[Лат. Malchus; греч. Μάλχος] († вскоре после 373), прп. (пам. 26 марта; пам. визант. 5, 20 марта, 16 апр.; пам. древнерус. 13 апр.; пам. зап. 21 окт.). Биография М. стала известна блж. Иерониму Стридонскому со слов самого святого, когда тот гостил в имении пресв. Евагрия (впосл. архиеп. Антиохийский Евагрий) в Маронии, в 30 милях от Антиохии (кон. 373 - нач. 375). «Жизнь пленного монаха Малха» была написана блж. Иеронимом уже после смерти преподобного, в 390-391 гг. (Kelly. 1975. P. 170; Gribomont J. Jerome // Quasten. Patrology. Vol. 4. P. 238). Сохранились также сир. и греч. редакции этого жизнеописания. Сир. перевод осуществлен не позднее сер. VII в. и был включен в сб. «Рай отцов», составленный мон. Хенанишо в кон. VII в. Атрибуция повествования о М. Марку Отшельнику и первичность сир. текста по отношению к латинскому в наст. время отвергнуты учеными. Также была отклонена гипотеза Й. В. Кунце о существовании греч. подлинника, использованного блж. Иеронимом.
М. был по национальности сирийцем, род. в крестьянской семье в одной из деревень Нисибина. Родители желали, чтобы их сын вступил в брак, но тот хотел стать монахом. М. бежал из дома и был принят в мон-рь в Халкидской пустыне, к-рая находилась южнее Иммы и Берои. Спустя много лет он захотел посетить родные места, где еще жила его мать, и вопреки воле игумена покинул мон-рь. По пути М. попал в плен к бедуинам и стал рабом. Ему поручили пасти овец. Выполняя эту работу, М. целые дни молился и пел псалмы. Господин под угрозой смерти заставил М. взять в жены одну из христианок-пленниц. М. хотел покончить жизнь самоубийством, чтобы не нарушить девственности, но пленница убедила его вести целомудренную жизнь в супружестве. Через некоторое время им удалось совершить побег, но вскоре их настигла погоня. Беглецы спрятались у входа в большую пещеру, но не стали пробираться далеко внутрь, т. к. боялись змей и ядовитых насекомых. Когда в пещеру, размахивая оружием и грозно обращаясь к пленникам, вошел слуга, то из глубины выскочила львица и умертвила его. Вслед за слугой в пещеру вошел господин, и его постигла та же участь. Когда львица со львенком ушли из пещеры, М. и его жена продолжили путь. М. вернулся в свой монастырь, а его жена поступила в жен. обитель, и они провели оставшуюся жизнь в благочестии и целомудрии.
В сокращенном виде под 26 марта эта история вошла в визант. стишные Синаксари (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 559-562), затем из них была заимствована прп. Никодимом Святогорцем и помещена в «Синаксарист» (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 140-144), а также вошла в состав слав. стишных Прологов (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 78-81) и в ВМЧ (Март. Дни 26-31. Стб. 792d - 794b). Кроме того, в XII в. краткое изложение сюжета было включено под 13 апр. в раздел слов и поучений пространной редакции нестишного Пролога (ГИМ. Син. № 246. Л. 65 об.- 66 об., 2-я пол. XIV в.), и из него было заимствовано митр. Макарием при составлении ВМЧ (Апр. Дни 8-21. Стб. 425-426).
В визант. рукописях память М. также иногда указана под 20 марта, реже - под 5 марта и 16 апр. Не исключено, что М. и прп. Малх (пам. греч. 24 нояб.) являются одним и тем же лицом. М. почитался святым и на Западе: сведения о нем включены под 21 окт. в Узуардов Мартиролог (2-я пол. IX в.) и в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония.