Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКАРИЕВ РЕШЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
42, С. 349-355 опубликовано: 12 ноября 2020г.


МАКАРИЕВ РЕШЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Кинешемской епархии Ивановской митрополии), находится в с. Решма Кинешемского р-на Ивановской обл. Первоначально мужской.

XVII в.

Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
Основан, вероятно, в нач. XVII в. по инициативе жителей слободы Решма (впервые упом. в 1593-1594), входившей в состав дворцовой Юмахонской вол. Суздальского у. В 1608 г. мн. районы В. Волги охватило восстание против самозванца Лжедмитрия II. В слободе Решма выступление восставших возглавил крестьянин Григорий Лапша. На подавление восстания Лжедмитрий II направил лучшего полководца - полковника А. Ю. Лисовского. Летом 1609 г. здесь произошли 2 битвы, в ходе к-рых войска Лисовского пытались переправиться через Волгу. Впервые это произошло у Юрьевца, возле о-ва Мамшина, 2-й раз - 28 июня 1609 г. у безымянного острова ниже слободы Решмы. Войска Лисовского были разбиты местными ополченцами.

В Житии прп. Макария Желтоводского и Унженского сказано, что «решемстии жители» перед сражениями дали обет - в случае победы построить монастырь во имя преподобного (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 366. Л. 216, 218). После 1609 г. на устье р. Нёмды напротив Юрьевца и в слободе Решме был основан монастырь. Вероятно, закладка обители у зап. окраины слободы произошла уже в 1609 г., а 1-й храм построили в 1612-1615 гг. В сооружении монастыря участвовало все население дворцовой Юмахонской вол. М. Р. м. относился к т. н. мирским монастырям, создававшимся и содержавшимся волостными общинами; он никогда не имел своих крестьян (Павлов-Сильванский. 1988. С. 205-206). Весной 1612 г. через Решму, по дороге от Юрьевца к Кинешме, прошло ополчение К. Минина и Д. М. Пожарского.

С сер. XIX в. некоторые историки ошибочно называли основателем М. Р. м. прп. Макария Желтоводского и Унженского. По-видимому, 1-м об этом написал П. И. Пискарёв, считавший, что прп. Макарий, оставив нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня монастырь, «бежал в пустыню на реку Лух», где основал «обитель во имя Богоявление Господа Иисуса Христа, которая находится доныне в Юрьевецком уезде Костромской губернии при слободе Решме и известна под именем Макарьевской пустыни» (Пискарёв. 1846. С. 4). С этим предположением согласился и иером. Макарий (Миролюбов), написавший, что, побывав на р. Лух, прп. Макарий «остановился на берегу Волги, близ слободы Решма Юрьевского уезда... Для собравшейся братии Макарий основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, которая находится сейчас в Юрьевецком уезде Костромской губернии при слободе Решма и известна под именем Макарьевской пустыни» (Макарий (Миролюбов), иером. Житие Макария Желтоводского и Унженского // Обитель на Желтых водах: Макарьевский Желтоводский мон-рь. Н. Новг., 2010. С. 26). Однако в этом утверждении Макарий (Миролюбов) ошибочно совместил слободу Решма на Волге и с. Богоявленское на р. Лух в Юрьевецком у., где находился основанный прп. Макарием Богоявленский монастырь. К тому же Решма никогда не входила в состав Юрьевецкого у. и ни в одном из храмов М. Р. м. или слободы Решмы не было престола в честь Богоявления.

На основание М. Р. м. в нач. XVII в. указывал историк Костромского края прот. М. Я. Диев (Первые два десятилетия XVII в. для Костромской стороны // Костромские ГВ. 1854. № 45. С. 331). Он отмечал, что в 1609 г. «решемцы, призвав в помощь молитвы угодника Макария Унженского, защитника Северной Руси,- одни без помощи других отразили неприятелей, в память чего и построили близ Решмы монастырь преподобного Макария, доселе существующий» (Диев М., прот. Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. М., 1909. С. 20). В. В. Зверинский также писал об основании в нач. XVII в. обители «во имя преп. Макария, предстательством которого их сторона избавлена от поляков» (Зверинский. Т. 2. С. 220). В ежегодных отчетах настоятелей вплоть до 1901 г. отмечалось со ссылкой на Житие прп. Макария, что мон-рь был основан в XVII в. «усердием жителей слободы Решмы». Но после 1901 г., когда обитель стала женской, в отчетах настоятельница игум. Досифея ошибочно указывала, что М. Р. м. основан в XIV в. прп. Макарием.

В 1684 г. впервые упоминается главный монастырский храм Св. Троицы с 4 приделами: Благовещения Пресв. Богородицы, Вознесения Господня, прп. Макария Желтоводского и вмц. Екатерины. В 1702 г. для Екатерининского придела царский изограф Кирилл Уланов (в монашестве Корнилий) написал престольный образ вмц. Екатерины. В нижней части иконы имелась надпись: «1702 года писал царев изограф Кирилл Уланов» (Церкви Костромской епархии. 1909. С. 126). Эта икона хранилась в монастыре до его закрытия в 1927 г.

XVIII-XIX вв.

В документах монастырь, как правило, называется пустынью. В нач. XVIII в. обитель была перенесена с первоначального места, берега Волги у подножия горы, на самый ее верх (возможно, это связано с весенними паводками).

