Красноильская икона Божией Матери. 50-е гг. ХХ в. (ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в пос. Красноильск Черновицкой обл.)
Красноильская икона Божией Матери. 50-е гг. ХХ в. (ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в пос. Красноильск Черновицкой обл.) Чудотворный местночтимый образ в пос. Красноильск Сторожинецкого р-на Черновицкой обл. (Украина). К. и. была написана в 50-х гг. XX в. любителем-иконописцем из Красноильска. О создателе образа известно, что он был рус. переселенцем по фамилии Смирнов, работал на Красноильском деревообрабатывающем комбинате. Мн. верующие охотно обращались к нему с просьбой написать икону, в т. ч. потому, что иконописец часто не брал плату за труд, работая во славу Божию. Правосл. семья Андроника Истратия заказала у Смирнова парные образы Спасителя и Божией Матери в дар семье Михаила Митрика. От старших Митриков иконы перешли к их детям. В 1995 г., накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, жена Константина Михайловича Митрика заметила на лике Пресв. Богородицы у левого глаза выступившую влагу, напоминающую слезу. В последующие дни течение слез усилилось, и супруги приняли решение отнести икону в храм. Во вторник Светлой седмицы настоятель красноильской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи прот. Василий Павленко принял икону, отслужил перед ней молебен. На время ожидания решения об иконе епархиального начальства протоиерей поместил слезоточивый образ в алтарь. 12 мая 1995 г. было замечено обильное выделение благоуханного мира от лика Богомладенца: оно пропитало икону насквозь, так что на оборотной стороне повторился контур лика Спасителя. С этого времени фиксируются первые исцеления от иконы.
В 1996 г., после проведения экспертизы чудес от иконы, она была прославлена Онуфрием (Березовским), архиеп. Черновицким и Буковинским (ныне Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины). Решением Синода УПЦ икона была признана чудотворной с установлением ей празднования на епархиальном уровне в пятницу Светлой седмицы. В этот день устраивается торжественный крестный ход, а дорога, по к-рой он проходит, устилается цветами.
Икона написана темперными красками на картонной основе (38×52 см). Несмотря на нек-рую безыскусную наивность в живописи, свойственную непрофессиональной руке, заметно то, с каким старанием мастер следовал оригиналу и в рисунке, и в передаче цветовых соотношений. Образцом для иконописца, вероятно, была литография (известно о хромолитографиях румын. печати, распространенных на Буковине в кон. ХIХ - нач. XX в.), представлявшая один из многочисленных вариантов иконографии «Одигитрия», который возник под влиянием итало-критской живописи. Его характерной чертой является наличие державы в руке Младенца Христа. Богомладенец сидит на левой руке Богородицы, Она слегка склоняется к Сыну, нежно придерживая Его правой рукой. Фронтальная поза Иисуса Христа, благословляющего высоко поднятой десницей, придает Его фигуре царственную значительность. К близким примерам такой иконографии можно отнести, напр., Византийскую икону Божией Матери, с кон. XVIII в. входившую в состав Свода икон Божией Матери.
В наст. время икона находится в центре храма Рождества св. Иоанна Предтечи в киотце, под киворием, сооруженным усердием прихожан в 1996 г. Первоначальную деревянную ризу в 1998 г. заменили ризой из металла; на ее нижнем поле находится небольшая табличка с надписью на румын. языке: «ICOANA FĂCĂTOARE DE MINUNI A MAICII DOMNULUI DIN CRASNA» (чудотворная икона Божией Матери Красноильская). Образ украшен драгоценными привесами - приношениями благодарных христиан.
Лит.: Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный), Д. Г. Юревич. К., 20052. Ч. 1. С. 218-221; Электр. ресурсы: iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&Itemid=3&catid=246&func=viewcategory; ukrainaincognita.com/ru/karpaty/krasnoylsk; www.vsemisto.info/turysm/1814-zaplakala-lechebnaja-icona.
Э. В. Шевченко