(Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского (Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» (Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же).
В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты (Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).
До сер. XVI в. все постройки К. м. были деревянными. 23 апр. 1559 г. по инициативе игум. Исаии (Шапошникова) над местом погребения прп. Никиты был заложен, а в 1565 г. освящен каменный 5-главый 4-столпный 3-абсидный Богоявленский собор. Вероятно, его возводили ростовские мастера. Одним из главных жертвователей на строительство был кн. Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Иоанна IV Васильевича. В 1569 г. кн. Владимир Андреевич, проезжая через Кострому, посетил К. м. В том же году князя убили в Александровой слободе по приказу царя Иоанна Грозного. Царский гнев обрушился и на иноков монастыря: значительная часть братии во главе с игум. Исаией была казнена в 1570 г. Игум. Исаия погребен в подклете собора.
В Смутное время, в кон. 1608 г., отряды Лжедмитрия II во главе с А. Ю. Лисовским во время захвата Костромы осадили мон-рь. 30 дек. захватчики ворвались в К. м., разграбили и разгромили обитель, погибли 13 иноков, 5 монастырских служебников и 38 монастырских крестьян. Впоследствии насельники вплоть до революции 1917 г. ежегодно 30 дек. поминали погибших защитников обители. В 2004 г. преподобномученики иеромонахи Трифиллий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, монахи Варлаам, Дионисий, Иов, Иродион, Симеон, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий были включены в Собор Костромских святых.
По окончании Смутного времени значение К. м. стало быстро расти. В сент. и окт. 1619 г. обитель дважды посетили царь Михаил Феодорович Романов и царица-инокиня Марфа, совершавшие по случаю освобождения из польского плена патриарха Филарета (Романова) благодарственное паломничество в Макариев Унженский монастырь. Царь Михаил Феодорович пожаловал к чтимому образу Богоявления 2 «золотых угорских» (венг. монеты), а инокиня Марфа - ведро церковного вина «да [наперсный] крест золотой, а на нем распятие, а во главе Спас Нерукотворенный, да на пробою два жемчуга бурминских» (Там же. С. 295).
С нач. XVII в. монастырю покровительствовали владевшие в Костромском крае многочисленными вотчинами бояре Салтыковы, основавшие в обители родовое кладбище. Первым из Салтыковых в подклете Богоявленского собора был похоронен окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил; † 1608), затем его сыновья - бояре Борис Михайлович († 1644) и Михаил Михайлович († 1671), пользовавшиеся из-за родства с царем большим влиянием при дворе Михаила Феодоровича, его внук - Петр Михайлович († 1690), и правнук - стольник Федор Петрович († 1662), убитый в Москве во время стрелецкого бунта, и др.
Салтыковы, игравшие важную роль при первых Романовых, заботились о благоустройстве монастыря. На протяжении XVII в. каменное строительство в К. м. велось в основном на их средства. Уже в первые годы XVII в. вокруг Богоявленского собора с 3 сторон возвели крытую галерею, а с сев. стороны был пристроен одноглавый придел свт. Николая Чудотворца. Одновременно в К. м. была построена и 8 мая 1610 г. сщмч. Ермогеном, патриархом Московским и всея Руси, освящена 5-главая церковь во имя ап. Иоанна Богослова. В 1607-1618 гг. была возведена 3-этажная 2-главая Трехсвятительская (позднее - Сретенская) ц., а в 20-х гг. XVII в. построена высокая столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе. В 1642-1648 гг. вокруг К. м. вместо деревянных выстроили каменные стены с 6 башнями, превратившие обитель в мощную крепость. В числе основных вкладчиков на «оградное строение» наряду с М. М. Салтыковым был и патриарх Московский и всея Руси Иосиф. В 1667-1672 гг. Богоявленский собор расписала артель костромских изографов во главе с Г. Никитиным и С. Савиным. В 40-70-х гг. XVII в. был построен ряд каменных жилых и хозяйственных построек, в т. ч. игуменская и братские кельи, больничная палата, гостиная палата, погреба.