В 1741 г. в М. Р. м. было 2 храма, но в описи 1741 г. наименования престолов не указаны; вероятно, один храм был посвящен Св. Троице, а другой - прп. Макарию. В 1741 г. в монастыре проживали строитель иером. Павел и 2 монаха (ОДДС. Т. 21. Стб. 1279-1280). Ключарь суздальского Рождественского собора свящ. Анания Фёдоров писал в 50-х гг. XVIII в., что в Решме «имеется небогатой монастырь мужеской, содержащий начальствующего строителя, к которому монастырю никаковых вотчин, ни крестьян не имеется, кроме небольшого числа пашенной земли, но обитающие в том монастыре имеют пропитание от подаяния христолюбцев» (Фёдоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 106).

С 1764 г. М. Р. м. являлся заштатным. По-видимому, в сер. XVIII в. от слободы Решмы отделилась ее нагорная часть на вершине волжского берега, получившая название с. Нагорное, но фактически и село и слобода оставались единым поселением. В сер. XVIII в. в Решме и Нагорном вместо деревянных были возведены 4 каменных приходских храма. В 1754 г. в Нагорном был освящен 5-главый бесстолпный 3-апсидный Воскресенский холодный храм с шатровой колокольней. Вероятно, тогда же рядом возвели и теплый Никольский храм. Вскоре в Решме была построена и приходская Христорождественская ц., также имевшая летнее и зимнее помещения. Летний храм в честь Рождества Христова был 5-главым, 3-апсидным, с высокой шатровой колокольней; небольшой зимний - в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом прп. Иоанна Рыльского.

В 60-х гг. XVIII в. в мон-ре на пожертвования жителей Решмы, Нагорного и всей Юмахонской вол. был выстроен и в 1767 г. освящен каменный Троицкий собор с шатровой колокольней и 2 приделами: правый - во имя прп. Макария Желтоводского и Унженского и левый - вмц. Екатерины. Все 4 храма Решмы и Нагорного стояли рядом: храмы Нагорного - на вершине, храмы Решмы - под ними, на склоне. В 1-й пол. XIX в. все церкви окружила каменная ограда с металлической решеткой. Внутри ограды находилось кладбище. Церковный Нагорно-Решемский ансамбль уникален тем, что ни в одном др. селе на В. Волге такого количества приходских храмов не было. Своеобразие ансамблю придавали 2 высокие шатровые колокольни-близнецы, возносившиеся над берегом Волги.

На рубеже XVIII и XIX вв. у стен монастыря была учреждена Макариевская Решемская ярмарка (впервые упом. в 1813), приуроченная к 25 июля, главному престольному празднику обители - дню памяти прп. Макария. Ежегодно ярмарка проходила с 23 по 26 июля. В числе товаров, продававшихся на ярмарке, были холсты, изготовлявшиеся местными крестьянами.

В 1796 г. к мон-рю была приписана Рождественская муж. пуст. на р. Нодоге, находящаяся за Волгой, в 25 верстах от Решмы. Согласно жалованной грамоте царя Феодора Алексеевича от 16 янв. 1682 г., Рождественская пуст. основана в 1645 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Иосифа, «по челобитью черного попа Ионы» (Костромские ЕВ. 1904. № 9. Ч. неофиц. С. 16). По позднему преданию, пустынь была основана «в лесной рамени» «на кладезе», где произошло явление местночтимой Казанской иконы Божией Матери. В 1744 г. за пустынью числилось всего 3 крестьянина. В 1796 г. в пустыни на Нодоге было 2 деревянных храма: теплый Христорождественский, бывший по описи 1797 г. настолько ветхим, что в нем не совершались богослужения, и холодный Казанский, «малых размеров, об одной главе». Вскоре после приписки главную святыню пустыни - Казанскую икону - перенесли в М. Р. м.

Почти весь XVIII в. слобода Решма оставалась дворцовым владением. 5 апр. 1797 г., в день своей коронации, имп. Павел I пожаловал Решму Н. А. Загряжскому. По-видимому, вскоре настоятель ходатайствовал перед Загряжским о помощи обители. Судя по всему, Загряжский обратился с просьбой к имп. Павлу I, и в том же году царским указом монастырю было выделено 30 дес. сенокосной земли во Владыченской казенной даче, «среди т. н. въезжего леса по р. Шаче, Морозову долу и при урочищах Дичеве, Илове и Каменной речке Шарме». Все эти угодья располагались на левом берегу Волги, в 20 верстах от мон-ря. В 1797 г. имп. Павел I пожертвовал братии и водяную мельницу (т. н. Пылиха) на р. Мере, вблизи от с. Семёновского (Лапотное, ныне пос. Островское Костромской обл.) в заволжской части Кинешемского у. Мельница находилась в 60 верстах от М. Р. м. и обычно сдавалась в аренду.

В 30-х гг. XIX в. в обители вновь началось каменное строительство. В 1833 г. мон-рь был обнесен каменной оградой, общая длина к-рой составляла 249 саж. (ок. 530 м). Ворота выходили на восток - к слободе Решме, на запад - к Кинешме и на север - к Волге. Св. врата с небольшой главкой в вост. стене ограды представляли собой арку, украшенную с обеих сторон 2 парами колонн. Такие же ворота находились на зап. участке стены. Через третьи ворота, обращенные к Волге, был проезд к хозяйственным службам, колодцу, позднее - к стоящей внизу монастырской пристани. В ограде имелось 5 небольших башен. Четыре из них - сев.-вост., сев.-зап., юго-зап. и юго-вост.- были угловыми, 5-я находилась в середине юж. участка стены, обращенного к Б. Кинешемской дороге (Кинешемскому тракту). В юго-зап. башне была устроена малая часовня. В 1859 г. с зап. стороны к Екатерининскому приделу Троицкого собора была пристроена каменная ризница.

