том, что его мастерство в музыкальном искусстве чрезвычайно высоко оценивалось как в его время, так и в последующие века. Его произведения, копировавшиеся вплоть до кон. XVIII в., принадлежат к к-польской певч. традиции, что отражено в надписаниях (см., напр.: Ath. Philoth. 122. Fol. 240v, 1-я пол. XV в.).
Из надписания мелоса М. А. на 4-й плагальный (8-й) глас для 15-сложника Иоанна Ласкаря «Да светит мне свет невечерний» (Λάμψον μοι φῶς ἀνέσπερον) в Пападики 1463 г. Athen. Bibl. Nat. 2604 (Fol. 268v) следует, что первый был учеником второго - известного учителя пения и основателя школы церковной музыки на Крите, носившего титул лампадария (см.: Jakovljević. 1988. Σ. 45; др. список 15-сложника: Ath. Iver. 993. Fol. 227-228v, сер. XVII в.). Во мн. случаях сочинения Ласкаря и М. А. помещаются в одних и тех же кодексах (напр., в Пападики кон. XVI - нач. XVII в. Ath. Doch. 315. Fol. 138v; об отношениях 2 мелургов см.: Στάθης. 1977. Σ. 95, 107, 182, 183). Еще один 15-сложник, распетый М. А.,- «Царица небес, Всецарица Дево» (Βασίλισσα τῶν οὐρανῶν, παντάνασσα Παρθένε) на 4-й плагальный глас (Ath. Dionys. 570. Fol. 166-167, кон. XV в.; Ath. Iver. 993. Fol. 275-275v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 421, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 459. Fol. 398v - 399; 238. Fol. 417v - 418, обе ркп.- ок. 1700 г.; 8. Fol. 246v - 247, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. № 130. Л. 519 об., нач. XVIII в.; Andros. Korthiou. 10. Fol. 345-414, 2-я четв. XVIII в.; Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 348v - 349, 1747 г.; РНБ. Греч. № 711. Л. 315, XVIII в.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: Athen. Bibl. Nat. 706. Fol. 434v - 439, 1819 г.). См. также др. рукописи с богородичными матимами М. А.: Ath. Xeropot. 291. Fol. 1-74v, 1-я пол. XVIII в.; 307. Fol. 403v - 483, 1767-1770 гг.; Ath. Doch. 310. Fol. 1-35, 2-я пол. XVIII в.
Наибольшее распространение в рукописной традиции получили причастны М. А.: «Хвалите Господа с небес» на 1-й глас (Sinait. gr. 1312. Fol. 103v), на 4-й глас с названием φθορικόν (БАН. РАИК. № 154. Л. 214, 1430 г.; Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 254, ок. 1430 г.; Ath. Philoth. 122. Fol. 226v; Athen. Bibl. Nat. 2837. Fol. 189v - 190, 1457 г.; Ath. Iver. 993. Fol. 117-117v, сер. XVII в.; 987. Fol. 393-395v, после 1731 г.; Sinait. gr. 1283. Fol. 81v, XVII в.; Ydra. Iliou. 597. Fol. 296; Lesb. Leim. 459. Fol. 284; РНБ. Греч. № 130. Л. 361; Andros. Korthiou. 10. Fol. 293-298v; Andros. Agias. 34. Fol. 338-345, 1756 г.; БАН. РАИК. № 42. Л. 466; Ath. Xeropot. 307. Fol. 348v - 354; РНБ. Греч. № 132. Л. 374 об., посл. треть XVIII в.; № 711. Л. 225; транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. 705. Fol. 112v - 113) на 1-й плагальный глас (РНБ. Греч. № 126. Л. 121), с названием βουλγάρα (Lesb. Leim. 282. Fol. 81-82, 2-я пол. XVI в.), на 2-й плагальный (6-й) глас с названием βουλγάρα (Sinait. gr. 1323. Fol. 159, XV в.; Meteor. Metamorph. 192. Fol. 160, XV в.; Patm. 819. Fol. 214-215, сер. XVII в.; Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 353v - 354v, 1662 г.; Ath. Doch. 337. Fol. 204v - 207, 1764 г.), на глас βαρύς (7-й) (Sinait. 1293. Fol. 260v, XV в.; Athen. Bibl. Nat. 928. Fol. 119v, XV в.; БАН. РАИК. № 154. Л. 223; Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 253v; Ath. Philoth. 122. Fol. 223; РНБ. Греч. № 126. Л. 124-124 об.- 2 распева; Ath. Simon. Petr. 1. Fol. 115-116, нач. XVII в.; Patm. 819. Fol. 219v - 220; Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 359-359v; Ydra. Iliou. 597. Fol. 305v; Andros. Agias. 