Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕОНТИЙ II
40, С. 527-531 опубликовано: 9 июня 2020г.


ЛЕОНТИЙ II

(1110/15-1185), свт. (пам. 14 мая), патриарх Иерусалимский (1174/75/76-1185). Патриаршество Л. пришлось на время господства крестоносцев в Иерусалиме. Правосл. патриархи и епископы были вытеснены со Св. земли, их место заняла лат. церковная иерархия. Архиереи Иерусалимской Церкви нашли убежище в Византии, где более века сохранялось преемство Иерусалимских патриархов в изгнании. Л. был единственным патриархом в изгнании, посетившим Св. землю.

Источники

Известны 2 рукописи с Житием Л.: Patm. 187 (А) (XIII в.) и Patm. 896 (В) (кон. XII - нач. XIII в.), последняя обнаружена на о-ве Патмос в 1964 г. (описание рукописей и сведения о первых изданиях см.: The Life of Leontios. 1993. P. 25-27). Оба манускрипта находятся в б-ке мон-ря во имя св. Иоанна Богослова на Патмосе (см. ст. Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе). Между рукописями есть небольшие различия, заключающиеся в расположении нек-рых частей текста, а также в содержании рассказа об ученике Л. Антонии (Арсении). Несмотря на это, рукописи во многом совпадают и даже содержат одинаковые грамматические и орфографические ошибки. Можно предположить, что либо оба манускрипта переписаны с одного оригинала (неизвестен), либо рукопись А переписана с рукописи В.

Святители Аверкий Иерапольский и Леонтий Иерусалимский. Икона. XIX в. (ЦАК МДА)
Святители Аверкий Иерапольский и Леонтий Иерусалимский. Икона. XIX в. (ЦАК МДА)

Святители Аверкий Иерапольский и Леонтий Иерусалимский. Икона. XIX в. (ЦАК МДА)
На 1-м листе рукописи Patm. 187 (A) в оглавлении указано, что Житие составлено мон. Феодосием из К-поля. Более точные сведения представлены на 1-м листе рукописи, где в оглавлении сообщается, что автор - мон. Феодосий Гудел. Очевидно, это тот же самый человек (Феодосий Византиец), который написал «Похвалу прп. Христодулу» (Patm. 179. Fol. 100). О нем ничего не известно, за исключением того, что он сам сообщает в тексте Жития. Он был младшим современником Л. и знал его лично. Также он был знаком с некоторыми близкими Л. людьми: с Антонием, учеником святителя и буд. игуменом на Патмосе, к-рый и предоставил Феодосию большую часть сведений о жизни Л.; с мон. Иларионом и, вероятно, со свящ. Евлогием, прислуживавшим Л. в К-поле до конца его дней, и др. Житие было составлено по прошествии ок. 20 лет после смерти Л. В «Похвале прп. Христодулу» (см. ст. Христодул Латрин, основатель мон-ря Иоанна Богослова) Феодосий сообщает о себе, что он был учеником Л. Семья Гуделов была довольно известной, некоторые ее члены занимали высокие посты. Цикандил Гудел был родственником имп. Мануила I Комнина. Неизвестно, в каких отношениях состоял с ними автор Жития. Текст может служить источником сведений о политике Византии в отношении крестоносцев на Св. земле, о положении дел на островах Крите и Кипре.