В 1857 г. М. Р. м. посетил новый правящий архиерей - еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский). Мон-рь и ландшафт настолько понравились еп. Платону, что он избрал его местом жительства на покое. В 1862 г. в юго-вост. углу обители на средства кинешемского купца 1-й гильдии А. И. Платонова (1811-1871) были возведены деревянный дом с мезонином и небольшая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Предполагалось, что еп. Платон впоследствии поселится в нем (в документах дом именовался архиерейским корпусом). Однако деятельный и энергичный владыка так и не ушел на покой. По завещанию архиеп. Платона в 1877 г. этот дом был передан в собственность бывш. настоятеля Лухского Никольского мон-ря архим. Сергия, последний же в 1885 г. передал его мон-рю. С 1885 г. и вплоть до закрытия обители в этом доме жили настоятели, а с 1901 г.- настоятельница обители.

Не сохранились изображения монастыря XVIII в. Особое значение имеет литография 1869 г., отпечатанная в типографии Троице-Сергиевой лавры, на к-рой М. Р. м. изображен «с высоты птичьего полета» со стороны Волги. На литографии запечатлены все строения: Троицкая ц. с приделами прп. Макария и вмц. Екатерины, архиерейский и настоятельский корпуса, братские трапезная и кельи, «странная» и «образная» лавки, скотный дом, кладовая, сарай для лошадей и «екипажей», «ярманковые» лавки, почтовая дорога, «етапный дом», «запасные» магазины, амбары и склады для пристани, колодец, баня, ледник. На литографии видно и монастырское кладбище у алтаря Троицкого собора.

На протяжении всего XIX в. численность братии была невелика: в 1868 г.- 12 насельников (строитель, иеромонах, 2 иеродиакона, 8 послушников), 2 белых священника и 2 белых диакона, в 1887 г.- 18 чел. (настоятель, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и 13 послушников).

В 1854 г. монастырю было передано в ведение 40 дес. земли из Владыченской казенной дачи, находящейся на противоположном берегу Волги. В 1871 г. московский купец Ф. Н. Самойлов пожертвовал обители 21 дес. пахотной земли на 3 полях соседнего с обителью с. Нагорного. В 1873 г. некая госпожа Андронова завещала мон-рю пустошь Климовку с 18 дес. лесной и луговой земли в Кинешемском у. В 1876 г. крестьянин Чухломского у. И. Н. Баев пожертвовал 60 дес. луговой и лесной земли. В 1883 г. титулярный советник Г. А. Невзоров передал обители в вечную собственность 60 дес. пахотной и сенокосной земли в различных местах. К нач. XX в. мон-рю принадлежало свыше 260 дес. земли.

С 80-х гг. XIX в. мон-рь владел часовней на пароходной пристани в Решме. В кон. XIX в. на всей Волге помимо М. Р. м. только 2 мон-ря имели часовни на пристанях: Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Бабаевский во имя святителя Николая Чудотворца. В кон. XIX в. решемская часовня во имя прп. Макария и вмц. Екатерины находилась на пристани пароходного общества «Самолёт». Пожертвования от молебнов и от продажи свечей составляли немалую долю монастырских доходов.

В сент. 1892 г. новый правящий архиерей, еп. Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев), совершив объезд по епархии, писал: «К сожалению, Решемская пустынь найдена не в совсем устроенном виде» (Третье путешествие преосв. Виссариона, еп. Костромского и Галичского, для обозрения монастырей и церквей Кинешемского, Юрьевецкого и Макарьевского уездов // Костромские ЕВ. 1892. Ч. неофиц. № 21. С. 532). В кон. 1894 г. предполагалось мон-рь упразднить и создать в нем Дом призрения бедных лиц духовного звания Костромской епархии. Был разработан устав Дома призрения, 1-й пункт к-рого гласил: «Для бесприютных и беспомощных заштатных священноцерковнослужителей, их жен, равно вдов и сирот духовенства Костромской епархии, учреждается «Дом призрения» в зданиях упраздненной Макарьевской Решемской пустыни» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 1. Д. 3491. Л. 6). Однако эта инициатива встретила решительное сопротивление со стороны жителей Решмы, Нагорного и всей округи. В обращениях в Костромскую духовную консисторию и Синод местные жители протестовали против упразднения мон-ря. Товарищ обер-прокурора Синода В. К. Саблер в письме еп. Виссариону от 24 дек. 1899 г. предложил преобразовать муж. мон-рь в жен. обитель, и т. о. вопрос о сохранении мон-ря был решен.

Нач. XX в.

Указом Синода от 14 июля 1901 г. М. Р. м. был преобразован в женский. Братию распределили по др. обителям. Последний настоятель игум. Порфирий (Шумилов; 1823 - после 1901), управлявший обителью с 1889 г., был переведен на покой в Николо-Надеевскую пуст. Макарьевского у. 31 авг. 1901 г. М. Р. м. возглавила игум. Досифея (Ипатова), бывш. настоятельница Троицкого жен. мон-ря с. Ново-Сумарокова Галичского у. (совр. Сусанинский р-н Костромской обл.). Игум. Досифее разрешили набрать первых насельниц из числа сестер Богоявленского Анастасиина и Троицкого мон-рей. В авг. 1901 г. в Решму прибыли 26 насельниц (настоятельница, 2 монахини и 23 послушницы), к кон. года в мон-ре было 48 насельниц (настоятельница, 5 монахинь, 8 послушниц, 34 девушки находились на испытании), к кон. 1902 г.- 51, к кон. 1903 г.- 83, к кон. 1907 г.- 147 (настоятельница, 7 монахинь, 25 послушниц и 115 белиц), к кон. 1917 г.- 204 (настоятельница, 18 монахинь, 52 послушницы и 133 белицы). Священниками служили: в 1901-1916 гг.- Михаил Ширяев (1868 - после 1929), в 1916-1927 гг.- Иоанн Нарбеков (1891-1937).

