Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕСОТО
40, С. 616-622 опубликовано: 17 июня 2020г.


ЛЕСОТО

[Королевство Лесото; англ. Kingdom of Lesotho, сесото Muso oa Lesotho], гос-во в Юж. Африке, со всех сторон окружено территорией Южно-Африканской Республики (ЮАР). Площадь 30,35 тыс. кв. км. Столица - Масеру (227 880 чел., 2011). Наиболее крупные города (по сведениям на 2011): Теятеяненг (ок. 61 тыс. чел.), Мапуцоэ (ок. 48 тыс. чел.), Мафетенг (ок. 30 тыс. чел.). Офиц. языки - английский и сесото (язык коренного народа Л.- басуто). Административно-территориальное деление: 10 округов. Л.- член ООН (1966), Африканского союза (1966), Содружества (1966), Сообщества развития Юга Африки (1992), Общего рынка Вост. и Юж. Африки (КОМЕСА; 1994), ВТО (1995). Имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1980). География. Л.- внутриконтинентальная горная страна, расположенная выше 1400 м над уровнем моря. Плато, расположенные в зап. регионе, являются вост. окраиной Высокого Велда и имеют высоту от 1400 до 1800 м над уровнем моря. Сев. и центральная части данного региона довольно плодородные, юж. районы не имеют пригодной для земледелия почвы ввиду редких осадков. Предгорья высотой 2000-2300 м отделяют равнинную часть от горной части страны и, достигая крутых уступов высокогорья, достаточно резко обрываются. Горный регион, в который входят плато Басуто и горы Малути, является частью пояса Драконовых гор. Здесь расположена наивысшая точка Л.- г. Тхабана-Нтленьяна (3482 м). Большинство горных районов разделены р. Оранжевой на глубокие долины и ущелья. Ввиду отсутствия связи с внешними водами р. Оранжевая играет огромную роль в экономике Л. Ее долина имеет как плодородную почву, так и землю, непригодную для сельскохозяйственной обработки.

Климат Л. характеризуется резкими амплитудами. В зимние периоды (июнь-авг.) температура составляет от -7°C в низинах до -18°C в высокогорьях. В горной местности выпадает снег. Количество осадков зимой (особенно в горных районах) незначительно (минимум в июне: менее 15 мм). Лето, как правило, более влажное и жаркое. В самые жаркие летние месяцы (дек.-февр.) в Масеру и долинах западного региона температура достигает 30-32°C. В это время выпадает наибольшее количество осадков: ежемесячно до 100 мм.

Население

Согласно официальным данным Правительства Л., население страны в 2011 г. насчитывало 1 894 194 чел. По оценкам ООН, на нач. 2015 г. этот показатель составлял 2 072 тыс. чел. Большинство населения Л. говорит на языках семьи банту (97,6%): гл. обр. на языках группы сото-тсвана - сесото, пхути, коса, свази, а также на языке зулу группы нгуни. Африканеры составляют 0,1%. Количество иностранцев незначительно (0,2%), в основном это выходцы из Юго-Вост. Азии, а также работающие в Л. европейцы или американцы.

По оценочным данным на 2015 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни - 52,86 года (мужчины - 52,76, женщины - 52,97); естественный прирост населения - 0,32%, коэффициент естественного прироста - 10,58 на 1 тыс. чел. (рождаемость - 25,47; смертность - 14,89); показатель фертильности - 2,72 ребенка на 1 женщину; средний возраст - 23,8 года, в возрастной структуре: дети до 14 лет - 32,67%, лица в возрасте от 15 до 64 лет - 61,9, лица 65 лет и старше - 5,43%; средняя плотность населения - 68,3 чел. на кв. км; степень урбанизации - 27,3%. Ввиду оттока населения (гл. обр. в ЮАР) высок процент миграции (7,36 на 1 тыс. чел.).

Государственное устройство

Согласно действующей Конституции, принятой 2 апр. 1993 г., Л.- унитарное гос-во, по форме правления - конституционная парламентская монархия. Глава гос-ва - король, однако его роль церемониальная. Законодательная власть осуществляется 2-палатным парламентом, состоящим из Национального собрания и сената. Национальное собрание состоит из 120 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет, из к-рых 40 избираются по партийным спискам на основе пропорционального представительства, 80 - в округах. Сенат, действующий также 5 лет, не избирается: он состоит из 22 традиц. вождей и 11 членов, назначаемых королем в согласии с руководством правящей партии. Исполнительная власть осуществляется правительством, возглавляемым премьер-министром, по назначению короля им становится лидер партии большинства в парламенте. Остальных министров утверждает король по представлению премьер-министра из числа членов парламента. Национальное собрание может выразить недоверие правительству, к-рое в этом случае распускается; при несогласии премьер-министр может требовать от короля роспуска парламента. Судебная система Л. состоит из неск. инстанций: решения магистратских судов пересматриваются Высоким судом, наивысшей инстанцией является Апелляционный суд; помимо этого на местах действуют традиц. суды обычного права. Отдельно функционирует система военных судов, решения к-рых пересматриваются апелляционным военным судом. Правовая система Л. имеет смешанный характер и восходит к римско-голл. праву (преобладает в сфере гражданского права), а также к англ. общему праву (действует в области уголовного и совр. торгового права); в брачно-семейных, наследственных и земельных отношениях продолжает преобладать местное обычное право.

