(† 17.08.1656, Казань), митр. Казанский и Свияжский (1650-1656). Происхождение, мирское имя К., дата и место его пострижения неизвестны. В 1647 г. К. стал игуменом Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы мон-ря (не исключено, что он был пострижеником этой обители). В 1649 г. поставлен игуменом московского в честь Богоявления муж. мон-ря за Торгом в Китай-городе. Избрание К. на Казанскую кафедру (в то время 3-ю по значимости после Патриаршей и Новгородской) состоялось на рубеже 1649 и 1650 гг. По указу царя Алексея Михайловича для решения этого вопроса был созван Освященный Собор во главе с патриархом Иосифом. В ходе заседания были определены 3 кандидатуры на вакантную должность: архимандриты Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря Ферапонт, Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря архим. Селивестр и К. Решение Собора было доложено государю, по указу к-рого 10 янв. 1650 г. был избран К. (Два доклада царю Алексею Михайловичу... // ЧОИДР. 1905. № 3. Смесь. С. 25). 13 янв. К. был хиротонисан во митрополита Казанского и Свияжского.
5 апр. 1652 г. по царскому указу К. возглавил встречу мощей св. патриарха Иова у с. Тушина. В церемонии также участвовали архиеп. Рязанский и Муромский Мисаил, игумены и духовенство, члены Боярской думы (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 304; ААЭ. Т. 4. С. 77).
15 апр. в Москве скончался патриарх Иосиф. За день до кончины первосвятитель благословил, а царь пожаловал К. «по прежнему в саку (саккосе.- И. У.) служить, а воздели на него сак в светлое воскресенье»; кроме того, патриарх велел К. возглавлять службу в Великий четверг (ААЭ. 1836. Т. 4. С. 86). Последующие неск. дней организацией похорон вместе с К., старшим по чину архиереем, занимался царь Алексей Михайлович, оставивший подробное изложение (статейный список) обстоятельств смерти и погребения патриарха.
Узнав о близящейся кончине первосвятителя, К. велел его духовному отцу исповедаться за Иосифа, затем вместе с митрополитом Рязанским причастил патриарха «без риз, в мантиях без клабуков». В день погребения он совершал заупокойную службу и читал разрешительную грамоту над телом патриарха Иосифа (ААЭ. Т. 4. С. 77, 78, 80-82).
Царь и К. занимались разбором дел и имущества патриаршей канцелярии, раздали милостыню, организовали поминовение усопшего первосвятителя. К., в частности, раздавал милостыню «посельским старцам», патриаршим детям боярским (1200 р.) (ААЭ. 1836. Т. 4. С. 84), по 10 р. было выдано съехавшимся из дальних деревень патриаршим людям. К. обратился к ним с речью о необходимости поминовения патриарха Иосифа.
В последующие неск. месяцев, вплоть до июля 1652 г., когда в Москву прибыл буд. патриарх Никон, К. фактически выполнял функции местоблюстителя Патриаршего престола. Вероятно, он участвовал и в обсуждении кандидатуры буд. патриарха. По мнению А. В. Морохина, К. еще в Макариевском мон-ре «свел знакомство» с Никоном и в дальнейшем активно его поддерживал (Морохин. 2010. С. 118). Однако, согласно «Житию» протопопа Аввакума, вскоре после погребения патриарха Иосифа ряд московских протопопов «о патриархе, да же даст Бог пастыря ко спасению душ наших, и с митрополитом Казанским Корнилием, написав челобитную за руками, подали царю и царице о духовнике Стефане (Вонифатьеве.- И. У.), чтоб ему быть в патриархах. Он же не восхотел сам и указал на Никона митрополита» (МДИР. 1879. Т. 5. С. 17).
6 июля 1652 г. К. вместе с Вологодским архиеп. Маркеллом возглавил встречу в с. Воздвиженском мощей св. митр. Филиппа II (Колычева), привезенных Новгородским митр. Никоном (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 320). 22-23 июля проходили выборы нового патриарха и его наречение: в 1-й день по поручению царя Собор избрал 12 кандидатов на Патриаршество, среди них был и К. (Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 18, 395. Примеч. 3). 23 июля патриархом Московским был наречен Никон, а 25 июля он был поставлен «рукоположением преосвященного Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского» (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 322).
Вероятно, последующие полтора года К. провел в своей епархии. Косвенно об этом свидетельствует его отсутствие на Земском соборе 1 окт. 1653 г. Состояние источниковой базы не позволяет реконструировать деятельность К. в епархии в этот период.
К. был участником начавшегося в февр. 1654 г. церковного Собора, на к-ром обсуждались первые реформы, предложенные Никоном. Митрополит покинул Москву до подписания 12 июня соборного деяния (Скрижаль. 2013. С. 253, 259). 15 мая царь Алексей Михайлович отправил К. и с ним более десятка представителей московского и подмосковного духовенства в Вязьму сопровождать дар К-польского патриарха Парфения II - чудотворную икону Иверской Божией Матери (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 410). 6 и 12 янв. в Вязьму были посланы царские грамоты об отведении К. и сопровождающему его духовенству достаточного количества дворов (РГАДА. Ф. 210. Столбцы Новгородского стола. Д. 156. Стб. 136, 148).
На протяжении следующих 4 месяцев К. сопровождал Алексея Михайловича в его походе во время войны с Речью Посполитой. 29 июня К. упоминается в разрядах «под Смоленском на стане на Богдановой околице» по случаю взятия Полоцка; 25 июля «под Смоленском на стану на Девичье горе» он указан в связи с именинами царевны Анны Михайловны, когда до царского стола были допущены запорожские черкасы, приехавшие от гетмана; 15 авг. К. был при государе на празднике Успения Пресв. Богородицы (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 433, 436, 441).
Сфера деятельности К. во время царского похода представляется весьма обширной: во-первых, он участвовал в принятии текущих решений; во-вторых, он руководил церковными делами в самом войске и на присоединяемых территориях (так, К. 25 сент. 1654 г., через 2 дня после взятия Смоленска, освятил тафтяную (палаточную) ц. в честь Воскресения Христова перед царским станом напротив Молоховских ворот Смоленской крепости (Там же. 1852. Т. 3. Стб. 450)). Освобождение Смоленска и освящение новой церкви можно считать первым шагом на пути восстановления Смоленской епархии, вполне очевидно, что митрополит принимал в этом непосредственное участие. С именем К. связывают строительство каменного храма в честь иконы Смоленской Божией Матери в Седмиезерной пуст. Казанской епархии (Покровский. 1906. С. 220).
Спустя год в государев поход вместо К. будет взят Тверской архиеп. Лаврентий (Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 470).
Окончание архиерейского служения К. совпало с проведением церковной реформы. Подпись К. стоит под соборными решениями о протопопе Иоанне Неронове (Собор янв.-февр. 1656, см.: Соборное деяние на протопопа Ивана Неронова, в иночестве старца Григория, 1656 г. // МДИР. 1875. Т. 1. С. 124, 131), о рассмотрении и об одобрении кн. «Скрижаль» и о подтверждении проклятия на крестящихся двоеперстно (23 апр.- 2 июня 1656, см.: Скрижаль. 2013. С. 281, 319-320).
В кон. июня 1656 г. в Казани началась эпидемия чумы. Вероятно, одной из ее жертв стал К., вернувшийся в епархию после Московского Собора.
К. погребен в кафедральном Благовещенском соборе Казани у сев. стены, рядом с архиеп. Вассианом († 1575), митрополитами Матфеем († 1646) и Симоном († 1649).