Биография

Согласно Житию, Л. (в крещении Лев) род. в г. Тивериополь (ныне Струмица, Македония). Его родители, чьи имена не названы, были богатыми известными людьми. Когда Л. было 15-17 лет (между 1127 и 1130/31), скончался его отец и юноша решил покинуть родину. Он отправился к другу отца, некоему священнику, к-рому он поведал, что желал бы достичь К-поля. Ночью Л. тайно вышел из дома священника, взяв с собой икону Спасителя, и, поднявшись на гору, просил Господа направить его по нужному пути. Там он пребывал без пищи почти 3 дня, спал обнаженным на терновнике. Л. вернулся в дом священника и наутро отправился в К-поль, не имея ни денег, ни хлеба, уповая лишь на Господа. Дойдя до столицы, Л. зашел в мон-рь Птелидион во имя Божией Матери (эта обитель (Πτελίδιον) в др. источниках не упом.; Р. Жанен (Janin. Églises et monastères. P. 445) отождествляет его с монастырем Птеригион (Πτερύγιον)) и там переоделся в монашеские одежды, но пострига не принимал. В конце Жития автор при перечислении всех церковных должностей, к-рые занимал Л., первой называет должность чтеца. Видимо, как раз в этом мон-ре Л. и стал чтецом, из чего можно сделать вывод, что он получил начальное образование в Тивериополе, хотя специально об этом не говорится. Вначале Л. принял подвиг юродства и терпел насмешки и побои. За свой кроткий нрав и стойкость характера (автор часто подчеркивает эти добродетели, видимо, в назидание молодым монахам) Л. стяжал от Господа дар носить голыми руками горящие угли и ладан (таким же даром обладал Симеон Юродивый (PG. 93. Col. 1709)). Он ходил по городу и кадил встречных людей и иконы, расположенные на перекрестках. В то время Л. не был единственным юродивым в К-поле (после X в. нет данных о святых, которые бы несли подвиг юродства всю жизнь, обычно они становились юродивыми на короткое время для определенных целей).

Вскоре Л. познакомился с епископом Тивериадским (вероятно, его звали Иоанн), жившим в месте под названием Авхинолакк (Aὐχηνολάκκος). Этот топоним из др. источников неизвестен. Издатель Жития полагает, исходя из приводимых в тексте обстоятельств, что это место находилось на азиат. берегу Босфора и там существовал некий мон-рь; однако на Принцевых о-вах известен мон-рь Хинолакк (Χηνολάκκος), что дает повод для дальнейших исследований локализации места жительства наставника Л. Считается, что еп. Тивериадский Иоанн был одним из правосл. архиереев, изгнанных крестоносцами из Палестины (Планк. 2000. С. 186). Став учеником епископа, Л. поменял свой образ жизни, став воплощением 2 добродетелей: дисциплины и полного послушания. Однажды старец поручил Л. какое-то дело в К-поле и велел ему вернуться обратно в тот же день. Л. отправился на послушание, но когда он исполнил его, было уже поздно и никто не соглашался переправить Л. через Босфор. Некий священник пригласил его к себе переночевать, но святой, не желая ослушаться своего духовного отца и впасть в искушение при виде красивых дочерей священника, бросился в море и чудесным образом смог добраться по воде до другого берега.

Примерно после года жизни в К-поле Л. вместе со своим учителем отправился в Палестину, т. к. тот захотел посетить свою епархию. Возможно, эта поездка состоялась между 1128 и 1131 гг. и была связана с успехами Иерусалимского королевства в противостоянии с мусульманами и с относительным миром в последние годы правления кор. Балдуина II Бурского (1118-1131) и в первые годы Фулька Анжуйского (1131-1143). Из-за начавшегося шторма им пришлось остановиться на Патмосе в мон-ре во имя св. Иоанна Богослова. Пробыв там нек-рое время, они поплыли дальше на Кипр, где перезимовали (довольно странно, что поездка состоялась в середине зимы, если только она не была вынужденной из-за неких неизвестных обстоятельств, вынудивших путешественников покинуть К-поль). Весной, перед отправлением на Св. землю, Л. попросил духовного отца отпустить его на Патмос, т. к. ему очень понравился образ жизни подвизавшихся там монахов. Епископ согласился, однако Л. провел на Кипре еще 2 года (1130-1132). Возможно, автору были известны причины этого, но он не хотел сообщать о них в Житии. Поводом для задержки могли послужить проблемы со светскими или церковными властями.