Религия

Большинство верующих в Л.- христиане (ок. 90% населения), из них одна половина исповедует католицизм, другая - принадлежит к различным протестант. деноминациям, включая т. н. Независимые африканские церкви (НАЦ). Христианский совет Лесото объединяет основные христ. деноминации. Традиц. африкан. верования имеют значительное распространение: их исповедуют до 10% населения. Проч. религии и деноминации (ислам, индуизм, буддизм, иудаизм и др.) охватывают ок. 0,7% населения; адепты бахаизма - ок. 0,9%. Не принадлежат ни к одной религии или являются атеистами ок. 0,2% населения.

Римско-католическая Церковь

Богослужение в католической ц. в Мафетенге. Фотография. 2013 г.
Богослужение в католической ц. в Мафетенге. Фотография. 2013 г.

Богослужение в католической ц. в Мафетенге. Фотография. 2013 г.
Католический собор Девы Марии Победоносной в Масеру. XX в. Фотография. Нач. XXI в.
Католический собор Девы Марии Победоносной в Масеру. XX в. Фотография. Нач. XXI в.

Католический собор Девы Марии Победоносной в Масеру. XX в. Фотография. Нач. XXI в.
Является самой крупной христ. конфессией в Л. и представлена архиепископством-митрополией Масеру, в состав которого входят 3 епископства-суффрагана: Лерибе, Мохалес-Хук и Цгачас-Нек. Действует Конференция католических епископов Лесото. По данным на 2014 г., в стране 94 католич. прихода, в которых служит 151 священник (из них 71 монашествующий), также подвизаются 142 монаха и 680 монахинь. Общее количество католиков - ок. 1 млн чел.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканский диоцез Лесото состоит из 4 архидиаконств (Кафедрального (Масеру), Центрального (Тхаба-Цека), Северного (Халджоане), Южного (Мохалес-Хук)) и входит в состав Англиканской церкви Юж. Африки, являющейся членом Англиканского содружества. По данным на 2005 г., в Л. было более 430 англикан. общин, насчитывающих 64 тыс. верующих.

Кальвинизм представлен в Л. несколькими организациями. Наиболее многочисленная и влиятельная - Евангелическая церковь Лесото в Юж. Африке (ЕЦЛ; Lesotho Evangelical Church in Southern Africa), являющаяся 1-й протестантской организацией в стране (ведет начало от основания представителями Парижского евангелического миссионерского об-ва 1-й миссии в 1833). Помимо Л. ЕЦЛ на протяжении долгого времени присутствует в провинции ЮАР Гаутенг. Она насчитывает ок. 112 общин и ок. 340 тыс. верующих. По типу управления имеет пресвитерианский характер: все 20 территориальных пресвитерий управляются Генеральной ассамблеей, регулярно проводящей сессии. В 1957 г. возникли 2 орг-ции, представляющие реформатское крыло кальвинизма: малочисленная Голландская реформатская Церковь (Dutch Reformed Church; 4 общины, 150 чел.) ориентирована исключительно на прихожан с белым цветом кожи; была основана южноафриканскими бурами, приехавшими в Л. из Южно-Африканского Союза (ЮАС), из пров. Оранжевое Свободное гос-во; Голландская реформатская церковь в Африке (Dutch Reformed Church in Africa; 12 общин, более 4 тыс. чел.) основана темнокожими миссионерами из ЮАС и нацелена на работу с представителями народностей басуто, зулу, шона и коса.

Баптисты педставлены в Л. 3 организациями: наиболее значительная Махоунская миссия (Mahon Mission; 22 прихода, ок. 3 тыс. верующих) возникла в результате отделения от амер. Миссионерской церкви благодати (Grace Missionary Church) в 1966 г., сохраняет тесные связи с США, а также с Баптистским союзом Юж. Африки; орг-ция Баптистские церкви Лесото (Baptist Churches of Lesotho; по данным 1995 г., 2 общины, 50 верующих) возникла в 1987 г. в результате миссионерской работы Южной баптистской конвенции США, ведущей активную проповедь в странах Юж. Африки; независимая Баптистская церковь банту (Bantu Baptist Church; в нач. ХХI в. 9 общин, 270 прихожан) возникла в 1961 г. и тесно связана с Национальной баптистской церковью африканского единства (African Union National Baptist Church), базирующейся в ЮАР.

Методисты появились в Л. в кон. XIX в. В 1896 г. темнокожими миссионерами из США была основана Африканская методистская епископальная церковь (African Methodist Episcopal Church), к-рая в 2005 г. имела 67 общин и более 12 тыс. прихожан. Методистская церковь Юж. Африки (Methodist Church of Southern Africa) была основана в 1900 г. миссионерами из брит. колоний в Юж. Африке. Приходы в Л. входят в состав еп-ства Сев. Свободное гос-во (Сев. Фри-Стейт) и Лесото; все прихожане принадлежат к народности басуто. В нач. XXI в. насчитывалось 8 общин, 10 тыс. верующих.

