В 1497 г. (уже, по-видимому, после кончины М.) из К-поля прибыл с «благословенными листами» старец Иосиф, посол патриарха Нифонта II (вторично занимавшего первосвятительский престол с лета 1497 по авг. 1498). В ставленной грамоте патриарха Нифонта возведение митрополита в сан без санкции К-поля в будущем запрещалось («да не будет черес тое таковаго дела, што без нашего благословениа съвершити митрополиту тамошнему... Аще тепере есмо такового съгрешениа простили, ино потом да не будет такового дела» - РФА. 1987. Ч. 3. № 20. С. 635). От формуляра, обычного для документов такого рода, грамоту отличает наличие утверждения: «...который епископ без воли архиепископа своего станет, да отврьжется...» (Там же. С. 633). Очевидно, при поддержке патриарха М. рассчитывал еще больше подчинить епископов своей власти.
Приход М. на митрополичью кафедру сопровождался важными изменениями в отношениях между митрополитом и виленским духовенством. Ранее митрополиты, резиденцией которых был Новогрудок, посещали столицу Великого княжества Литовского (ВКЛ) раз в год, и духовенство пользовалось здесь широкой автономией. Теперь положение изменилось. Митрополит неоднократно посещал Вильно, взимая каждый раз с виленского духовенства «подъезд»; был увеличен размер главной пошлины, уплачиваемой священством,- «сборной куницы»; в митрополичью казну стали передавать половину поминальных вкладов и половину платы за молебны, совершавшиеся духовенством виленского собора. Если ранее митрополичьего наместника выбирали клирики, то теперь М. сам назначил наместником Зосиму, своего преемника на посту настоятеля Троицкого мон-ря. Одновременно были ограничены права виленских мещан по отношению к городским церквам. Они были отстранены от участия в описи церковного имущества при смене священников. М. пресек и попытки мещан назначить настоятеля Троицкого мон-ря. Т. о., принимались меры для усиления власти митрополита в столице ВКЛ. В 1495 г. М. возглавил в Вильно хиротонию Луцкого еп. Кирилла.
Хотя митрополия носила название Киевской и в Киеве у митрополичьей кафедры были владения и доходы, митрополиты 2-й пол. XV в. практически не бывали в ее офиц. центре. Местное духовенство оказалось в тяжелом положении, когда в нач. 80-х гг. XV в. Киев был взят татарами и были разорены Киево-Печерский мон-рь и собор Св. Софии. Весной 1497 г. М. направился в Киев, «хотя помощи церкви Божыи Софии». Во время правления М. татары часто совершали набеги на Киев и прилегавшую к нему территорию. Так, они «плениша усю Волыньскую землю мало не до конца», сожгли в 1496 г. Жидичинский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь
. 1 мая 1497 г. М. был убит крымскими татарами по дороге в Киев, у с. Стриголова, в 5 милях от Мозыря (ныне дер. Скрыгалов Мозырского р-на Гомельской обл.), погибли или были взяты в плен его сопровождающие. Останки митрополита были привезены в Киев и положены «открыто» в Софийском соборе Киева.
Нетленные мощи священномученика издавна почитались. Святым называет М. киево-печерский архим. Захария (Копыстенский) в «Палинодии» (1621; «В церкви Св. Софии тело с отсеченою от татар головою лежит св. Макария, митрополита Руского» (РИБ. Т. 4. Стб. 847)). По сообщению мон. Афанасия Кальнофойского (Тератургима. К., 1638), у раки М. были зафиксированы 2 чуда, происшедшие в 1625 и 1634 гг. К 1836 г. мощи находились «под сению, в правой стороне Софийского собора в раке, серебром обложенной» (СИСПРЦ. С. 173). В доме Киевских митрополитов в XIX в. имелась домовая крестовая ц. во имя М. Придел во имя М. был освящен в восстановленном по инициативе генерал-губ. М. Н. Муравьёва в 1865-1868 гг. виленском Пречистенском соборе. По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1899), «в прежнее время память святителя Макария совершалась 19 января, в день пр. Макария Египетского, ради тезоименитства, но с 1827 г. память святителя Макария перенесена на 1-е мая (день его кончины); в этот праздник мощи святителя обносятся вкруг Киево-Соф. Собора» (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 12). В кон. XIX - нач. XX в. о присуждении особой премии митр. Макария (Булгакова) за лучшие сочинения студентам Киевской ДА объявлялось в день памяти М. 1 мая.
В настоящее время мощи сщмч. М. покоятся во Владимирском соборе Киева (неканонической УПЦ КП), частица мощей - в посвященной М. киевской ц. на Татарке УПЦ.
Ежегодно 14 мая в дер. Скрыгалов после литургии совершается крестный ход от церкви к месту мученической кончины М., где у стелы служат молебен святому.
На миниатюре в Шумиловском томе Лицевого летописного свода (РНБ. F. IV. 232, 70-е гг. XVI в.) проиллюстрировано прибытие в Вильно дочери вел. кн. Иоанна III Васильевича Елены Иоанновны для заключения брака с вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком. Встречающим царевну в «церкви Пречистыя Богородицы нашего греческаго закона» изображен священнослужитель в фелони, без омофора, с непокрытой головой, длинной клиновидной бородой; правой покровенной фелонью рукой он прижимает к себе Евангелие, левая - приветственно протянута к царевне. Летописец не приводит в тексте имя М., поэтому нет достаточных оснований для точной атрибуции этого изображения. Тем не менее составитель летописи и миниатюрист различали 2 последовательно изображенных исторических персонажей: священника, встречающего царевну, и на следующей миниатюре - священника, венчающего ее по греч. обряду. Названный во 2-м случае по имени «поп Фома» представлен с др. типологическими чертами (окладистая борода средней длины), нежели 1-й священнослужитель.