Одним из выдающихся настоятелей XVII в. являлся игум. Герасим († 1673), возглавлявший обитель в 1644-1673 гг. Уроженец Киева, постриженик К. м., он известен как крупнейший строитель обители. После кончины он был погребен в подклете Богоявленского собора, где из настоятелей ранее был похоронен только строитель собора игум. Исаия. В 1660 г. игум. Павел был возведен в сан архимандрита; до 1847 г. настоятели состояли в сане архимандрита. Данных о количестве братии до сер. XVII в. не сохранилось. Во время морового поветрия 1654 г. в К. м. умерли 56 иноков, и в 1657 г. численность братии составляла 47 чел. К 1710 г. в К. м. проживали ок. 50 чел.
Уже к сер. XV в. К. м. владел волостями в Костромском у., к-рые вел. кн. Московский Василий II освободил от ряда податей. Сохранилась выпись из писцовых книг 1594/95 г. на монастырские вотчины в Костромском у., позволяющая отчасти реконструировать более ранние сведения о пожертвованиях мон-рю ряда пожен близ Костромы. Упоминаются данные костромских посадских старца Евфимия на пожню Селивановское (ок. 1500 - 20-е гг. XVI в.), Степана Фатьянова на пожню Фетьяница (ок. 1500 - 20-е гг. XVI в.), Ивана Протасьева на пожню Батогово (ок. 1500 - 20-е гг. XVI в.), закладная кабала костромских посадских Демида и Поганка Русиновых «на жеребий» пожни Медведево (1530/31), данная костромского посадского старца Фаддея Давыдова на пожню Долгуша (1532/33), закладная кабала костромского посадского Мановинко Игнатьева сына Луковицына на пожню Луковица (1538/39) и др. (Антонов. 1997. С. 139-143). К 1609 г. К. м. принадлежала Андреевская слобода близ Костромы и села в Костромском у.: Апраксино, Кривушево, Груздево, Филипцево, Шахово и Закобякино. В 1621 г. царь Михаил Феодорович Романов пожаловал мон-рю Пищальную слободу в Костроме для поселения там монастырских служебников. К кон. XVII в. благодаря пожертвованиям и приобретениям К. м. считался одним из наиболее богатых в России. К 1764 г. в Костромском, Любимском, Московском и Казанском уездах ему принадлежали 17 сел и 185 деревень, в к-рых проживал 4581 крестьянин. В XVI-XVII вв. мон-рь имел свой двор в кремле Костромы. На нач. XVIII в. у него было подворье в Москве.
С нач. XVIII в. постепенно сокращалась численность братии: если в 1710 г. в обители проживало ок. 50 чел., то к 1750 г.- только 19, а в 1762 г.- 17 чел. В это время в мон-ре почти полностью прекратилось строительство. Лишь в 1752-1760 гг. в К. м. на средства вдовы Е. М. Салтыковой была возведена одноглавая бесстолпная Никольская («Салтыковская») ц. с приделом арх. Михаила (образец елизаветинского барокко) над гробницей ген.-майора М. П. Салтыкова († 1750).
В 1764 г. К. м., отнесенный ко 2-му классу, лишился всех вотчин. При учреждении в 1778-1779 гг. Костромского наместничества (преобразованного в 1796-1797 гг. в Костромскую губ.) значительную часть построек К. м. отдали под присутственные места (наместническое правление, гражданская палата, уголовная палата, уездный суд и др.), которые находились здесь до 1808 г. С посл. четв. XVIII в. в мон-ре стала почитаться как одна из главных святынь фреска на стене юго-западной башни, изображающая Смоленский образ Божией Матери (написана в 1672 артелью изографов Никитина и Савина). 12-13 мая 1779 г., во время большого пожара в Костроме, этот образ, заключенный в деревянный киот, чудесным образом не пострадал от огня и стал почитаться как чудотворный. После того как к башне пристроили деревянную часовню, чудотворный образ находился внутри нее.