У мон-ря на пристани была обустроена часовня во имя прп. Макария и вмц. Екатерины, которую по инициативе игум. Досифеи построили на пожертвования нерехтского купца 1-й гильдии К. А. Брюханова в начале навигации 1902 г. Во время остановок пароходов по просьбе пассажиров в часовне совершались молебны.

Предполагая вести большое каменное строительство, игум. Досифея устроила неподалеку от мон-ря кирпичный завод. Часть изготавливаемого кирпича шла на монастырские нужды, часть - на продажу. На заводе работал кирпичник В. И. Китаев, крестьянин из дер. Ивашево Буйского у. В разные годы на заводе вырабатывалось от 80 тыс. до 300 тыс. кирпичей в год. Одной из первых построек из своего кирпича стала надкладезная часовня на берегу Волги. В нач. XVIII в. после переноса мон-ря на вершину горы внизу остался монастырский колодец. По-видимому, уже в XIX в. над ним сначала возвели деревянную часовню из красного кирпича; после 1901 г. среди насельниц возникло предание, что этот колодец выкопал сам прп. Макарий.

В 1909 г. в 2 верстах от обители, за р. Решемкой, была устроена монастырская пасека на 34 улья и посажен большой фруктовый сад. Монастырская мельница на р. Мере в заволжской части Кинешемского у. обычно сдавалась в аренду местным крестьянам. В 1906 г. игум. Досифея решила вести мельничное хозяйство своими силами. Мельница была перестроена, и на ней стали работать монахини. К 1917 г. монастырь имел 256 дес. земли, в т. ч. 23 дес. пахотной, 3 дес. занимали пасека и огород, на 90 дес. рос лес. В обители имелись квасоварня, просфоропекарня, скотный двор, конный двор, пасека, белошвейная, «рукодельная» (по пошиву и ремонту одежды и обуви), цветочная мастерские, прачечная, странноприимная гостиница, больница, аптека и т. д. Игум. Досифея уже в первые годы жизни в Решме организовала живописную мастерскую, где сестры писали иконы.

В нач. 1900-х гг. у мон-ря появилось подворье в Кинешме, а в 1908 г.- подворье в Костроме. В 1909 г. в ведение мон-ря перешла Нагорно-Решемская церковноприходская школа, преобразованная в церковноприходскую Нагорно-Решемскую жен. школу. С 1 янв. 1909 г. зав. школой стала игум. Досифея. Помимо изучения общеобразовательных предметов ученицы проходили курс рукоделия. Законоучителями в школе служили монастырские священники.

Одной из насущных проблем монастыря являлась небольшая площадь Троицкого собора, в котором с трудом помещались члены общины. В кон. первого десятилетия XX в. игум. Досифея заказала проект нового 2-этажного храма, к-рый решили посвятить Казанской иконе Божией Матери. 25 июля 1911 г. Костромской и Галичский еп. Тихон (Василевский) в присутствии огромного количества людей совершил закладку собора. На богослужениях в честь закладки храма пели 3 хора: архиерейский из Костромы, соборный хор из Кинешмы и знаменитый хор И. И. Юхова из Москвы.

Растущая община нуждалась в новых жилых помещениях. Однако в пределах ограды места для нового строительства не было. Прилегающая же к обители земля принадлежала крестьянам с. Нагорного. В 1907 г. игум. Досифея совершила обмен: передала крестьянам 7 дес. земли, а крестьяне уступили обители участок земли «против монастыря, через Большую Кинешемскую дорогу, для возведения на нем монастырских построек». В нач. 10-х гг. XX в. на приобретенном участке были построены два 2-этажных каменных корпуса, к к-рым примыкал скотный двор. Рядом строился и новый Казанский собор.

В 1913-1914 гг. при игум. Досифее велись строительные работы в бывш. Рождественской пуст., преобразованной в Казанский скит. В 1912-1913 гг. был выполнен капитальный ремонт деревянного Казанского храма (XVII в.). Его освящение стало важным событием в жизни края. Утром 5 июля 1913 г. из мон-ря участники многолюдного крестного хода переправились через Волгу и двинулись к скиту. Утром 7 июля, в воскресенье, свящ. М. Ширяев освятил возобновленный Казанский храм. В 1914 г. на колокольне церкви был установлен колокол весом 10 пудов 28 фунтов (175,2 кг) с надписью: «В память 300-летия царствования Дома Романовых, приобретен в 1914 году на средства благотворителей». В 1913-1914 гг. в скиту были построены 2 деревянных дома, кухня, баня, погреб и скотный двор.