Армия спасения, миссионеры которой появились в стране в 1969 г., имеет в Л. 2 центра, насчитывающие 95 прихожан.

Адвентисты седьмого дня (АСД), начавшие свою работу в Л. в 1899 г., выделены в автономную Конференцию Лесото в составе Южно-Африканской единой конференции (Southern Africa Union Conference), находящейся в подчинении Дивизиона Юж. Африки и Индийского океана (Southern Africa - Indian Ocean Division) Генеральной конференции АСД. На 2005 г. было 20 общин, 3,5 тыс. прихожан.

Пятидесятники классического типа (2 и 3 кризисов) представлены рядом групп. Наиболее многочисленной организацией являются Ассамблеи Бога, сформированные прибывшими в 1924 г. миссионерами из США и ЮАС; по данным на 2015 г., было 88 общин, ок. 8,7 тыс. членов. Божия церковь полного Евангелия (Full Gospel Church of God) связана с Церковью Бога в Кливленде (шт. Теннесси, США), амер. миссионеры начали работу в Л. в 1951 г.; в 2005 г. насчитывалось 44 церкви, 4 тыс. верующих. Миссия апостольской веры Юж. Африки (Apostolic Faith Mission of South Africa) возникла в результате работы южноафриканских миссионеров в 1904 г.; в 2005 г. было 25 общин, 3 тыс. прихожан. Пятидесятническая церковь святости (Pentecostal Holiness Church) основана миссионерами из ЮАР, имеет тесную связь с Международной пятидесятнической церковью святости; насчитывает 2 общины, 600 верующих.

В Л. действует неск. независимых пятидесятнических орг-ций, происхождение к-рых не связано с амер., европ. или международными пятидесятническими движениями. Наиболее значительные из них: Пятидесятническое товарищество (Pentecostal Fellowship; 3 общины, 2,5 тыс. чел.); Объединенная апостольская церковь (Union Apostolic Church; 5 общин, 2 тыс. чел.); Церковь галилейской миссии (Galilean Mission Church), иногда называемая Объединенной церковью басуто, работающая в основном среди представителей коренного народа Л. (5 приходов, 1,5 тыс. чел.); Эфиопская католическая церковь Юж. Африки (Ethiopian Catholic Church of South Africa), базирующаяся в ЮАР и имеющая в Л. 2 филиала (1,5 тыс. чел.); Церковь заполнения пробела (Fill the Gap Ministries), организующая миссии в недоступных горных районах (14 общин, 1 тыс. чел.); Вестники Христа (Heralds of Christ; 1 община, 150 верующих) и др.

Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария) насчитывает в Л. 5 общин и 200 прихожан.

Иеговы Свидетели, действующие с 1945 г., имеют 87 общин и ок. 10 тыс. адептов (по данным на 2014).

Распространены НАЦ, в основном харизматического характера, часто испытывающие влияние местных традиц. культов и имеющие синкретический характер. Наиболее значительные из них: Церковь сионского основания Лесото (Zion Foundation Church of Lesotho; с 1965; 60 общин, 12 тыс. верующих); Береанская церковь библейского чтения Мшвешве (Moshoeshoe Berean Bible Reader's Church), отделившаяся от Парижского евангелического миссионерского об-ва в 1909 г. (25 общин, 10 тыс. верующих); Сионская христианская церковь (Zion Christian Church), основанная в 1920 г. (20 общин, 10 тыс. верующих); Церковь св. Павла в Африке (St. Paul's Church of Africa; 2 общины, 1 тыс. верующих); Библейская церковь «Зое» (от греч. «жизнь»; Zoe Bible Church; 7 общин, 500 верующих), а также ряд других малых групп. Нек-рые пятидесятнические орг-ции и Независимые африканские церкви входят в состав Федерации независимых африканских церквей (Federation of African Independent Churches).

Ислам

представлен в Л. незначительным количеством приверженцев, в основном мигрантов из Юж. или Центр. Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан), занимающихся в Африке торговлей. Первые мусульмане приехали в Л. в 1972 г. из Дурбана (ЮАР) и основали мечеть в Бутха-Бутхе; значительное увеличение притока мусульман началось с 90-х гг. XX в. В наст. время ислам распространен гл. обр. в столице Масеру, а также в округах Бутха-Бутхе, Лерибе, Береа на севере страны. По данным на 2013 г., в Л. насчитывалось ок. 3 тыс. мусульман, преимущественно суннитов. В Л. присутствуют представители псевдоисламской секты Ахмадья (350 чел.).