Особый период в истории мон-ря начался в 1814 г., когда в его стенах разместилась Костромская ДС, из-за пожара лишившаяся своих помещений в бывш. Спасо-Запрудненском мон-ре. С этого времени ректоры семинарии одновременно являлись и настоятелями мон-ря. Учебные, жилые и хозяйственные помещения Костромской ДС заняли большую часть обители. Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц. стала семинарским храмом. Среди ректоров - настоятелей мон-ря был ряд видных деятелей РПЦ, в т. ч. архим. Макарий (Глухарёв; в 1821-1824). По его инициативе юго-зап. башня мон-ря с чудотворным Смоленским образом в 1824 г. была перестроена в 2-этажную ц. Смоленской иконы Божией Матери (фреска с чудотворным образом оказалась внутри церкви). В 1837-1839 гг. семинарию и мон-рь возглавлял архим. Платон (Городецкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий). Наиболее выдающиеся выпускники семинарии периода ее пребывания в мон-ре: митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), еп. Порфирий (Успенский), костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского, прот. П. Ф. Островский, прот. А. В. Горский и др.
6 сент. 1847 г. во время пожара сгорела большая часть Костромы, храмы (за исключением уцелевшей Смоленской ц.) и строения мон-ря превратились в развалины. На восстановление К. м. требовались огромные средства. В результате Костромская ДС была выведена из обители, мон-рь по определению Синода от 5 дек. 1847 г. был упразднен, братия переведена в Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь близ Костромы. В 1848 г. на месте бывш. монастыря решили построить новое большое здание семинарии. С этой целью в 1853-1861 гг. были разобраны или взорваны столпообразная звонница, Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц., значительная часть крепостных стен и 3 башни. Началось разрушение и Богоявленского собора: уже были разобраны окружающие его галереи и Никольский придел. Протесты костромичей и личное вмешательство посетившего Кострому в 1863 г. наследника престола Николая Александровича (впосл. имп. Николай II) спасли постройки мон-ря от полного уничтожения.
В 1863 г. было решено объединить бывш. Богоявленский мон-рь с находящимся неподалеку Анастасииным женским монастырем в честь Воздвижения Креста Господня. Основная заслуга в этом принадлежит еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) и игум. Анастасиина мон-ря Марии (Давыдовой; 1822-1889). Игум. Мария, происходившая из московского дворянского рода, в 1847 г. поступила послушницей в Анастасиин мон-рь, в 1858 г. приняла монашество, в нач. 1863 г. была возведена в сан игумении. В нач. 1863 г. она предложила еп. Платону объединить обе обители на средства благотворителей. 27 нояб. 1863 г. решением Синода ходатайство еп. Платона было удовлетворено и обе обители объединились в одну под названием Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь.
Только в 1864 г. на возрождение обители было собрано 20 тыс. р., начались масштабные восстановительно-строительные работы. В 1864-1869 гг. к Богоявленскому собору был пристроен т. н. новый собор (архитектор неизв.) - 4-столпный 5-главый храм из красного кирпича с богатым внешним декором в псевдорусском стиле (освящен 28 дек. 1869). Собор, в к-рый старый храм XVI в. включен как алтарь, стал именоваться Богоявленско-Анастасиин. В нем был один престол: в честь Богоявления и во имя прмц. Анастасии. В крипте юж. боковой пристройки «нового собора» устроили небольшую ц. во имя вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского (освящена 14 сент. 1867). В 1865 г. была перестроена в колокольню зап. башня ограды. В 60-90-х гг. XX в. в мон-ре были построены настоятельский, больничный, рабочий корпуса, надстроен 3-й этаж над бывш. больничной палатой XVII в., переоборудованной в трапезный корпус, в 60-70-х гг. XIX в. восстановлены разрушенные участки стен ограды и заново построены 2 башни. Некоторые из прежних зданий не стали восстанавливать, а Иоанно-Богословскую ц. в 1864 г. разобрали.