На Патмосе духовником Л. стал игум. Феоктист (в актах мон-ря ап. Иоанна Богослова настоятели именуются кафигуменами), повелевший Л. проводить время в молитвах в своей келье и не общаться с др. братьями. Помимо служб послушник должен был изучить свод правил, составленный прп. Христодулом. Л. горячо молился, проливал обильные слезы и избивал себя ремнем с гвоздями. Он тайно ходил на братское кладбище и, раздевшись, ложился в чью-нибудь могилу, чтобы всегда иметь смертную память (подобные практики характерны для вост. пустынного монашества раннего периода, но не для XII в.; стоит отметить, что как раз в это время в некоторых зап. мон-рях начинается практика самобичевания, впосл. отразившаяся в движении флагеллантов). Л. был еще безбородым юношей 17-18 лет. Принятие в мон-рь столь молодого человека противоречило правилам прп. Христодула, согласно к-рым в мон-рь запрещался вход женщинам, юношам и неженатым мужчинам с женщинами и детьми, евнухам и даже животным жен. пола.

Феоктист назначил Л. помощником экклесиарха. Поскольку Л. проводил все ночи без сна и жестоко истязал свое тело, во время служб он дремал, облокотившись на стену. Игумен, замечая это, бил его в грудь, так что тот ударялся головой о стену и просыпался. Когда Феоктист узнал об истязаниях, к-рым Л. подвергал себя, то перестал его будить. Решив испытать смирение нового послушника, он то назначал Л. экклесиархом, то низводил до низших чинов. Однако Л. смиренно принимал волю игумена.

Видимо, Л. часто посещал монастырскую б-ку, стремясь расширить свои познания в богословии, нет информации о том, что кто-то его обучал. По словам автора, дар богословских рассуждений Л. получил чудесным образом: однажды во время ночного бдения святой увидел руку, протягивающую ему хлеб, и услышал повеление съесть этот хлеб, после чего он получил способность свободно рассуждать на богословские темы.

Также Л. решил насколько возможно отказаться от пищи. Во время общих трапез он набирал пищу в рот, не глотая, выплевывал в рукав и отдавал птицам и домашним животным. Заметив усердие Л., игумен решил постричь его в монахи и рукоположить во священники. Через неск. лет после пострига и рукоположения Феоктист назначил его икономом. Несмотря на большое количество обязанностей, Л. продолжал ночные бдения и истязания тела. Спал он лишь один час на рассвете. Л. прославился мн. чудесами. Однажды по его молитве от смертельной болезни исцелился игумен, после чего Феоктист, видя, какую милость Л. приобрел у Бога, просил его стать во главе обители, но получил отказ. Будучи икономом, Л. много ездил для устроения монастырских дел, бывая в К-поле и на Крите, откуда мон-рю поставлялся хлеб.

Незадолго до смерти игум. Феоктиста Л. был в К-поле, посетил монастырь прп. Даниила Столпника и захотел там остаться навсегда. Однако перед смертью игум. Феоктист оставил письменное уведомление, что он назначает своим преемником Л. Тот долго сокрушался и не хотел принимать новые обязанности, но согласился встать во главе обители (в 1157-1158). Основной задачей Л. как игумена было поддержание строгой дисциплины. Большая часть Жития посвящена дисциплинарным вопросам, характерным для того периода.

Во время игуменства Л. прекратились набеги пиратов на остров. Однажды в мон-рь явились морские разбойники и им не понравилась предложенная еда, они стали выражать свое недовольство. Л. призвал на помощь ап. Иоанна Богослова, и вскоре корабль пиратов попал в шторм и пошел ко дну. Известно о прозорливости Л. и его даре принимать искушения др. человека на себя. Его ближайший ученик Антоний ежедневно исповедовал Л. помыслы. Как-то раз он был откровенен не до конца, сочтя свои мысли незначительными, но Л. чудесным образом узнал то, что хотел утаить Антоний. Однажды на Антония напало искушение осуждения Пресв. Богородицы, Л. положил руку ученика себе на шею и помолился, после чего искушение оставило Антония. По его молитве у бездетной четы родилась дочь, названная в честь святого,- Леонто.