Традиционные африканские верования

характерны для населения гл. обр. периферийных районов, мало затронутых процессами урбанизации. Большинство данных культов сочетают веру в Бога-Творца с анимизмом, фетишизмом, тотемизмом или культом предков. В значительной степени распространены знахарство, колдовство, использование заговоров, амулетов и т. д. Во мн. племенах приверженность местным традиционным верованиям сочетается с введением в их религ. учения норм христианства и с исполнением нек-рых христ. обрядов. Данные верования оказывают значительное влияние и на христ. организации, в первую очередь на НАЦ. Ввиду двоеверия точный статистический подсчет количества приверженцев местных племенных культов затруднен (по различным данным, от 160 до 200 тыс. чел.).

Новые религиозные движения

представлены последователями Бахаи религии, численность к-рых за последние десятилетия быстро растет. Верховной орг-цией бахаистов в стране является Национальная духовная ассамблея Бахаи в Лесото (National Spiritual Assembly of the Bahá'ís of Lesotho), основанная в 1953 г. Общее количество адептов бахаизма достигает 20 тыс. чел.

Религиозное законодательство

Основным документом, регламентирующим положение религии в Л., является Конституция 1993 г., к-рая декларирует равенство и основные права и свободы человека независимо от религ. убеждений, национальной или культурной принадлежности, политических или иных взглядов (статьи 4, 26). Основной закон запрещает дискриминацию по религ. мотивам (ст. 18) и гарантирует право на свободу совести, мысли и вероисповедания, включая возможность менять свои религиозные убеждения; гражданин Л. вправе как в частной, так и в общественной сфере проявлять свою веру и пропагандировать религ. убеждения, взгляды и практику (ст. 13, п. 1). Закрепляется право религ. общин предоставлять религ. образование своим членам и пользоваться недвижимостью для образовательной деятельности (ст. 13, п. 2). При этом запрещается насильно привлекать граждан к получению религиозного образования или участию в религ. церемониях или обрядах (ст. 13, п. 3). Конституция гарантирует гражданам право свободно объединяться для создания любых сообществ и групп, в т. ч. исходя из религ. и культурных целей; привлечение граждан к подобным объединениям без их согласия запрещается (ст. 16).

История

Евангелическая церковь в Лерибе (ЕЦЛ). XIX в. Фотография. 1-я треть XX в.
Евангелическая церковь в Лерибе (ЕЦЛ). XIX в. Фотография. 1-я треть XX в.

Евангелическая церковь в Лерибе (ЕЦЛ). XIX в. Фотография. 1-я треть XX в.
Предки народа басуто жили на юге Африки приблизительно с XV в. К нач. XIX в. бантуязычные племена басуто, населявшие регион к северу от р. Оранжевой, принадлежали к 3 основным группам - фокенг, коена и тлокоа. С 1820 г. племенной вождь по имени Мшвешве, правивший под именем Мошеш I, собрал под своей властью все племена басуто, а также народы, нашедшие в Драконовых горах убежище от военной экспансии зулу и ндебеле. В течение 20 лет он создал прочное гос. образование (в историографии закрепился топоним Басутоленд), являвшееся союзом различных этнических групп, усвоив себе титул «великий правитель басуто» (в позднейшей историографии все наследники Мошеша стали называться королями, а созданное им гос-во - королевством). Власть Мошеша I не была абсолютной: при нем в качестве консультативного и совещательного органа созывалось «питсо» - общее собрание с участием всех вождей и их представителей. В нач. 30-х гг. XIX в. европ. поселенцы (гл. обр. буры-африканеры) начали осваивать центр Юж. Африки, что усугубляло противостояние между европейцами и коренными жителями. Пытаясь предотвратить подобный конфликт в стране, Мошеш I пригласил в Басутоленд христ. миссионеров с целью избавить свой народ от вторжения как европейцев, так и др. африкан. групп. Кроме того, деятельность христ. миссионеров вполне отвечала идеям Мошеша по укреплению своей власти.

Католическая церковь в Роме. XIX–XX вв.
Католическая церковь в Роме. XIX–XX вв.

Католическая церковь в Роме. XIX–XX вв.
В 1833 г. в столицу Басутоленда Тхаба-Босиу прибыли первые протестант. миссионеры из Парижского евангелического миссионерского общества (ПЕМО) - Т. Арбусе, Э. Казали и К. Гослен. К этому времени нек-рые представители народа басуто уже приняли христианство, находясь на заработках в Капской колонии (с 1814 в «вечном пользовании» Великобритании). Немногочисленное их сообщество образовало ядро новой миссии. Деятельность ПЕМО на территории совр. Л. можно разделить на 3 периода: первоначального воздействия (1833-1848), языческой реакции (1848-1854) и долгосрочного устойчивого роста (1854-1900). На протяжении 1-го периода прозелитическая деятельность была тесно связана с правящей семьей и с людьми высокого ранга. На Рождество 1839 г. впервые были крещены четверо из сыновей Мошеша с женами, а также его дядя Либе, неск. ведущих советников и 3 старшие жены вождя. Христ. миссии были установлены: в Мории (1833), на юго-западе страны - по течению р. Каледон - в Бетули (ныне ЮАР; 1833) и Биршебе (Беэршеве; ныне ЮАР; 1835), а также на северо-западе - в Мекоатлинге (ныне ЮАР; 1838). К 1847 г. было построено в общей сложности 9 миссий. Новые миссии, оснащенные плугами, транспортом и имевшие каменные дома, должны были стать примером воздействия цивилизации и моделью дальнейшего развития общества басуто. Миссиям отводилась также роль центров образования и культуры, они служили убежищами для гонимых групп населения.

