(† 3.07.683, Рим), св. (пам. зап. 3 июля), папа Римский (избран в янв. 681, рукоположен 17 авг. 682). Сведений о жизни Л. до избрания на Папский престол практически не сохранилось. В жизнеописании в Liber Pontificalis (LP. T. 1. P. 359-360) упомянуто имя его отца - Павел. Известно, что Л. происходил с о-ва Сицилия и знал греч. язык; вероятно, понтифик, как и его предшественник на Римской кафедре свт. Агафон (678-681), был сицилийским греком. Среди достоинств Л. биограф называет богословскую образованность, дар учительства, аскетизм и способность к церковному пению (в лит-ре встречается предположение, что Л. был главой певч. школы (schola cantorum) при Латеранской базилике (Susi. 2005), однако в источниках к.-л. сведения об этом отсутствуют).
Л. избрали на Римскую кафедру вскоре после смерти свт. Агафона (10 янв. 681), активного участника богословских дискуссий о волях во Христе. 7 нояб. 680 г. визант. имп. св. Константином IV (668-685) был созван Вселенский VI Собор, целью которого было разрешение спора между монофелитами и дифелитами (подробнее см. статьи Воля, Монофелитство). Папа Агафон являлся сторонником правосл. учения о двух волях во Христе; на Соборе его активно защищали папские легаты - пресвитеры Феодор и Георгий и диак. Иоанн. Когда в К-поле стало известно об избрании на Папский престол Л. (10 марта 681), основные защитники монофелитства (патриарх Антиохийский Макарий I и его ученик мон. Стефан) были уже осуждены. 13 дек. 681 г. имп. Константин IV отправил послание Л., признавая, т. о., законность его избрания на Римскую кафедру. В послании император сообщил понтифику о соборных решениях, отметив особую роль свт. Агафона в организации Собора (ACO II. Vol. 2 (2). P. 894-897; ДВС. Т. 4. С. 254-257). Кроме того, имп. Константин IV упомянул о послании папы и созванного им в Риме Собора (27 марта 680), в котором содержалось учение о двух волях и двух действиях во Христе (см.: CPL, N 1737; CPG, N 9418; ACO II. Vol. 2 (1). P. 122-159); по утверждению императора, сравнив текст с определениями др. Соборов и со свидетельствами св. отцов, участники VI Вселенского Собора, «не найдя в послании ничего несогласного, признали в нем неповрежденное слово истинного исповедания». Константин IV просил Л. искоренить ересь монофелитов, приняв окончательное решение относительно патриарха Макария и его сторонников, а также направить в К-поль своего апокрисиария, который должен был выражать мнение понтифика по догматическим и каноническим вопросам.
Папские легаты вернулись в Рим в мае или июне 682 г. Рукоположение Л. во епископа было совершено 17 авг. Андреем, еп. Остии, Иоанном, еп. Порто, и Плацентином, еп. Веллетри (LP. T. 1. P. 360). В ответном послании имп. Константину IV (ACO II. Vol. 2 (2). P. 866-884; ДВС. Т. 4. С. 257-265) папа утвердил соборные решения и анафематствовал осужденных на Соборе патриархов К-польских Сергия I, Пирра, Павла II и Петра, патриарха Александрийского Кира, патриарха Антиохийского Макария I, мон. Стефана, архим. Полихрония и папу Римского Гонория I (625-638), который являлся сторонником формулы «единая воля Господа» (ἓν θέλημα τοῦ Κυρίου). По словам Л., Гонорий «не просветил сей Апостольский престол учением апостольского Предания, но старался гнусным предательством опорочить непорочную веру».
В кон. 682 г. Л. обратился с посланием к епископам Испании, к которому прилагались акты VI Вселенского Собора на греч. и лат. языках с просьбой рассмотреть эти документы и созвать общеиспан. Собор для их одобрения. Сходные послания были отправлены комиту (графу) Симплицию и Кирику, еп. Толета (ныне Толедо). В этих посланиях Л. осуждал папу Гонория I, избегая резких выражений: так, в письме испанским епископам говорилось лишь о его невнимательности к делам веры, однако в послании вестгот. кор. Эрвигу (680-687) Л. обвинил Гонория I в осквернении Папского престола неправедным учением. В нояб. 684 г. акты VI Вселенского Собора, папские послания и «Апология веры» (Apologeticum fidei) св. Иулиана, преемника еп. Кирика, содержащая критику монофелитства, были утверждены XIV Толедским Собором. В состав «Liber Diurnus» входит послание понтифика, в котором он исповедует веру первых 6 Вселенских Соборов; особое внимание Л. уделил изложению учения о двух природных волях (duas naturales voluntates) и о двух природных действиях (duas naturales operationes) и осуждению лидеров монофелитства (Liber diurnus Romanorum pontificum / Ed. Th. Sickel. W., 1889. P. 93-103). Л. восстановил в церковном общении к-польских клириков пресв. Анастасия и диак. Леонтия, которые были подвергнуты прещениям как сторонники патриарха Макария Антиохийского. Оба клирика явились в Рим, где засвидетельствовали согласие с решениями VI Вселенского Собора.
При Л. был урегулирован конфликт с Равеннской кафедрой, автокефалию к-рой утвердил в 666 г. визант. имп. Констант II Погонат (641-668); архиепископ Равенны рукополагался епископами-суффраганами без участия папы Римского. На Римском Соборе 680 г. Равеннский архиеп. Феодор признал юрисдикцию папы Римского. При Л. были выработаны окончательные условия соглашения: архиепископ получал посвящение в Риме и подписывал ряд документов, в т. ч. indiculum (клятва верности папе как преемнику ап. Петра), однако ему вменялось в обязанность пребывать в городе более 8 дней и потом лично являться в Рим подобно др. епископам-суффраганам; архиепископ имел право отправлять в Рим ко дню св. ап. Петра своего представителя в сане пресвитера (Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 124). Согласно Liber Pontificalis, подчинение Равенны Риму произошло «по приказу милостивейшего императора» (jussione clementissimi principis - LP. T. 1. P. 360); это дает основание полагать, что решение об отмене автокефалии было принято имп. Константином IV. Однако при папе Константине (708-715) конфликт между Римом и Равенной вновь возобновился.
22 февр. 683 г. Л. освятил ц. ап. Павла близ ц. св. Вивианы (Санта-Бибиана), куда перенесли мощи рим. мучеников Симплиция, Фаустина и Беатрисы (LP. T. 1. P. 360); считается, что в понтификат Л. была также построена ц. вмч. Георгия в Велабро (Сан-Джорджо-ин-Велабро); общий план этой церкви (3-нефная базилика, разделенная 2 рядами по 6 колонн) действительно восходит к VII в. (см.: Krautheimer. 1937; Webb. 2001; Claussen. 2002-2010). 27 июня 683 г. Л. рукоположил 23 епископа, 9 пресвитеров и 3 диакона.
Погребен в Ватиканской базилике.