В нояб. 1171 г. на Патмосе Л. тяжело заболел и готовился к кончине, но Господь открыл ему, что дарует еще 13 с половиной лет жизни по числу дней его болезни. Осенью 1172 г. Л. отправился к императору с прошением о восстановлении содержания мон-ря, к-рый перестал получать довольствие с Крита. Он познакомился с великим друнгарием и обрел его покровительство при дворе. Вероятно, их сблизили антилат. взгляды. Друнгарий представил Л. имп. Мануилу I Комнину (1143-1180). Несмотря на свою пролат. позицию, император оценил характер и образованность Л. и предложил ему занять на выбор одну из вдовствовавших епископских кафедр: Киевскую митрополию или Кипрскую архиепископию (между 1172 и апр. 1176). Однако Л. отказался, несмотря на увещевания Антония и др. учеников, к-рые надеялись, что это будет выгодно мон-рю. Л. было откровение, что он станет патриархом, и действительно ему была предложена Иерусалимская кафедра (1176). Иерусалим находился под властью крестоносцев, там располагалась резиденция лат. прелата, поэтому речь об исполнении архипастырского служения на Св. земле не шла. Дав согласие на Патриаршество, Л. назначил Антония икономом на Патмосе и предсказал ему, что он станет игуменом.

Летом 1177 г. Л. отправился в Палестину по личной инициативе, вероятно намереваясь завершить паломничество, начатое ок. 45 лет назад. Он остановился в прибрежном г. Акко, где совершил множество чудес и исцелений. Пройдя Назарет, Л. со спутниками пришел в Иерусалим и посетил храм Гроба Господня, стараясь не привлекать к себе внимание во избежание конфликтов с латинянами. Однако о его пребывании в Иерусалиме стало известно благодаря совершённому им чуду: по его молитвам пошел долгожданный дождь. К святому стал приходить народ. О его присутствии узнал лат. Иерусалимский патриарх и подослал к нему убийц. Но Господь ослепил их, и они не смогли найти вход в жилище Л.

Патриарх Иерусалимский Л. был единственным предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви, к-рый в то время попытался осуществить пастырское служение на Св. земле. Он не был допущен лат. властями к служению в храме Гроба Господня и мог посещать его лишь как простой паломник. Эмир Дамаска (в Житии не назван по имени, но это, несомненно, Салах-ад-Дин) предлагал Л. поселиться в его владениях, обещая передать ему кафедральный собор Дамаска и назначить денежное содержание, но патриарх отклонил это приглашение. Только уступив призывам имп. Мануила I Комнина к возвращению и не желая провоцировать межконфессиональные столкновения в Палестине, Л. вернулся в К-поль (летом 1178) (Из жизни патриарха Леонтия. 1889. С. XXV-XXXVII; Планк. 2000. С. 187-188). По пути Л. из Палестины на Родос случился шторм, во время которого шлюпку с людьми унесло в море. Л. помолился и предсказал, что с пропавшими не случится ничего плохого. Не все ему поверили, однако его предсказание в точности сбылось. Известие об этом дошло до имп. Мануила, и по прибытии Л. в столицу он встретил святого очень тепло.

Оставшиеся 7 лет жизни Л. провел в К-поле, поддерживая связи с мон-рем на Патмосе. Антоний просил Л. обратиться к императору с ходатайством о выдаче Патмосскому мон-рю хрисовула для облегчения налогов. Но Л. отказал ему, предсказав, что он получит хрисовул после смерти самого Л. и императора. Так и случилось при имп. Исааке II Ангеле. У Антония на языке появился нарост, мешавший ему говорить и есть. Врачи советовали ему сделать операцию, но Л. приказал ученику стать на время его канонархом, и после исполнения послушания болезнь отступила. Еще он рассказал Антонию о 2 монахах, к-рые вели на Патмосе пагубный образ жизни. Также Л. стяжал от Бога дар повелевать ангелами. Когда патриарх Антиохийский Кирилл I (II) был при смерти, у его одра собралось множество архиереев, в т. ч. К-польский патриарх Феодосий I Ворадиот и Л. Агония умирающего длилась 6 дней, но душа не могла покинуть тело. Л. повелел ангелу Господню поскорее забрать душу патриарха, чтобы прекратить страдания, и ангел его послушался.

