[Христодулидис или Мирианфевс; греч. Μακάριος Α´] († 4.08.1865, Никосия), архиеп. Кипрский (26 авг. 1854 - 4 авг. 1865). М. род. в нач. XIX в. в с. Продромос в долине Маратаса (визант. Мирианфуса), поэтому вместо фамилии Христодулидис использовал прозвище Мирианфевс. В 10 лет он стал послушником в мон-ре Троодитисса, обучался музыке в Киккском монастыре. В 1823 г. принял монашеский постриг, служил иеродиаконом Пафосской митрополии в 1823-1827 гг. и Архиепископии в 1827-1854 гг. Современники характеризовали его как «образованного, благоразумного, рассудительного и достойного священного звания» (Θιλίππου. 1975. Σ. 156).
В начале своего правления М. попытался урегулировать конфликт между Пафосским митр. Харитоном и паствой, обвинявшей архиерея в плохом управлении епархией. Проблема разрешилась со смертью Харитона в 1854 г. и избранием в 1855 г. на его место деятельного архим. Лаврентия, односельчанина М.
В связи с проводимыми в Османской империи реформами Танзимата в Никосии и др. крупных городах Кипра были образованы административный и судебный советы, в которых получили право участвовать представители от христиан, в т. ч. архиереи. М. стал членом итаре меджлиса (адм. совета) в Никосии. Греки могли выступать свидетелями в судах, а их имущество должно было описываться после смерти церковными греческими, а не тур. властями. М. использовал на благо Церкви возможность, возникшую в связи с изданием хатт-и-хумаюна (1856), для строительства новых храмов, школ и благотворительных церковных учреждений. Был возобновлен колокольный звон, иереев освободили от обязанности собирать саранчу в церковные праздники. При этом М. избегал конфликтов с тур. властями, напр. без их разрешения не позволил использовать колокол ц. Пресв. Богородицы Фанеромени. В 1858 г. представители Кипрской Православной Церкви были приглашены в столицу Османской империи для участия в Народном временном совете по церковным вопросам. Однако по неизвестной причине М. и представитель от мирян учитель О. Павлидис так и не отправились в К-поль.
В 1862-1863 гг. М. отстроил в Никосии здание архиепископской резиденции. В 1864 г. Синод Кипрской Церкви во главе с М. низложил Киринийского митр. Мелетия из-за недовольства им жителей епархии. Чтобы ограничить произвол местных архиереев, Синод также принял меры по защите церковного имущества. Митрополитам запрещалось продавать к.-л. церковные владения и брать в долг деньги от имени митрополии без разрешения Синода.
М. неоднократно обращался к великому везиру Мехмеду Эмин-паше Кыбрыслы с предложениями относительно улучшения положения христиан, в т. ч. просил снизить налоги в связи с ущербом, нанесенным нашествиями саранчи, однако его действия не принесли существенных результатов.
М. уделял большое внимание развитию образования. В 1859 г. он учредил 1-ю на Кипре жен. гимназию и реформировал Греческую школу в Никосии, а также обязал иерархов и настоятелей мон-рей выделять средства на содержание школ и стипендии студентам. Архиепископия ежегодно отчисляла на нужды образования 10 тыс. грошей, в т. ч. из денег, полученных за выдачу разрешений на брак жителям Никосии, и из пожертвований. В годы архиепископства М. стали открываться школы в сельской местности. Кроме того, М. обратился с воззванием об оказании материальной помощи образовательной системе на острове к тем поместным Церквам, где служили киприоты. Нек-рые соотечественники откликнулись на просьбу архиепископа: напр., архим. Иоанникий из Ватопеда, митрополиты Мелетий Петрский и Филимон Газский.
Из-за тяжелого положения Антиохийского Патриархата после Дамасской резни 1860 г. М. впервые получил миро для Кипрской Церкви в К-поле. М. умер от холеры, отказавшись покинуть Никосию во время эпидемии.