Первые успехи миссий ПЕМО никак не повлияли на образ жизни большинства коренных жителей: даже в высших слоях общества басуто наблюдалось устойчивое сохранение местных традиций. Так, среди вождей племен сохранялось многоженство, их дети, ставшие вождями и начальниками, не посещали миссионерских школ и были безграмотными. Даже сыновья Мошеша I, ходившие в миссионерские школы, в дальнейшем отвергли христианское учение; лишь Летсие, один из младших сыновей Мошеша (впосл. верховный вождь), пожелал креститься на смертном одре, но умер прежде, чем был крещен. Проблема усугублялась тем, что миссионеры требовали от крещеных местных жителей одеваться по-европейски, и это вызывало у коренного населения крайнее отторжение. Долгое время христ. миссии не могли серьезно воздействовать как на верхние, так и на нижние слои общества басуто.

Третий этап деятельности ПЕМО связан с именем Д. Ф. Элленбергера (1835-1920), миссионера франко-швейцар. происхождения, прибывшего в Басутоленд в 1861 г. Он приложил значительные усилия, чтобы приблизить деятельность к нуждам простых людей. В 1864 г. Элленбергер создал 1-й в стране стационарный госпиталь в Мории. Кроме того, более 45 лет он записывал по-французски устные предания басуто: его труды содержат описание истории народа с древнейших времен до прибытия миссионеров, включая родословия вождей от 1450 г. и рассказ о восхождении на престол кор. Мошеша I, а также главы о нравах и об обычаях, о социальном устройстве, религ. традициях народа басуто.

В этот же период в стране появились католич. миссионеры: в 1862 г. в Басутоленд прибыли представители ордена Миссионеров-облатов Непорочной Девы Марии во главе с французом Ж. Жераром, к-рый находился в подчинении еп. Франсуа Аллара, возглавлявшего апостолический викариат Натал. С разрешения кор. Мошеша I Жерар основал миссионерское поселение Моце-оа-Ма-Есу (Деревня Матери Иисуса) в 32 км к югу от Тхаба-Босиу. В 1863 г. близ Масеру возникла 2-я католич. миссия под названием Ха-Ба-Рома (Дом народа Рима; совр. название населенного пункта - Рома), там же построена 1-я стационарная католич. церковь. В 1867 г. была создана 3-я миссия в честь св. Михаила близ совр. Ромы. В течение последующего десятилетия в стране были организованы еще неск. католич. миссий. Значительную помощь в их работе оказали монахини Конгрегации сестер-миссионерок Св. Семейства, к-рые прибыли из Бордо (Франция) и взяли на себя огромную часть работы по катехизации женщин народа басуто и привлечению их к различным формам социального служения. Жерар постоянно пребывал в Басутоленде до своей кончины в 1914 г.; благодаря его активной миссионерской деятельности быстро увеличилось количество христиан-католиков.

В 1856-1868 гг. кор. Мошеш I вел войны против буров Оранжевого Свободного гос-ва, потеряв большую часть своей территории. Значительное число миссий ПЕМО оказалось в пределах Оранжевого Свободного государства. В 1862 г. он установил связь с недавно назначенным губернатором Капской колонии Ф. Э. Вудхаусом, надеясь на выгодное сотрудничество между 2 территориями. 12 марта 1868 г., действуя в условиях продолжающейся агрессии буров, Вудхаус подготовил документ о брит. протекторате над Басутолендом, подписанный 15 апр. 1868 г. В 1871 г. страна была включена в качестве резервата в состав брит. Капской колонии, под властью которой находилась 13 лет. Первоначально ее территория была разделена на 4 района; управление ими осуществлялось преимущественно из Кейптауна. В это время начинается деятельность англикан. миссионеров в Басутоленде. Первый постоянно действующий англикан. приход был основан в Тхаба-Босиу в 1875 г. (1-й пастор - Э. Стенсон). В последующие годы были открыты миссионерские станы в Мохалес-Хуке и Хлоце (Лерибе). Все англикан. общины и миссии находились в юрисдикции Церкви провинции Юж. Африки. В последующие 20 лет были основаны 7 приходов и миссий (Секубу, Мациенг, Мафетенг, Цикоане, Мокхотлонг, Масите и Теятеяненг). В 1886 г. была построена церковная школа, а в 1890 г. начало работу 1-е англиканское среднее учебное заведение.

Существование под протекторатом Великобритании, окончательно утвердившимся в 1884 г., характеризовалось относительной свободой. Брит. власти мало вмешивались в управление страной, сохранив при этом институт вождей и укрепив власть верховного правителя. Деятельность христ. миссий в данный период также велась практически беспрепятственно.