В 1913 г. М. Р. м. участвовал в торжествах в честь 300-летия Дома Романовых. 18 мая мимо мон-ря по Волге вверх по течению прошла флотилия пароходов во главе с пароходом «Межень», на котором находился имп. св. Николай II Александрович с семьей. Из обители к берегу Волги спустился крестный ход, и свящ. М. Ширяев осенил царский пароход крестом. 19-20 мая в Костроме игум. Досифея принимала участие в торжествах в честь 300-летия Дома Романовых. 19 мая во время Божественной литургии в Троицком соборе Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря, на которой присутствовал имп. Николай II, она молилась в галерее собора. После окончания литургии игум. Досифея передала в дар царю икону. 20 мая утром она присутствовала в бывш. Костромском кремле на закладке монумента в честь 300-летия Дома Романовых. Во 2-й пол. дня, во время посещения Богоявленского Анастасиина жен. мон-ря имп. св. Александрой Феодоровной, игум. Досифея преподнесла ей подарок, изготовленный в обители.

29 мая 1913 г. М. Р. м. впервые посетили совершавшие поездку вниз по Волге на пароходе «Император Александр Благословенный» члены имп. фамилии: вел. кнг. Мария Павловна Старшая (1854-1920), вдова вел. кн. Владимира Александровича, президент Академии художеств, ее сын вел. кн. Борис Владимирович (1877-1943), вел. кнг. Мария Александровна (1853-1920), дочь имп. Александра II, и герцог Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1863-1934).

Вскоре после начала первой мировой войны, 25 авг. 1914 г., в мон-ре был открыт лазарет для раненых на 6 коек, содержавшийся за счет обители. Всего в 1914-1917 гг. в лазарете прошли лечение 87 раненых. 17 февр. 1915 г. духовенство 4-го округа по предложению благочинного Ширяева решило «в целях поднятия религиозного настроения среди местных жителей, желающих найти себе в настоящую тяжелую годину утешение в усердной молитве», провести большой крестный ход 26-28 мая 1915 г. из мон-ря до с. Шилекши (Костромские ЕВ. 1915. Отд. неофиц. № 10. С. 183). Для участия в нем в Решму из Костромы прибыл епархиальный миссионер прот. Алексий Дьяконов. Утром 26 мая 1915 г. многолюдный крестный ход во главе с Ширяевым и Дьяконовым отправился из мон-ря. При пении монастырского хора его участники несли икону прп. Макария и Казанский образ Божией Матери. К ним присоединились крестные ходы из сел Пеньки, Зобнинское, Шилекша, Дебово и Берегово. Через 3 дня крестный ход завершился в мон-ре. 18-19 июня 1915 г. из М. Р. м. состоялся большой крестный ход в Казанский скит на р. Нодоге, к к-рому присоединились крестьяне из сел Даниловского и Никола-Ез. На пароме и лодках они переправились на противоположный берег Волги, прошли 25 верст до пустыни. Вечером 19 июня крестный ход вернулся в мон-рь.

22-26 мая 1916 г. в большом крестном ходе участвовали миссионер свящ. Алексий Дьяконов, настоятель Тихонова Лухского мон-ря архим. Пахомий, ряд благочинных и священников из Кинешмы и уезда. Собравшиеся несли образ прп. Макария, Казанскую икону Божией Матери и привезенную в мон-рь икону патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена с частицей мощей. К крестному ходу присоединились крестные ходы из соседних сел Пеньки, Дебово, Зобнинское, Бахарево, Шилекша и монахи Лухского мон-ря с иконой прп. Тихона Лухского, а также крестьяне из сел Филяй, Новопокровское, Батманы, Берегово, Даниловское. 26 мая крестный ход вернулся в монастырь. За 4 дня его участники прошли 125 верст, посетили 12 приходов и 65 деревень. Этот майский крестный ход 1916 г. был последним массовым в Костромской епархии в дореволюционное время.

Вечером 27 нояб. 1916 г. на скотном дворе М. Р. м. вспыхнул пожар. В нач. 1917 г. игум. Досифея сообщала, что сгорели 2 каменных 2-этажных корпуса, скотный двор, «многие сестры лишились всего имущества и остались в том, в чем вышли» из горевших зданий.

1917-2016 гг.

По Декрету о земле у обители в нач. дек. 1917 г. была отобрана мельница на р. Мере. 7 дек. 1917 г. крестьяне 4 деревень Семёновской вол. Кинешемского у. во главе с представителем волостного Земельного комитета явились на монастырскую мельницу Пылиху, произвели опись всего инвентаря и имущества мельницы, служб и жилых помещений. Находившимся на мельнице сестрам было приказано выселиться в течение 24 часов.

После того как послание патриарха Московского и всея Руси свт. Тихона от 19 янв. 1918 г. было зачитано во всех церквах страны, в Решме 24 февр. (11 февр.), в воскресенье, состоялся крестный ход, в котором участвовали сестры, причты обоих приходских церквей и большое количество крестьян. В «Советской газете», издававшейся новыми губ. властями, сообщалось, что «в связи с декретом об отделении церкви от государства 24 февраля здесь состоялся крестный ход. Поднятый переполох местными священниками привлек значительное количество окрестного населения. Читались тенденциозные и кривотолкующие проповеди. Ход прошел спокойно» (Крестный ход (Решма). 1918).

В 1918 или в 1919 г. игум. Досифея официально зарегистрировала созданную на базе мон-ря сельскохозяйственную артель (в нек-рых документах она значилась как община или трудовая колония). На монастырских воротах была установлена большая вывеска - «Решемская трудовая женская община». В 1923 г. у сестер имелись ок. 17 дес. пахотной земли и 2 дес. огородной земли, пасека и сад; в хозяйстве осталось 7 коров и лошади. Одной из главных статей дохода насельниц стало шитье стеганых ватных одеял. В нач. 20-х гг. XX в., в период нэпа, у стен мон-ря вновь стали проводить ярмарки (упразднены после авг. 1929).