Л. сохранил принципиальность до конца своих дней. Он был одним из немногих архиереев, кто после смерти Мануила I выступал против организованного имп. Андроником I Комнином брака между его дочерью Ириной и незаконнорожденным сыном Мануила Алексеем (авг./сент. 1183).

По прошествии дарованных Богом 13 с половиной лет свт. Л. заболел и 14 мая 1185 г. отошел ко Господу. Те, кто были с ним в его смертный час, положили его тело в деревянную гробницу и оставили ее в храме Архангелов в мон-ре Стиру. Этот мон-рь служил резиденцией Иерусалимских патриархов и, по мнению Жанена (Janin. Eglises et monasteres. P. 395), располагался недалеко от Аркадиан. Ученики Л., в особенности Евлогий, захотели запечатлеть образ учителя и пригласили художника, но тому не удавалось передать черты лица святого, т. к. оно постоянно менялось, будто бы Л. смиренно избегал создания своего изображения для почитания.

Гробницу святого поставили на черепки, чтобы они поглощали неприятный запах, исходивший от тела. Однако на 4-й день, несмотря на то что гробница представляла собой 2 вложенных один в другой деревянных саркофага, из нее, будто бы из свежей раны, вытекла кровь, источающая аромат. Когда об этом узнал император Андроник, он велел соорудить новую подобающую гробницу.

История написания Жития

Феодосий Гудел был насельником мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе, однако Житие написано в др. месте. В тексте есть указание на то, что Феодосий отсутствовал в мон-ре во время тяжелой болезни Л. (нояб. 1171). Антоний, ближайший ученик святого, информировал Феодосия. Житие явно было написано для чтения вслух перед аудиторией, незнакомой с патмосскими реалиями, т. к. в тексте содержатся подробности (описание окрестностей мон-ря и т. п.), к-рые были хорошо известны местным жителям. Можно предположить, что Феодосий написал Житие, находясь либо на одном из подворий мон-ря, напр. на Крите, либо в К-поле. Возможно, автор сам происходил из К-поля, т. к. он хорошо знает город и разбирается в политической ситуации, подробно рассказывает о великом друнгарии. Автор явно хорошо осведомлен о жизни Л. в К-поле после его возвращения из Палестины. Создается впечатление, что он присутствовал при некоторых ситуациях, напр. при разговоре Антония и Л. о 2 заблудших монахах (Феодосий довольно подробно описывает собственную реакцию и реакцию Антония на это). Можно предположить, что Феодосий был вместе с Л. в К-поле в течение последних лет жизни святого (между 1178 и 1185).

В рассказе о великом друнгарии Феодосий сообщает, что одна из его дочерей была женой бывш. императора (Алексея III Ангела (1195-1203)); значит, текст был составлен после июля 1203 г., когда император был свергнут участниками 4-го крестового похода. В тексте нет указаний на падение К-поля в 1204 г. Но также автор, повествуя о пребывании Л. на Кипре, не сообщает о том, что остров находился под властью Лузиньянов, или о поездке Л. на Св. землю, не упоминает и о захвате Иерусалима Саллах-ад-Дином в 1187 г. Возможно, текст Жития был составлен позже, в 1205 или 1206 г., т. к. Феодосий говорит об игуменстве Антония в прошедшем времени (с 1206 новый игумен).

Текст Жития составлен по агиографическим канонам того времени (можно отметить ряд общих мест). Несмотря на ряд грамматических и синтаксических ошибок, Феодосий стремится к высокому стилю изложения, цитирует Свящ. Писание и творения св. отцов. Повествование содержит прямую речь с использованием разговорных выражений, шуток и т. п. Эти элементы делают текст естественным и живым, интересным для чтения. Феодосий был человеком образованным, но его эрудиция ограничена произведениями классических авторов.