Католич. общины Басутоленда в 60-90-х гг. XIX в. были частью апостолического викариата Натал, затем апостолического викариата Кимберли. 8 мая 1894 г. была создана независимая апостолическая префектура Басутоленд, включившая всю территорию совр. Л. Первым апостолическим префектом стал представитель ордена Миссионеров-облатов Непорочной Девы Марии Одилон Монжину. 18 февр. 1909 г. префектура получила статус апостолического викариата Басутоленд, епископом к-рого стал Жюль Жозеф Сене (1909-1930). В эти годы викариат располагал 19 церквами, часовнями и миссионерскими пунктами, 5 мон-рями и 9 школами. Общее количество католиков в Басутоленде составляло ок. 9 тыс. чел., посещавших церковные школы детей - ок. 1,2 тыс. чел.

В 1904 г. в Басутоленде брит. властями проведена 1-я перепись населения, согласно к-рой в это время в стране насчитывалось 19,5 тыс. христиан всех конфессий (общины ПЕМО, англикан. общины, Римско-католическая Церковь, Африканская методистская епископальная Церковь, АСД), что составляло 5,6%.

В нач. XX в. активизируется деятельность новых миссий: в стране появляются проповедники методистских и пятидесятнических организаций. После создания в 1910 г. ЮАС Басутоленд стал протекторатом под управлением верховного комиссара Великобритании в Юж. Африке, которого в Л. представлял комиссар-резидент. Внешняя политика как вождей Басутоленда, так и брит. колониальных органов в последующие десятилетия сводилась к предотвращению попыток ЮАС аннексировать Басутоленд. Такая линия находила поддержку и в религ. кругах.

В период между мировыми войнами протестант. и католич. миссии занимали ведущие позиции в образовании и здравоохранении, играли главную роль в осуществлении ряда социальных реформ в стране. В 20-х гг. ХХ в. Римско-католич. Церковь стала крупнейшей христианской конфессией на территории Басутоленда. К 1930 г. в ее распоряжении было 80 школ, а к 1934 г.- 370. В 1930 г. архиеп. Ж. Сене ушел на покой, его место занял в 1933 г. Жозеф Бономм (1933-1947). В 1931 г. впервые был рукоположен священник из местного населения - Рафаэль Мохаси. В 1933 г. стала издаваться церковная газета (Moeletsi oa Basotho) на языке сесото. С 1938 по 1948 г. в Басутоленде трудился известный миссионер из ордена Миссионеров-облатов Непорочной Девы Марии Бернхард Хусс, к-рый приложил огромные усилия к развитию образования среди народов басуто и зулу. К 40-м гг. XX в. католич. Церковь насчитывала более 300 стационарных и передвижных миссий, окормляемых 120 священниками. Им оказывали помощь 60 монахов и 430 монахинь, многие их которых принадлежали к коренному населению. С 1934 г. велись работы по созданию Богословского колледжа им. папы Пия XII в Роме (открыт в 1945).

Деятельность ПЕМО в 20-30-х гг. XX в. также была сосредоточена на каритативных целях: в этот период открывались школы, медицинские центры, начался перевод Свящ. Писания на местные языки. Предоставление доступных услуг здравоохранения и образования было жизненно важным для миссии фактором, способствующим уменьшению влияния знахарей и шаманов в обществе. В англикан. Церкви к 1930 г. в Басутоленде имелись 11 приходов и 66 миссионерских точек, в т. ч. в высокогорных районах страны. Первый англикан. темнокожий священнослужитель (Джон Велохе) был поставлен в 1913 г.; в 20-х гг. XX в. начался процесс выдвижения представителей коренного населения в церковные органы самоуправления и в епархиальные советы.

Политические изменения 20-х и 30-х гг. XX в. способствовали развитию национального самосознания коренных жителей страны, что выразилось в создании ряда националистических общественных движений. Однако данные тенденции встречали сопротивление не только колониальных властей, но и местных вождей, а также представителей христианских миссий (в первую очередь католич. монашеских орденов). 40-е и 50-е годы XX в. характеризовались ростом антиколониальных настроений, которые привели к возникновению НАЦ, противопоставляющих свою веру проповеди европ. миссий и стремившихся адаптировать христианские традиции к африкан. этнокультурным условиям. Нарастание активности местного населения в стремлении обрести независимость вылилось в образование политических партий, выступавших за предоставление протекторату независимости: Африканского конгресса Басутоленда (основан в 1952, с 1959 Партия конгресса Басуто (ПКБ)) и Национальной партии Басуто (НПБ; основана в 1959). В 1959 г. вступила в силу Конституция Басутоленда, а в 1965 г. страна получила внутреннее самоуправление. На состоявшихся в апр. 1965 г. парламентских выборах большинство мест получила НПБ, ее лидер Дж. Л. Джонатан возглавил правительство. 4 окт. 1966 г. образовалось независимое Королевство Лесото в составе Содружества (до 1947 Британское Содружество наций). В том же году была принята 1-я Конституция независимой страны, которая провозгласила конституционный характер монархии, ограничив власть короля. В 1966 г. Л. как самостоятельное гос-во стало членом ООН и ОАЕ (с 2002 АС).

