(Макарьевская), (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря. Находилась в разных храмах обители; исчезла в 20-х гг. XX в., когда мон-рь был закрыт и разорен. Принадлежит к типу «Одигитрия». Согласно «Сказанию...» о явлениях и чудесах М. и., составленному архим. Макариева Унженского мон-ря Платоном (1850-1867), икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена прп. Макарию Унженскому во время молитвы 17 сент. 1422 г. несомой «по воздуху неведомою силою» в окружении «светозарных лучей». Прп. Макарий взял икону к себе в келью, после чего она стала называться «келейной». Рассказ о явленной иконе архим. Платон дополнил «Сказанием...» об обретении и о чудесах еще одной иконы Божией Матери - списка, сделанного учениками преподобного с «келейного» образа прп. Макария. Список был раскрыт от позднейшей записи 30 апр. 1858 г., и этот день считается днем обретения иконы. «Сказания...» сопровождаются историями многочисленных чудес от обеих икон.
О «келейной» иконе архим. Платон сообщал, что она отличается от Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: голова Богоматери немного склонена к Младенцу, лик Которого обращен чуть вправо, лентион перекинут через оба плеча, ножки переплетены. Список (размер 2 аршина 8 вершков × 2 аршина, или 177×142 см) имел те же иконографические особенности. В мон-ре хранилась «Соборная память», выданная в 1717 г. из Казенного Патриаршего приказа при местоблюстителе Патриаршего престола Стефане (Яворском) по прошению игум. Леонтия с братией для сбора пожертвований, в которой икона называлась чудотворной. С. И. Снессорева (1892) и Е. Поселянин (1909) на время составления своих сводов икон отмечали, что в мон-ре имеется только список с явленной М. и.
Источники «Сказаний...» архим. Платона неясны. В Житии прп. Макария сюжет об обретении иконы отсутствует. В подробнейшем описании архива мон-ря, сделанном И. К. Херсонским, также не обнаружены древние рукописи, на к-рые ссылается архим. Платон. Древнейшие описи мон-ря (1613 и 1624) не содержат сообщений о чудотворной иконе «Одигитрия», хотя имеются упоминания об иконах этой иконографии. Так, по описи 1624 г., богато украшенный новый образ мерой в 4 пяди (ок. 71 см) находился в Макариевском холодном храме в местном ряду иконостаса.
При отсутствии древних документов архим. Платон мог опираться только на «Соборную память» и монастырские описи, к-рые он предоставил специальной комиссии и послал в духовную консисторию, когда там запрашивали материалы о чудотворной иконе (Херсонский. 1892. С. 293). Скорее всего недостающее звено в истории этой иконы - чудесное обретение иконы прп. Макарием во время молитвы - игумен взял из Жития прп. Авраамия Галичского, к-рое хранилось в монастырской б-ке (также в 1845-1850 архим. Платон возглавлял Авраамиев Городецкий Покровский мон-рь).
О происхождении и об истории М. и. в 1-й трети XVIII в. была составлена «Повесть о иконе Пресвятые Богородицы во обители преподобнаго Макария Унженского чудотворца», которая сохранилась в единственном списке в сборнике из собрания РГБ (ОР. Ф. 310. № 105). В РГБ этот сборник датирован нач. XVIII в., но анализ текстов позволяет отнести его к 30-м гг. XVIII в. Уникальный по составу сборник был написан, возможно, специально для придела праведных Иоакима и Анны, пристроенного в 1728-1730 гг. к ц. прп. Макария Унженского, где и находилась М. и. Вероятно, архим. Платон не был знаком с этой рукописью. В соответствии с «Повестью...» некий воин-галичанин, будучи в плену, купил икону Божией Матери греч. письма. Освободившись, он вернулся в родное село, расположенное у Галича, и поместил образ в сельской церкви. Вскоре храм сгорел, и лишь икона была обретена после пожара неповрежденной. Во сне воину было дано указание отнести икону в Макариев мон-рь, что тот и сделал накануне дня памяти прп. Макария Унженского. М. и. стала чтимым монастырским образом. Согласно тексту «Повести...», икону видел и «лобызал» во время посещения мон-ря в 1619 г. царь Михаил Феодорович, позднее приславший из Москвы драгоценные венцы и цаты к образу. В кон. XVII в. игум. свт. Митрофан (1675-1682; буд. Воронежский епископ) просил известного изографа Артемия Катунца поновить икону, но тот «от благоговеинства отречеся». В 1715 г. установили празднование М. и. перед днем памяти прп. Макария, тем самым в мон-ре, возможно, восстанавливалась традиция почитания иконы.
Позднее «Повесть...» получила продолжение («Пристяжение»), в к-ром рассказывается, что в мон-ре находились рукописи, содержавшие сведения о М. и., но они погибли при пожарах. В 1716 г. икона была поновлена игуменом Кривоезерской обители г. Юрьевца-Повольского Корнилием (в миру царский изограф Кирилл Уланов). «Пристяжение» гл. обр. описывает чудеса от этой иконы в Москве, куда ее повезли для сбора пожертвований. В тексте упоминаются московские храмы и мон-ри, реальные персонажи, чудеса исцелений, обретения украденных сокровищ и т. д. После сбора пожертвований икона была возвращена в мон-рь.
Возобновление почитания М. и. и написание «Повести...» в нач. XVIII в. связаны с игуменом Макариева Унженского мон-ря Леонтием (Павловым; † ок. 1788), возглавлявшим обитель 27 лет с небольшим перерывом (1714-1727, 1728-1741). Именно по его инициативе икону поновил игумен Кривоезерской пуст. Корнилий (Уланов). Судя по тексту, 1-я часть «Повести...» была написана ок. 1717 г. Окончательно текст был оформлен в период между 1719 (возвращение иконы из Москвы) и 1741 гг. «Повесть...» анонимна, но есть все основания полагать, что она написана игум. Леонтием, автором «Сказания о иконе Богоматери Иерусалимской», к-рое он создал в 1719 г., будучи игуменом Макариева монастыря (список 1817 г. хранится в ГАИО в составе соч. «Историческое описание Троицкого Кривоезерского монастыря» (Ф. 893. Оп. I)). Очевидна стилистическая общность обоих «Сказаний...», к-рая проявляется в схожести эпитетов, оборотов речи, обилии превосходных степеней, сложном построении фраз. Обращают на себя внимание близость задач, к-рые ставились в обоих случаях автором, и методы их решений.
Сохранились единичные образы прп. Макария в молении М. и. 2-й пол. XIX в. Подобная икона находится в ц. Рождества Христова г. Макарьева Костромской обл. О том, что икона, к к-рой обращается преподобный, именно «Макарьевская», свидетельствует надпись на ней.