В тексте нет точной датировки событий жизни Л. Автор сообщает, что Л., прибыв в мон-рь на Патмосе, был еще безбородым, следов., ему было 17-18 лет. Скончался он, по сообщению Жития, будучи глубоким старцем. Зная, что это произошло в 1185 г., и предполагая, что указанный в Житии возраст ок. 70-75 лет, можно считать, что Л. род. между 1110 и 1115 гг. Монахом он стал вскоре после назначения Феоктиста игуменом в 1127/28 г., скорее всего ок. 1132 г. Столь молодой возраст Л. при поступлении в мон-рь говорит о том, что в К-поле он оставался недолго, около года, между 1127 и 1130/31 гг.

Сочинения

Известно, что Л. несомненно был автором соч. «Главы о Святой Троице» (Κεφάλαια περ τῆς ῾Αγίας Τριάδος). Также ему приписывают соч. «О разных видах любви» (Περ διαφορᾶς ἔρωτος). Оба произведения сохранились в Patm. 187. Fol. 54a - 58b, 58b - 59b и были опубликованы вместе с его Житием.

В «Главах о Святой Троице» речь идет о словах из Евангелия «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28), к-рые в XII в. широко обсуждались и были рассмотрены на К-польском Соборе 1166 г. Л., отвергая еретические толкования, цитирует св. отцов: прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста и свт. Кирилла Александрийского, но не выдвигает оригинальных доводов. Из-за этого сочинения Л. принято считать представителем антилат. взглядов.

Произведение «О разных видах любви» в рукописи идет сразу же за первым без к.-л. разделительных знаков, как его продолжение. Но его содержание касается другого вопроса: в тексте идет речь о 2 видах любви - земной и небесной, из чего следует, что это отдельное сочинение. Нет явных указаний, что оно принадлежит Л. Возможно, это вступление к какому-то более объемному произведению, но подтверждения подобной т. зр. не найдены.

Почитание и иконография

В кафоликоне мон-ря на Патмосе есть придел, посвященный Пресв. Деве Марии, к-рый изначально мог быть посвящен Л., т. к. его росписи имеют нек-рые особенности. На сев. и юж. стенах изображены 9 патриархов Иерусалимской Церкви в полный рост, из к-рых 1 или 2 можно идентифицировать как Л. Но поскольку фрески сильно повреждены, об этом нельзя говорить с полной уверенностью. На одной фреске на зап. стене патриарх (возможно, Л.) представлен как источник мудрости: святитель сидит за столом и касается рукой пюпитра, на котором лежит книга. Из верхней части пюпитра изливаются 3 потока воды, и неск. изображенных людей пьют эту воду, что символизирует мудрость и ораторское искусство Л. О красноречии святого свидетельствует и эпизод в Житии, когда на Крите некий юродивый назвал Л. златоустом.

На южной стене есть анонимное (из-за поврежденной надписи) изображение патриарха сразу за алтарной преградой. На этом месте, как правило, изображался святой, которому посвящен придел. Если посвящение Л. действительно имело место, то образ святителя должен быть еще и в арке над южным входом, где сейчас обнаруживается слой росписи XVIII в. с изображением неизвестной святой.

Единственным человеком, кто мог бы посвятить часовню Л., является его ученик Антоний (игумен в сер. 80-х гг. XII в.- 1203/1206), начавший т. о. традицию почитания Л. как святого.

Археологи говорят о 2 этапах строительства в мон-ре: 1-й в посл. четв. XI в. связан с именем основателя мон-ря, прп. Христодула; 2-й относится к XII в.

Ист.: Из жизни патриарха Леонтия // Иоанна Фоки сказание вкратце… СПб., 1889. С. XXV-XXXVII. (ППС; Т. 8. Вып. 2(23)); The Life of Leontios Patriarch of Jerusalem / Text, transl., comment. D. Tsougarakis. Leiden; N. Y.; Köln, 1993.
Лит.: Планк П., свящ. Правосл. христиане Св. Земли во времена крестовых походов (1099-1187) // АиО. 2000. № 4(26). С. 180-191.
Е. М. Беленькая
Ключевые слова:
Патриархи Иерусалимские Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Иконография святителей Леонтий II (1110/15-1185), святитель (пам. 14 мая), патриарх Иерусалимский (1174/75/76-1185)
См.также:
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)
ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год)
ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)