Обретение независимости создало условия для построения стабильной и развитой церковной структуры. В янв. 1951 г. католический апостолический викариат Басутоленд получил статус еп-ства Масеру; в дек. 1952 г. из него было выделено епископство Лерибе; в янв. 1961 г. епископство Масеру получило статус архиепископства, которое возглавил 1-й епископ из коренного населения Эмануэль Мабатоама, представитель королевской династии, потомок Мошеша I. Одновременно с образованием архиепископства из него было выделено еп-ство Цгачас-Нек.

В 1950 г. был создан самостоятельный англиканский диоцез Басутоленд (с 1966 - Лесото); его 1-й еп. Джон Монд (1951-1976) приложил огромные усилия к сохранению церковного мира в условиях конфронтации последующих десятилетий.

В 1964 г. общины ПЕМО объединились в самостоятельную орг-цию под названием Евангелическая церковь Лесото (ЕЦЛ). Признавая Апостольский Символ веры и Гейдельбергский катехизис, ЕЦЛ стала проводить экуменическую политику. В 1965 г. ЕЦЛ вступила в состав Всемирного Совета Церквей, а затем вошла во Всемирный альянс реформатских церквей (с 2010 Всемирное сообщество реформатских церквей) и во Всеафриканский совет церквей. В том же году был создан Христианский совет Лесото, в состав которого вошли Римско-католическая Церковь, ЕЦЛ, англикан. диоцез Басутоленд, Ассамблеи Бога, Африканская методистская церковь, Методистская церковь Юж. Африки; с 1970 г. ассоциированным членом орг-ции стал Студенческий христианский союз Лесото.

Внутренняя жизнь Л. в 60-х и 70-х гг. XX в. характеризовалась противоборством общественных сил, которые по-разному видели перспективу сотрудничества Л. и ЮАР: ПКБ ставила своей целью максимальное обособление от ЮАР, а НПБ пыталась сохранить с ЮАР тесные связи. В 70-х гг. XX в. конфронтация сопровождалась вооруженной борьбой, мятежами и политическим давлением, что в известной степени сказалось и на религ. жизни. Римско-католическая Церковь активно поддерживала НПБ, считая линию ПКБ «прокоммунистической». В то же время ЕЦЛ, методисты, пятидесятники и все НАЦ склонялись к поддержке ПКБ, видя в ней силу, способную противостоять агрессивной политике ЮАР. Англикан. Церкви в большей степени удавалось оставаться в стороне от политической борьбы; в 1976-1978 гг. ее возглавлял 1-й чернокожий англикан. епископ и известный правозащитник Десмонд Туту.

В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. христ. Церкви продолжали реформы своих образовательных структур. Наибольшего успеха в этом достигла Римско-католическая Церковь, к-рой удалось создать наиболее развитую систему доступного образования: были открыты 18 средних школ, 3 профессионально-технические школы, 4 педагогических колледжа и 8 вузов. В нояб. 1977 г. от католического архиеп-ства Масеру было отделено еп-ство Мохалес-Хук. В 1988 г., во время своего окружного турне по югу Африки, папа Иоанн Павел II нанес пастырский визит в Л., став 1-м Римским понтификом, посетившим страну. В ходе его визита состоялась беатификация миссионера-облата Ж. Жерара.

Встреча папы Римского Франциска с кор. Летсие III. Фотография. 2013 г.
Встреча папы Римского Франциска с кор. Летсие III. Фотография. 2013 г.

Встреча папы Римского Франциска с кор. Летсие III. Фотография. 2013 г.
В янв. 1986 г. в условиях осложнения внутриполитической обстановки в Л. ЮАР прибегла к экономической блокаде страны. В результате гос. переворота 20 янв. 1986 г. в стране к власти пришел Военный совет, запретивший деятельность всех политических партий и общественных орг-ций. На протяжении 7 лет в Л. господствовал недемократический режим, находившийся под постоянным давлением международного сообщества. В 1993 г. демократические институты власти были восстановлены, состоялись парламентские выборы (победу одержала ПКБ; было сформировано правительство во главе с Н. Мохеле). В апр. 1993 г. принята новая Конституция Л. Данные изменения создали благоприятные условия для развития страны. Привлечение иностранных инвестиций привело к экономическому росту; началась реализация проекта по подаче воды на территорию ЮАР. После раскола в рядах ПКБ в стране начался затяжной политический кризис, сопровождавшийся острой межпартийной борьбой. На парламентских выборах 1998 г. подавляющее большинство голосов получила партия «Конгресс Лесото за Демократию» (КЛД; вышла из состава ПКБ в 1997). Однако НПБ и проч. политические силы, проигравшие на выборах, начали вооруженную борьбу против правительства. К кон. 1998 г. организованный оппозицией и военными мятеж был подавлен при помощи регулярных частей ЮАР. В дек. 1998 г. для восстановления конституционного порядка в стране был создан Временный политический орган из представителей 12 партий во главе с лидером КЛД Б. П. Мосисили. Основные христ. орг-ции прилагали значительные усилия к снижению общественной напряженности и усовершенствованию демократических институтов в стране. При активном содействии представителей христ. конфессий были разработаны поправки к конституции, касавшиеся избирательной системы. В мае 2002 г. состоялись очередные парламентские выборы, завершившиеся победой КЛД. В 2007 г. также победил КЛД. Перед выборами в Национальное собрание, прошедшими в мае 2012 г., англикан. еп. Филип Мокуку - председатель Христианского совета Лесото - возглавил переговорный процесс по реорганизации избирательной системы. На выборах 2012 и 2015 гг. победу одержала отколовшаяся от КЛД партия «Демократический конгресс», возглавляемая Мосисили. С марта 2015 г. он занимает пост премьер-министра.