С историей М. Р. м. связано служение еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии свт. Василия (Преображенского). В 1921-1923 гг. святитель неоднократно совершал богослужения в мон-ре. По его благословению в Решме был организован евангельский кружок. В кинешемской газ. «Рабочий и крестьянин» 25 мая 1920 г. было отмечено, что «в Решме отчаянно процветают фарисейско-«святые» кружки, организованные местными попами и старыми, выжившими из ума паразитами-монахинями» (Районный съезд работников просвещения: Решма // Рабочий и крестьянин: Газ. 1920. 25 мая). В 1926-1928 гг. при монастыре жил ссыльный еп. Болховский, вик. Орловской епархии Даниил (Троицкий), к-рый регулярно совершал архиерейские богослужения. В сент. 1926 г. он был выслан из Москвы в Кинешму. Вероятно, уже в том же месяце еп. Даниил переехал в Решму.

Заметной фигурой в Решме в 20-х гг. XX в. был молодой юродивый, к-рого за то, что он весь год ходил босым, звали Витя Босоногий. По свидетельству бывш. послушницы мон-ря Дарии Федотовны Галашиной, Виктор Александрович Раевский (1902-1937) принял юродство в нач. 20-х гг. по благословению свт. Василия. После закрытия М. Р. м. Виктор переселился в Тихонов Никольский мон-рь, в 1937 г. был арестован, и, как сообщила Галашина, его посадили в камеру к уголовникам, к-рые избили его, после чего он умер.

В 1927 г. М. Р. м. был закрыт. 16 марта на 21-м Кинешемском уездном съезде Советов председатель исполкома И. Е. Смирнов поднял «вопрос о превращении бывшего женского монастыря в с. Решма в культурный очаг со школой семилеткой и образцовым детдомом». Съезд поддержал это предложение. В окт. того же года по распоряжению Иваново-Вознесенского губисполкома Кинешемский исполком прислал в Решму комиссию, к-рая предложила основную часть построек передать детскому дому, сестринские корпуса - школе, сельсовету и другим учреждениям.

Вероятно, в кон. 1927 г. из монастыря выселили последних насельниц. 9 дек. решением президиума Кинешемского исполкома был закрыт Троицкий собор, монастырский свящ. Иоанн Нарбеков уехал в г. Юрьевец, а диак. Василий Белитский стал служить в Воскресенском храме с. Нагорного. Кинешемский исполком обратился с ходатайством в Президиум Иваново-Вознесенского губисполкома о разрешении «на разборку здания» собора, однако Главнаука наркомата просвещения не дала разрешения на его разрушение.

Весной 1928 г. в стенах монастыря был организован детдом им. 1-го Мая, в к-ром поселили 90 воспитанников. В 30-х гг. XX в. среди воспитанников было немало детей (в частности, из Москвы), чьи родители стали жертвами репрессий. Детдом оставался в зданиях бывшего мон-ря до кон. 60-х гг. XX в.

После закрытия мон-ря игум. Досифея и большинство сестер проживали в Решме. Основные святыни мон-ря, иконы прп. Макария, свт. Ермогена, вмц. Екатерины, Казанский образ Божией Матери и др., перенесли в Христорождественский храм города; в описи переданного имущества значатся: хоругви, посеребренные подсвечники, кадило, лампады и др. Осенью 1929 г. игум. Досифея с группой сестер переехала в Кинешму; возможно, весной 1930 г.- в дер. Маврино. Часть сестер остались в Кинешме.

До революции Маврино было в составе прихода одного из кинешемских храмов. Деревянную Троицкую ц. в деревне построили в 1922 г. Игум. Досифея, поселившись с группой монахинь в Маврине, воссоздала обитель. Фактически Решемская монашеская община просуществовала здесь еще неск. лет. В 20-х гг. XX в. настоятелем церкви служил бывш. насельник Кривоезерского мон-ря иером. Алексий (Голубев; 1889-1937). В сент. 1929 г. он был арестован, 3 янв. 1930 г. Коллегией ОГПУ приговорен к ссылке на 3 года в Северный край. После возвращения из ссылки в 1933-1937 гг. служил в с. Соболево Юрьевецкого р-на. В эти годы он часто приезжал в Маврино, будучи духовником мн. решемских сестер. 31 авг. 1937 г. свящ. Алексий вновь был арестован и 11 окт. Тройкой УНКВД по Ивановской обл. приговорен к расстрелу. Затем в Маврине служил сщмч. прот. Николай Бухарин (1871-1938). В окт. 1937 г. он был арестован, 3 февр. 1938 г. Тройкой УНКВД по Ивановской обл. приговорен к расстрелу.

3 июля 1934 г. в Маврине скончалась игум. Досифея. Общину возглавила бывшая казначея мон-ря мать Гавриила (Матрена Гавриловна Зиновьева; 1858 - после 1935). В 1937 г. была закрыта Троицкая ц. в Маврине. Видимо, тогда же прекратила существование и монашеская община.

