(Мухаисдзе (Мухаидзе); в традиции Грузинской Православной Церкви - Абашидзе, сын Мухи) [груз. ლუკა იერუსალიმელი], прмч. (пам. груз. 27 июня; 12 февр. в Соборе груз. святых Иерусалима) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), замученный мамлюками († ок. 1273/77), настоятель груз. Крестового мон-ря в Иерусалиме (1270-1273; по др. версиям, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIII в.). Сведения о Л. И. сохранились в синаксарной редакции его Мученичества (Hieros. Patr. iver. 24/25, XI в.- Кипшидзе. 1927. С. 60-62; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 112-119, 346-348) и в летописи Муджира ад-Дина (Метревели. 1962. C. 92, 155; Гочолеишвили. 1975. С. 108-109), также мученический подвиг Л. И. упоминают царь Грузии Вахтанг III и его супруга Рипсиме в одной из рукописей Крестового мон-ря в агапе (поминальной записи) № 206 (Метревели. 1962. С. 42, 164; Гочолеишвили. 1975. С. 108-109; Давид. 1976. С. 289). Синаксарная редакция Мученичества Л. И. представляет собой краткое сочинение, созданное неизвестным автором после 1314 г., и содержится в «Великом Синаксаре», переведенном прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) с греч. языка на грузинский. Оно написано на листе пергамена в нач. XIV в. и наклеено поверх листа, на к-ром обозначено 27 июня. Мученичество является источником, содержащим повествование о событиях, связанных с груз. церковной колонией в Иерусалиме 2-й пол. XIII в., периода араб. оккупации города.
Л. И. был «грузином по национальности, по фамилии Мухаисдзе, сыном родителей честных и знатных» (акад. К. С. Кекелидзе считал, что Л. И. был сыном Мухи Абашидзе, однако источники, на к-рых основывался ученый, неизвестны: Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 540-541). Мать святого после смерти супруга оставила сыновей (Л. И. и его старших братьев) и поступила в один из жен. мон-рей Иерусалима. Л. И., когда ему исполнилось 20 лет, приехал в Иерусалим - поклониться св. местам и повидаться с матерью. Он решил остаться здесь, вскоре принял постриг в Крестовом мон-ре, был рукоположен во диакона и «изучил арабский язык». Спустя какое-то время братия мон-ря, увидев его «мудрость, святость и отвагу», избрала его настоятелем обители. 3 года Л. И. «благоразумно» вел монастырские дела и «собрания братии». Духовный наставник завоевавшего Иерусалим султана мамлюков Бейбарса I (Фундухта) суфийский шейх Хадир аль-Михрани, имевший влияние на султана, получил Крестовый мон-рь в собственность и присвоил имущество мон-ря и монахов. Часть насельников заключил под стражу, часть изгнал из обители. В это время Л. И. не было в Иерусалиме. Несмотря на предупреждения братии о том, что шейх ищет его, чтобы убить, святой вернулся в город и попросил шейха освободить заключенных монахов, пообещав выполнить любое его желание. Хадир выдвинул единственное требование: Л. И. должен принять ислам, шейх обещал ему богатство и сулил должность амира (правитель султанского дворца). Л. И. неск. раз отказывался, затем, когда его подвели к входным вратам в мон-рь, сказал, что он готов многажды умирать за Христа. Шейх приказал слуге отсечь Л. И. голову. Случилось чудо: отсеченная голова обратилась к востоку, на лице мученика появилась улыбка и он возблагодарил Господа. Тело Л. И. было сожжено, а золу присутствовавшие, в т. ч. арабы, разобрали как евлогию (дар) для лечения болезней.