Во 2-й пол. XIX в. быстро росло хозяйственное значение объединенного мон-ря. В 1859 г. обители была высочайше пожалована пустошь Калашниково Рыло в 16 верстах от Костромы, где в 60-х гг. возникло большое монастырское хозяйство - т. н. Назаретская пуст. В пустыни располагались животноводческая ферма, 3 корпуса для сестер (ок. 60 чел.). В 1874 г. состоялось освящение деревянной ц. Рождества Пресв. Богородицы, которую в нач. XX в. сменил каменный храм (освящен 12 окт. 1917). К 1917 г. пустынь владела 160 дес. земли, в т. ч. 35 дес. сенокосных лугов и 75 дес. пашни, которую обрабатывали сестры мон-ря. В 1886 г. мон-рю были высочайше пожалованы 3 лесные дачи в Костромском у. общей площадью 1248 дес., ему же принадлежали мельница с маслобойным заводом при ней на р. Мезе под Костромой и часовня в центре Костромы.
После объединения обителей игум. Мария создала в бывш. Анастасиино-Крестовоздвиженском мон-ре ряд учебно-благотворительных учреждений: в 1864 г. открылось уч-ще для девиц бедных родителей, в 1873 г.- первая в России лечебница для сельского населения, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованы в курсы сестер милосердия Красного Креста). Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. в К. м. действовали 2 госпиталя: на 60 коек - в самой обители и на 15 коек - в Назаретской пуст. Тогда же на Кавказский фронт для работы в госпиталях отправился созданный в мон-ре отряд сестер милосердия.
Во 2-й пол. XIX в. быстро росла численность сестер обители: если в 1862 г. их было 250, то к кон. XIX в.- ок. 400. Обитель неоднократно посещали представители династии Романовых: в 1863 г.- наследник престола Николай Александрович, в 1866 г.- наследник престола Александр Александрович (впосл. имп. Александр III), в 1881 г.- имп. Александр III с имп. Марией Феодоровной и наследником престола Николаем Александровичем (впосл. имп. Николай II). 30 июня 1908 г. мон-рь посетила королева Греции вел. кнж. Ольга Константиновна с братом Константином Константиновичем и его детьми: Татьяной Константиновной, Иоанном, Гавриилом, Олегом и Игорем Константиновичами. 20 мая 1913 г., во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых, мон-рь посетили имп. Александра Феодоровна с наследником Алексием Николаевичем, вел. княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией и вел. кнг. Елисаветой Феодоровной. В 1897 и 1902 гг. в обитель приезжал прав. прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). 8-9 июля 1916 г. в монастыре останавливалась прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна.
Вскоре после начала первой мировой войны, в авг. 1914 г., в монастыре был открыт лазарет. Первоначально в нем имелось 20 коек, с сент. 1914 г.- 35, с 1915 г.- 50 (к кон. 1916 общее число раненых, лечившихся в лазарете, составило 581 чел.). В 1914 г. открылся приют для дочерей солдат, призванных в армию, в к-ром к 1917 г. находилось 50 девочек. В нач. 1917 г. в мон-ре на содержании проживали 14 беженцев.
В 1919 г. мон-рь был закрыт, сестер выселили, последняя настоятельница игум. Сусанна (Мельникова; † 30-е гг. XX в.) эмигрировала в Польшу. В 1919 г. в строениях мон-ря находился т. н. Советский пос. № 2, с кон. 20-х гг.- рабочий пос. Безбожник. В 1919 г. была закрыта Никольская («Салтыковская») ц., в 1920 г.- Смоленская ц. В соборе, ставшем приходским храмом, совершались богослужения. В 1918-1922 г. в нем служил протодиак. сщмч. Василий Разумов (расстрелян в 1937). Весной 1922 г., во время всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей, из мон-ря было вывезено серебряных изделий (окладов икон, лампад, священных сосудов) общим весом 28 пудов 28 фунтов (ок. 460 кг). В 1922 г. часть строений К. м. занял 1-й детгородок им. Октябрьской революции (в 1923 в нем находилось 150 детей от 8 до 17 лет). Детдом просуществовал здесь до кон. 20-х гг. XX в.
