[Лат. Cunibertus, Chuneberctus; нем. Kunibert] (между 590 и 600 - ок. 663), св. (пам. зап. 12 нояб.), еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия). Сведения о К. сохранились в «Хронике» Псевдо-Фредегария, составленной при жизни святого, а также в постановлениях галльских церковных Соборов, грамотах и др. источниках. Не ранее X в. были составлены 2 Жития К., одно из к-рых сохранилось в 3 версиях (BHL, N 2014-2017).
К. принадлежал к знатному роду рипуарских франков. В 1-й версии Жития сообщается о происхождении святого из «Мозельской провинции» (ex provincia Mosalensi - Vita sancti Cuniberti. 1886. P. 244), т. е., вероятно, из области между городами Треверы (ныне Трир, Германия) и Меттис (ныне Мец, Франция). Имя отца К., Краллон, может свидетельствовать о связи его семьи с населенным пунктом на месте совр. Керлен-ле-Сьерк (деп. Мозель, Франция) (Müller. Kunibert von Köln. 1991. S. 7-8).
После того как в 613 г. Австразия была захвачена кор. Нейстрии Хлотарем II, К. воспитывался при королевском дворе в Меттисе, затем получил образование в соборной школе в Треверах и стал архидиаконом Треверской архиепископской кафедры. Став при поддержке местной знати королем Австразии, Дагоберт I (623-638/9), сын Хлотаря II, способствовал избранию К. на епископскую кафедру Колонии. Рукоположение состоялось 25 сент. 623 г.; вскоре после этого, согласно Житию, К. обрел и перенес в Треверы мощи мц. Урсулы. К. присутствовал на синодах франк. епископов в Ремах (ныне Реймс, Франция) (625) и Клиппиаке (ныне Клиши, Франция) (626/7). На последнем были приняты 28 канонов, регулировавших вопросы собственности епископа (2-е прав.), переход клириков в др. город или провинцию (14-е прав.), процедуру обжалования клириком решения своего епископа (6-е прав). 1-е прав. содержит запрет клирикам заниматься ростовщичеством (Concilia Galliae, A. 511 - A. 695 / Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 291-297. (CCSL; 148A)). В грамоте Дагоберта I от 21 сент. 628 г. К. вместе с майордомом Пипином Старшим и св. Арнульфом, еп. Меттиса, упомянут среди ближайших советников короля (procerum nostrorum - Die Urkunden. 2001. Tl. 1. S. 83). В подложных грамотах Дагоберта I К. назван главой королевской канцелярии (archicancellarius - Ibid. S. 155, 158). К. был 1-м епископом Колонии, которому удалось установить тесные связи с майордомами Австразии. В правление Дагоберта I епископ принял участие в создании важного памятника германского права - «Рипуарской правды» (Lex Ribuaria), что свидетельствовало о росте политического значения кафедры Колонии. В 633 или 634 г. К. и герц. Адальгизил стали регентами при Сигиберте III, 3-летнем сыне Дагоберта I, к-рому отец передал Австразию.
Сведения о деятельности К. как епископа Колонии немногочисленны. По свидетельству св. Бонифация (Винфрида), кор. Дагоберт I передал диоцезу Колонии крепость Ультраект (ныне Утрехт, Нидерланды), к-рая должна была стать центром проповеди христианства среди фризов. Однако, как сообщал Бонифаций, К. и его преемники пренебрегали этой возможностью (Bonifatius. Ep. 109 // Die Briefe des hl. Bonifatius und Lullus / Hrsg. M. Tangl. B., 1916. S. 235. (MGH. EpSel; 1)). Высказывалось мнение, что ц. св. Климента, еп. Римского, построенная К. в Колонии, была задумана как центр миссионерской деятельности в сев. и сев.-вост. частях диоцеза (Ewig. 1979; Müller. 1987), но эта гипотеза является спорной (см.: Усков. 2001. С. 112). Некоторые исследователи полагают, что К. основал при этой церкви монастырь (monasterium) (Crusius. 1995), однако убедительных доказательств эта гипотеза не имеет. О существовании монашеской общины (monasterium) при ц. св. Климента впервые сообщается лишь в грамоте кор. Лотаря II от 866 г. (MGH. Dipl. Kar. T. 3. P. 425. N 25). Высказывалось также необоснованное предположение, что К. был связан с ирландскими монахами, переселившимися в королевство франков (см.: Prinz. 1988. S. 543).
После смерти кор. Дагоберта I К. заключил договор с Пипином Старшим, которому была возвращена должность майордома. Вместе с Пипином и его сыном Гримоальдом К., к-рому удалось привлечь на свою сторону местную знать, управлял Австразией до совершеннолетия кор. Сигиберта III. К. и Пипин представляли интересы Сигиберта III на переговорах с вдовой Дагоберта I Нантильдой и майордомом Нейстрии и Бургундии Эгой в Компендии (ныне Компьень). Во время встречи обсуждался вопрос о разделе владений и казны умершего короля; 1/3 казны перешла к кор. Сигиберту (Fredegarii Scholastici Chronica. IV 85 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 163-164). В 40-х гг. VII в. епископ выступил свидетелем привилегий, пожалованных Сигибертом III мон-рям Конгидун (ныне Кюньон, Бельгия), Стабул (ныне Ставло, Бельгия) и Мальмундарий (ныне Мальмеди, Бельгия) (Die Urkunden. 2001. S. 202-207). Высказывалось предположение, что К. был инициатором этих пожалований, хотя упоминание о епископе скорее всего свидетельствует лишь о его значимости в качестве королевского советника и регента (Prinz. 1988. S. 144, 169).
Согласно Житиям, К. был погребен в построенной им ц. св. Климента. С IX в. известно о его почитании в архиепископстве Кёльн и на прилегающих территориях. Поминовение святого указано в мартирологах Вандальберта Прюмского (2-я четв. IX в.- MGH. Poet. T. 2. P. 599) и Узуарда, а также в местных календарях X в. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 3. S. 1488-1489. (MGH. Libri memoriales; 2/3)). В 1168 г. в ц. св. Климента состоялось открытие мощей К.; к этому времени при церкви существовал капитул секулярных каноников. С 1210 г. на месте старой церкви велось строительство 3-нефного романского храма во имя К., торжественное освящение которого состоялось в 1247 г. Во время секуляризации в 1802 г. капитул был распущен, церковь передана приходу. Тогда же была утрачена драгоценная рака, в которой хранились мощи святого; в наст. время мощи находятся в неоготической раке, созданной в 1869 г. Церковь подверглась значительным разрушениям во время второй мировой войны. Хор и главный неф были восстановлены к 1955 г., полностью реставрационные работы завершили в 1985 г. В 1998 г. папа Римский Иоанн Павел II присвоил церкви статус малой базилики. Память К. внесена в Римский мартиролог; поминовение святого совершается в диоцезах Кёльн и Трир.