89. Fol. 242v - 246, ок. 1700 г.; РНБ. Греч. № 130. Л. 376 об.; Andros. Korthiou. 10. Fol. 306v - 310; Ath. Iver. 987. Fol. 408v - 409; Andros. Agias. 34. Fol. 352v - 357v; Ath. Xeropot. 307. Fol. 358-362; РНБ. Греч. № 132. Л. 388; № 711. Л. 234) и на 4-й плагальный глас, в т. ч. с названием ὀργανικόν (Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 256v; Ath. Philoth. 122. Fol. 227, 240v (ὀργανικόν μετὰ ἴσου); Ath. Iver. 974. Fol. 6v - 7v, 1-я пол. XV в.; 993. Fol. 128-129v; РНБ. Греч. № 126. Л. 125; № 130. Л. 381-381 об. (ὅλον φθορικόν); № 132. Л. 393 об.; № 711. Л. 236 об.; Ath. Doch. 314. Fol. 22-24v; Ath. Cutl. 436. Fol. 141-141v, обе ркп.- XVI в.; БАН. РАИК. № 154. Л. 210, 227 об.; № 30. Л. 59 об., посл. четв. XVI в.; № 42. Л. 483; Lesb. Leim. 258. Fol. 71-71v, 243-244v, 20-е - 40-е гг. XVII в.; Patm. 819. Fol. 222; Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 363v - 365; Ydra. Iliou. 597. Fol. 309; Andros. Agias. 89. Fol. 246-250; 34. Fol. 357v - 377v; Andros. Korthiou. 10. Fol. 310-314v; Ath. Xeropot. 307. Fol. 362v - 367) (см. также ркп.: Ath. Cutl. 456. Fol. 94v - 95v; Ath. Iver. 974. Fol. 189; 993. Fol. 143v; Ath. Greg. 5. Fol. 171-191, кон. XVII в.), «В память вечную» на глас πρωτόβαρυς (3-й) (Lesb. Leim. 258. Fol. 71v), «Чашу спасения» на глас βαρύς (Ath. Philoth. 122. Fol. 223v; Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 254), «Тело Христово» на 4-й глас (Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 271v - 273) (см. также: Ath. Doch. 315. Fol. 149-164, кон. XVI - нач. XVII в.).
Из др. песнопений литургии именем М. А. надписаны аллилуиарии 3-го гласа (Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 29-35) и 4-го гласа (Ath. Philoth. 137. Fol. 105, нач. XVII в.) (см. также: Lond. Brit. Lib. Add. 57942. Fol. 102-105, кон. XV в.; Padua. Univ. 1137. Fol. 167-167v, нач. XVII в.), херувимские 3-го, 1-го плагального и 2-го плагального гласов (Ath. Laur. 635. Fol. 110v - 112, 1436 г.- ркп. Давида Редестского (все 3); Ath. Doch. 315. Fol. 121v - 135v (2-я); Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 462v, 1453 г. (1-я, «украшенная» Мануилом Хрисафом)).
М. А. составил мелос стихов 3-й статии песнопения «Блажен муж» на 4-й плагальный глас «Ты же, Господи, заступник мой еси» (Athen. Bibl. Nat. 2837. Fol. 57, 1457 г.; Ydra. Iliou. 597. Fol. 44v; Andros. Korthiou. 10. Fol. 45v - 49v; БАН. РАИК. № 42. Л. 32; Sinait. gr. 1298. Fol. 72, XVIII в.; 1299. Fol. 49, 1715 г.) и «Аз уснух и спах» (БАН. РАИК. № 154. Л. 42), стихиры свт. Николаю Мирликийскому (6 дек.) «Человече Божий» (῎Ανθρωπε τοῦ Θεοῦ) 2-го плагального гласа (Ath. Iver. 975. Fol. 101-101v; транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. 729. Fol. 165v - 170, 1-я пол. XIX в.), стихи непорочнов на погребение монахов «Мене ждаша, Господи» (᾿Εμὲ ὑπέμειναν Κύριε) на 1-й плагальный глас и «Стопы моя» (Τὰ διαβήματά μου) на 3-й глас (Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 397v - 398v), кратим (ихим), в т. ч. 4-го гласа (Sinait. gr. 1530. Fol. 46v - 47v, XVII в.; Ath. Xeropot. 287. Fol. 68v - 70; Lond. Brit. Lib. Egerton. 2393. Fol. 29-39; см. также: Ath. Pantel. 1046. Fol. 34-93v, XVI в.; 1271. Fol. 119; Ath. Xeropot. 319. Fol. 59-161).
Нек-рые произведения надписаны только прозвищем Аргиропул, поэтому не всегда возможно определить, принадлежат ли они М. А. или др. вышеуказанным мелургам (см. ркп.: Ath. Iver. 973. Fol. 8-20, 43v, 48v - 49v, нач. XV в.; Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 361-361v; Ath. Philoth. 122. Fol. 57-68, 212, 221; Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 353v - 354v; Ath. Iver. 949. Fol. 8-20, 150-152, кон. XVII - нач. XVIII в.).