Все бывшее духовенство М. Р. м. подверглось репрессиям. Монастырский свящ. Иоанн Нарбеков служил настоятелем Сретенской ц. в Юрьевце. 7 мая 1929 г. он был арестован, 3 янв. 1930 г. Коллегией ОГПУ приговорен к ссылке в Северный край на 3 года, проживал в с. Ижма Архангельского р-на, затем - в с. Усть-Цильма в Коми. Летом 1934 г. Иоанн приехал в Кострому, и архиеп. Костромской и Галичский Никодим (Кротков) назначил его настоятелем Георгиевской ц. в с. Георгий Чухломского р-на. Свящ. Иоанн поселился в дер. Митино. 6 авг. 1937 г. вновь был арестован, 3 сент. Тройкой УНКВД по Ярославской обл. приговорен к расстрелу. 4 сент. 1937 г. приговор был приведен в исполнение. Сщмч. Иоанн Румянцев (1889 - после 1937 (?)), с 1912 г. служивший диаконом в М. Р. м., в 1923 г. был рукоположен во иерея и переведен в Воскресенскую ц. в с. Воскресенское Кинешемского р-на (совр. Островский р-н Костромской обл.). Диак. Василий Белитский (1903 - после 1930) с 1923 г. служил в общине мон-ря, затем в Воскресенской ц. в с. Нагорное. 15 февр. 1930 г. по обвинению в противодействии коллективизации был арестован и заключен в кинешемскую тюрьму, но в кон. апреля освобожден. 21 дек. 1930 г. вновь арестован, 31 янв. Тройкой ОГПУ при Постоянном представительстве Ивановской промышленной обл. приговорен к ссылке на 3 года в Северный край.

В авг.-сент. 1935 г. в Кинешме и Маврине были арестованы 7 сестер во главе с мон. Арсенией (Дрочковой), обвинены в участии в контрреволюционной группе «Сестры Макарьевской обители» и приговорены к 3 годам лишения свободы. Летом 1937 г. в Кинешме и Кинешемском р-не группу верующих (более 10 чел.) приговорили к 10 годам заключения в Акмолинском лагере жен изменников родины в Казахстане.

2 окт. 1937 г. в Решме в ходе расследования деятельности т. н. церковно-монашеской контрреволюционной группы во главе с настоятелем Воскресенской ц. с. Нагорного свящ. Димитрием Никольским были арестованы 2 насельницы мон-ря: Анна Константиновна Корыгина (род. в 1905) и Ульяна Герасимовна Куляшова (Куляшёва) (род. в 1894). 8 окт. Тройка УНКВД по Ивановской обл. приговорила Корыгину к расстрелу (приговор привели в исполнение 9 окт.), а Куляшову - к 10 годам заключения в лагере. 18 апр. 1951 г. в г. Владимире была арестована Наталья Ивановна Давыдова (1898 - после 1951), уже подвергавшаяся аресту в 1938 г. и отбывавшая 5 лет в лагере. 16 июня 1951 г. ее приговорили к 5 годам ссылки в Карагандинскую обл. Казахстана. По-видимому, Давыдова стала последней насельницей М. Р. м., арестованной в советское время. В 30-х, 40-х и нач. 50-х гг. XX в. неск. десятков насельниц М. Р. м. были арестованы (некоторые неоднократно), сосланы, заключены в лагеря, расстреляны.

2 насельницы мон-ря причислены к лику святых. Прп. Анимаиса (Смертина Мария Михайловна; 1875-1963) поступила в обитель ок. 1900 г., вероятно, в 20-х гг. ХХ в. приняла монашеский постриг, некоторое время проживала в Маврине, затем - в сторожке при Троицком храме в с. Острецове Родниковского р-на Ивановской обл. В 1940 г. церковь была закрыта. Несмотря на угрозы, прп. Анимаиса не отдала представителям властей ключи от храма. В 1945 г. Троицкая ц. была возвращена верующим. В янв. 1946 г. в Острецово приехал свящ. Иоанн Клевцовский, которому прп. Анимаиса вручила ключи от храма. Прп. Анимаиса была похоронена в Острецове у стен церкви. 18 сент. 1997 г. по благословению архиеп. Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова) мощи Анимаисы были обретены и торжественно перенесены из Острецова в ц. во имя св. кн. Александра Невского в Родниках.

Никольская церковь. 1754 г. Фотография. 2009 г.
Никольская церковь. 1754 г. Фотография. 2009 г.

Никольская церковь. 1754 г. Фотография. 2009 г.

Прмц. Анна Корнеева (1880-1938) род. в 1880 г. в дер. Щербинино Коломенского у. Московской губ., в 1895 (?) г. поступила в Даниловский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь Ярославской губ., в 1910 г.- в М. Р. м., 12 дек. 1915 г. официально зачислена в обитель послушницей. Вероятно, в 1918 г. покинула Решму и вернулась на родину, чтобы ухаживать за престарелыми родителями. В 20-30-х гг. XX в. состояла членом церковного совета Покровской ц. в с. Чиркино Малинского р-на Московской обл. 27 янв. 1938 г. был арестован настоятель церкви прот. Иоанн Покровский (род. в 1874), 12 февр. 1938 г. арестована и Анна. 21 февр. Тройка УНКВД по Московской обл. приговорила их к расстрелу. 26 февр. 1938 г. прот. Иоанн и послушница Анна были расстреляны на Бутовском полигоне. 26 дек. 2001 г. послушница Анна Корнеева была причислена к лику святых, почитается в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

По воспоминаниям старожилов, недостроенный Казанский храм и Троицкий собор М. Р. м. были разобраны во время Великой Отечественной войны на щебень, к-рый был использован для устройства военного аэродрома рядом с дер. Салтаниха Кинешемского р-на. По-видимому, тогда же была разобрана и ограда с башнями. С 1930 г. в бывш. сестринском корпусе разместилась школа крестьянской молодежи, в 1937 г. преобразованная в среднюю школу. В др. корпусе с 1928 г. размещались сельсовет и др. учреждения. В сер. 70-х гг. XX в. на территории М. Р. м. было построено 2-этажное здание школы (открылась в 1978).