Среди рисунков, сделанных в Киеве в 1651 г. А. ван Вестерфельдом, придворным художником литов. гетмана Януша Радзивилла, есть изображение раки со св. мощами М. в соборе Св. Софии. Художник подробно зафиксировал детали интерьера, в т. ч. висящую на стене над изголовьем раки икону с образом святого. Хотя извод недостаточно хорошо просматривается, есть основание говорить, что над св. мощами М. находилась его икона с прямоличным поясным изображением. При мощах святого пребывал и принадлежавший М. резной кипарисовый крест афонской работы (XV в., НКПИКЗ).
Во 2-й пол. XVIII в. на юж. фронтоне киевской Илиинской ц. на Подоле была размещена живописная композиция (обнаружена в 1957 под записями XIX и XX вв.) с образом М. В кон. XX в. она была возобновлена в мозаике с сохранением прежней схемы и с повторением первоначальных надписей. В центре композиции помещен образ седовласого с клиновидной бородой архиерея, представленного по пояс в легком повороте влево на фоне пейзажа. Он облачен в саккос, с омофором, с палицей; на голове митра, на груди - крест и панагия. В правой руке держит крест, в левой - жезл с сулоком. По сторонам нимба - надписи: «Священномученик Макарiй» (слева), «Мiтрополит Кiевскiй» (справа). В пейзаже сделана попытка изобразить место кончины священномученика: слева р. Припять, справа в ограде церковные строения - 3-ярусная колокольня с высоким барабаном, увенчанным куполом с крестом, и небольшой храм (архитектура не соответствует реальной). Пространный текст внизу слева сообщает обстоятельства мученической кончины святого, убитого «безбожными перекопскими татарами», справа -вкладная надпись.
На иконе «Собор русских святителей» (60-е гг. XIX в.) в Князь-Владимирском соборе в С.-Петербурге М. изображен в рост в паре со свт. Филиппом, митр. Московским. Волосы М. с проседью, слегка вьющиеся локоны лежат по плечам, борода длинная, клиновидная. В соответствии с традицией Нового времени он облачен в саккос, под к-рым виден подризник насыщенно розового цвета, с палицей и омофором, на голове митра с меховой опушью. В правой руке держит крест, левая опущена.
В 1947 г. худож. И. С. Ижакевич написал аналойный образ святого для киевского храма на Татарке, освященного во имя М. в 1897 г. в память 400-летия его гибели. Неизвестно, каким иконографическим источником при создании иконы пользовался художник, но образ святого узнаваем по иконографическим и типологическим чертам, известным по немногочисленным изображениям XVIII-XIX вв. В свою очередь эта икона, в которую была вложена частица мощей святого, стала образцом для последующих изображений, как писаных, так и отпечатанных типографским способом. Как и в композиции на фасаде Илиинской ц., М. представлен в легком развороте влево, в саккосе и митре, держащим в правой руке крест, а в левой - посох с сулоком. На груди - крест и панагия. Ижакевичем тогда же для храмового иконостаса был написан еще один образ той же иконографии, но ростовой (вмонтирован мощевик). В тимпане зап. фасада, над входом в Макариевскую ц., помещена живописная композиция, в центре к-рой поясной образ М., воспроизводящий храмовые иконы святого; его фланируют фигурки 2 парящих ангелов, трубящих в горны.
Во Владимирском соборе в Киеве ростовой фронтальный образ М., написанный во 2-й пол. XX в., помещен на крышку раки святого. Здесь он также представлен в архиерейском облачении, с крестом и посохом в руках, на груди - 2 панагии.
В дер. Скрыгалов во имя М. освящен храм (ранее - во имя свт. Николая Чудотворца), к-рый как православный упоминался еще до мученической кончины святого. Церковь неоднократно перестраивали (богослужения в ней возобновлены в 1996). При церкви 1 мая 1905 г. была освящена во имя М. каменная часовня-памятник. В ней была установлена в богатом киоте, пожертвованном Киево-Печерской лаврой, «древняя икона» М. В 1905 г. на берегу Припяти, на месте кончины священномученика, была установлена памятная стела, в нише к-рой находилась небольшая икона М.
4 ноября 1907 г. настоятель Никольской ц. сщмч. Иоанн (Пашин) привез в Скрыгалов из Киева частицу мощей святого. В тот же день была освящена скрыгаловская женская церковноприходская школа, открытая в память М. Здание школы осеняла арка с крестом, в к-рой помещалась икона М. (Щеглов Г. Э. Светильник Христов. Минск, 2008. С. 14-18).
В наст. время в восстановленной часовне-памятнике в Скрыгалове в киоте стоит ростовая икона святого, написанная художником-любителем без соблюдения иконографических канонов. Вопреки чину святости М., седовласый старец, показан здесь в монашеском облачении: в мантии, подряснике и схиме.
В разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в сер. XX в. иконографии иконы «Святые первосвятители всея Руси» (Митрополичьи покои ТСЛ) М. представлен в группе Киевских святителей, изображенных на фоне собора Св. Софии. Знаком мученической кончины М. стал красный цвет саккоса (или фелони) и креста, к-рый М. держит в правой руке; в левой руке - посох. На голове митра, волосы и длинная клиновидная борода с проседью. Образ святого входит в композицию икон Собора Белорусских святых, созданных после 2002 г.