В 1919 г. на базе хозяйства Назаретской пуст. был создан совхоз «Назаретский» (позднее переименованный в совхоз «Октябрьский»). В янв. 1922 г. в Богородице-Рождественском храме пустыни открылся совхозный клуб. В 1924 г. совхоз прекратил свое существование. В 1955 г. Богородице-Рождественскую ц. пустыни разобрали на кирпичи.
В 1925 г. власти закрыли собор, в к-ром разместился Костромской губернский архив. В 1928 г. были разобраны крепостные стены и 3 башни (из полученного кирпича по бывшей линии стен построили 2 трехэтажных жилых дома), в 1935-1936 гг. разрушена Никольская («Салтыковская») ц. В 30-х гг. почти полному уничтожению подвергся и ансамбль бывш. Анастасиина мон-ря, территорию к-рого в 30-40-х гг. застроили многоэтажными жилыми домами.
Почти 60 лет в соборе К. м. находился ГА Костромской обл., в авг. 1982 г. в результате пожара погибла значительная часть архива, был нанесен огромный ущерб зданию собора, в т. ч. фрескам XVII в. В 80-х гг. XX в. проводилась реставрация собора, в нем предполагалось открыть зал органной музыки.
Второе возрождение мон-ря началось в кон. 1989 г., когда еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв), предполагая устроить в Богоявленско-Анастасиином храме кафедральный собор, обратился к властям с просьбой о возвращении его РПЦ. 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. Одновременно началось возрождение жен. мон-ря.
26 марта 1991 г. в Кострому из Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прибыла группа инокинь во главе со старшей мон. Иннокентией (Травиной), 29 авг. 1991 г. возведенной в сан игумении возрождавшегося мон-ря. 17 июня 1991 г. еп. Александр совершил освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего и кафедральным собором, и главным храмом мон-ря. 18 авг. того же года крестным ходом в собор перенесли главную святыню Костромского края - Феодоровскую икону Божией Матери. В течение 90-х гг. XX в. Костромской епархии и К. м. был возвращен ряд бывш. зданий мон-ря. С 1991 г. в трапезном корпусе размещались Костромское ДУ (в 1996 преобразовано в Костромскую ДС) и Костромское епархиальное управление (с 2003 в помещении настоятельского корпуса).
С 2003 г. в Богоявленско-Анастасиине соборе пребывают мощи прп. Тимона Надеевского, ученика прп. Серафима Саровского, возобновителя Николо-Надеевской пуст., находившейся в Макарьевском у. (совр. Антроповский р-н).
К 2000 г. в К. м. проживали 100 чел., к 2010 г.- 49 насельниц, в т. ч. игумения, 19 монахинь и 29 послушниц. В 1991 г. при обители создана богадельня для престарелых равноап. Марии Магдалины, в 1993 г.- детский приют св. Иоанна Кронштадтского. С 1991 г. мон-рь имел подворье в с. Домнине Сусанинского р-на, в 2004 г. преобразованное в Домнинский во имя святых Царственных страстотерпцев женский монастырь. Сестры К. м. начинали возрождение Макариева Унженского, Пахомиева Нерехтского Сыпанова и Макариева Писемского мон-рей, стали первыми насельницами вновь созданных Тетеринской пуст. (Нерехтский р-н), костромского в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Домнинского жен. мон-рей.
Обитель трижды посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 7 и 8 мая 1993 г. патриарх возглавлял богослужения в соборе, посещал монастырское подворье в с. Домнине. 23 и 24 июля 1994 г., при посещении Костромы в связи с 250-летием Костромской епархии, и 29 авг. 2002 г. патриарх вновь служил в монастырском соборе. В 2002 г. он освятил установленный на территории мон-ря памятник вмч. Феодору Стратилату, святому покровителю г. Костромы. После возобновления К. м. посещали Президенты РФ В. В. Путин (23 марта 2005) и Д. А. Медведев (15 мая 2008).