В 1932 г. была закрыта Христорождественская ц. в Решме, состоящая из летнего Христорождественского храма и зимнего Смоленского. В 1936 г. в распоряжение Решемской машинно-тракторной станции (МТС) передали здания обоих решемских храмов (Смоленскую ц. вскоре разобрали на щебень). В 1939-1940 гг. были закрыты и переданы в ведение МТС Воскресенский и Никольский храмы в с. Нагорном. В нач. 50-х гг. в связи с предстоящим подъемом уровня Волги из-за строительства у г. Городца Горьковской ГЭС древняя слобода Решма фактически исчезла. Дома жителей были перенесены в с. Нагорное. В нач. 50-х гг. Решма и Нагорное стали единым населенным пунктом, получившим название с. Решма. После упразднения в кон. 50-х гг. Решемской МТС здания храмов использовались совхозом «Решемский». В 60-70-х гг. XX в. в Воскресенской ц. хранили минеральные удобрения, в Никольской ц.- семенной картофель. В кон. 50-х гг. была разрушена шатровая колокольня Воскресенской ц. 23 апр. 1964 г. произошло обрушение колокольни, в мае-июне того же года разобрали ц. Рождества Христова, чтобы замостить полученной щебенкой подъезд к ферме в с. Пеньки. От ансамбля приходских храмов остались только руинированные Воскресенская и Никольская церкви бывш. с. Нагорное. Из собственно монастырских построек сохранилось неск. хозяйственных зданий.

В 1989 г. верующим была возвращена Никольская ц. 27 сент. 1990 г., в праздник Воздвижения Креста Господня, свящ. Паисий Яценко совершил в храме 1-ю за много лет Божественную литургию. В 1992 г. в Решму приехали несколько насельников Киево-Печерской лавры во главе с иером. Евмением (Перистым). В 1994 г. Никольский приход был преобразован в монашескую общину. Определением Синода от 9 апр. 1998 г. община была преобразована в муж. мон-рь, настоятелем стал игум. Евмений (Перистый). 10 февр. 2006 г. епархиальный совет Иваново-Вознесенской епархии освободил Евмения от обязанностей настоятеля. Определением Синода от 26 дек. 2006 г. мон-рь в Решме был преобразован в женский, настоятельницей стала мон. Василисса (Грудогло). К нач. 2016 г. в М. Р. м. проживало ок. 10 насельниц, настоятельница игум. Феофания (Губайдулина).

Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 9. Д. 329; Ф. 558. Оп. 2. Д. 366 (Житие прп. Макария Унженского и Желтоводского: Список 1738 г.); Оп. 11. Д. 2301; Оп. 13. Д. 225, 262; Оп. 14. Д. 316; Арх. УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 101, 236, 3768, 5283, 5457, 6462, 7376, 7601, 8115, 8201, 8244, 9467, 9974, 10296.
Ист.: ОДДС. Т. 21. Стб. 1279-1280.
Лит.: Пискарёв П. И. Описание Троицкого Макарьева-Желтоводского 2-кл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1846; Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; Памятная книжка Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 310-311; Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 121; Ведомость муж. и жен. мон-рям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 44-45; Баженов И. В. Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Денисов. 1908. С. 266-267; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 126; Воззвание // Костромские ЕВ. 1911. № 13. Отд. офиц. С. 191-192; Залетный Н. На закладке храма в Решме // Поволжский вестн.: Газ. Кострома, 1911. 29 июля; Решма: Закладка храма // Наша костромская жизнь: Газ. 1911. 28 июля; Решма: Пребывание Их Имп. Высочеств // Поволжский вестн. 1913. 7 июня; Крестный ход (Решма) // Советская газ. Кострома. 1918. 12 марта (27 февр.); Заключительное слово предуисполкома т. И. Е. Смирнова // Приволжская правда. Кинешма, 1927. 18 марта; Как будет ликвидирована Решемская с/х артель // Там же. 26 окт.; За монастырскими стенами // Там же. 28 окт.; В Решемском детдоме творятся вопиющие безобразия // Там же. 1928. 17 авг.; Решма без Макария // Там же. 23, 24 авг.; Классовый враг с крестом и молитвой: Контрреволюция под флагом церкви // Там же. 3 нояб.; Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., 1988; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 40-51; СПАМИР. 2000. Т.: Ивановская обл. Ч. 2. С. 487-488; Дамаскин. 2001. Кн. 2. С. 21-29, 246-253, 256-257; Зосима (Шевчук), архим., Гылко О. В. Решемский Макарьев муж. мон-рь // Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 244-251; Федотов А. А. Собор Ивановских святых. Иваново, 2003. С. 10-11, 29; Книга памяти жертв полит. репрессий Костромской обл. Кострома, 2010. Т. 3. С. 525-526; Денисов В. В. История мон-рей Верхнего Поволжья: 2-я пол. XVIII - нач. XX вв. Ярославль, 2012. С. 123, 135, 143, 144.
Н. А. Зонтиков
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Кинешемская и Палехская епархия Ивановской митрополии Русской Православной Церкви Макариев Решемский во имя Святой Троицы женский монастырь (Кинешемской епархии Ивановской митрополии)
См.также:
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Казанской епархии