Первое десятилетие ХХI в. ознаменовалось усилением сотрудничества религ. орг-ций страны с гос-вом по вопросам развития социальной сферы. Церкви активно участвуют в программах экономического развития сельских горных районов, что приобрело особую значимость после сильной засухи и голода 2002-2003 гг.; оказывается поддержка действиям правительства в деле преодоления безработицы. Правящий кор. Летсие III (род. 17 июля 1963; король в 1990-1995 и с 1996) и его жена - католики. 7 окт. 2013 г. королевская чета совершила официальный визит в Ватикан, где на приеме у папы Франциска обсуждались вопросы отношений гос-ва и Церкви и свободы вероисповедания.

Лит.: Lagden G. Y., sir. The Basutos: The Mountaineers and Their Country; Being a Narrative of Events Relating to the Tribe from its Formation Early in the 19th Cent. to the Present Day. N. Y., 1910. 2 vol.; Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Юж. Африки. М., 1964; Dove R. Anglican Pioneers in Lesotho: Some Account of the Diocese of Lesotho, 1876-1930. S. l., 1975; Сванидзе И. А. Лесото. Свазиленд. М., 1978; Лесото // Африка: Энцикл. справ. М., 1987. Т. 2. С. 44-50; Winai-Strom G. Migration and Development: Dependence on South Africa: Study of Lesotho. Uppsala, 1987; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19812; Богомолов В. А. Лесото - прошлое и настоящее. М., 1990; Machobane L. B. B. J. Government and Change in Lesotho, 1800-1966: A Study of Political Institutions. Basingstoke, 1990; Documentary History of the Basotho (Lesotho): Ethnographic Archives of the Missionary David Frederic Ellenberger, 1822-1854. Leiden, 1993; Eldredge E. A South African Kingdom: The Pursuit of Security in 19th-Cent. Lesotho. Camb., 1993; idem. Power in Colonial Africa: Conflict and Discourse in Lesotho, 1870-1960. Madison, 2007; Gill S. J. A Short History of Lesotho: From the Late Stone Age Until the 1993 Elections. Lesotho, 1993; The Land the Basotho Lost: The Dispossession of the Basotho Kingdom in the 19th Cent. / B. Johannesson et al. S. l., 1994; Lesotho's Long Journey: Hard Choices at the Crossroads: A Comprehensive Overview of Lesotho's Historical, Social, Economic, and Political Development With a View to the Future / J. Gay et al. Maseru, 1995; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. Grand Rapids; Lawrenceville, 1995; History of the Basuto: Ancient and Modern / Ed. D. F. Ellenberger; written in English J. C. Macgregor. Morija, 1998r; Kimble J. M. Migrant Labour and Colonial Rule in Basutoland, 1890-1930. Grahamstown, 1999; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb., 2000; Fitzgerald E., Lefebvre J. «Go Forth-» (Mark 16:15): A History Covering more than Half a Century of the Ministries, Missions and Missionaries of the Sisters of the Holy Names of Jesus and Mary in Lesotho. Longueuil, 2002; Mohapeloa J. M. Tentative British Imperialism in Lesotho, 1884-1910: A Study in Basotho-Colonial Office Interaction and South Africa's Influence on It. Morija, 2002; Coplan D. B. Land from the Ancestors: Popular Religious Pilgrimage along the South Africa-Lesotho Border // J. of Southern African Studies. L., 2003. Vol. 29. N 4. P. 977-994; Hincks C. W. Quest for Peace: An Ecumenical History of the Church in Lesotho. Morija, 2009; Lesotho: Webster's Timeline History, 1275-2007. San Diego, 2010; Maundeni Z. Political Culture as a Source of Political Instability: The Case of Lesotho // African J. of Political Science and International Relations. Lagos, 2010. Vol. 4. N 1. P. 128-139; Sanders P. Throwing Down White Man: Cape Rule and Misrule in Colonial Lesotho, 1871-1884. Pontypool, 2011; Molapo J. T. Survival in Apartheid South Africa's Shadow: Foreign Policy Analysis of Lesotho, 1966-1993: What Prospects for Small and Landlocked States? Saarbrücken, 2012; Rosenberg S., Weisfelder R. F. Historical Dictionary of Lesotho. Lanham (Maryland), 20132.
Э. Небольсин