[Груз. ლომისი], наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию исторической Цилканской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (ныне в юрисдикции Цилканско-Душетской епархии ГПЦ).
Наиболее древняя церковь, давшая название остальным, датируется IX-X вв., расположена в 7 км к югу от с. Квемо-Млета (Н. Млета), в исторической пров. Мтиулети (ныне в муниципалитете Душети). Храм был воздвигнут на вершине (2222 м) одного из хребтов Б. Кавказа, являющегося водоразделом рек Ксани и Арагви. По преданию, во время похода на Грузию хорезмшаха Джелал ад-Дина (1220-1231) были захвачены и уведены в плен 7 тыс. груз. воинов. Они взяли с собой главную святыню Мтиулети - икону вмч. Георгия из церкви в сел. Гзовани. После того как грузины появились в Хорезме (или Хорасане), в стране начались бедствия. Шах обратился к волхвам, к-рые сказали, что причина несчастий - груз. икона. Джелал ад-Дин приказал сжечь икону, однако она чудесным образом вылетела из костра и, оставшись невредимой, опустилась на рога появившегося рядом белого быка. До тех пор, пока хорезмшах не освободил всех груз. пленных, бык с иконой стоял на этом месте.
Грузины назвали быка Лома (ლომა, от ლომი - лев) и вслед за ним (он нес икону на рогах) покинули Хорезм (Хорасан). Войдя в пределы Грузии, бык останавливался 7 раз; в местах его остановок были построены храмы во имя вмч. Георгия. Дойдя до Мтиулети, бык не пошел в Гзовани, откуда происходила икона, а поднялся на горный хребет над с. Квемо-Млета и умер. Икона упала с его рогов на землю и встала вертикально. На этом месте был основан муж. мон-рь с ц. во имя вмч. Георгия (Макалатия. 1930. С. 45-47; Каишаури. 1978. С. 114). Предание сохранялось, в молитвах перед ломисской иконой вмч. Георгия мтиульцы до сих пор обращаются к святому как к «победителю, вернувшемуся из Хорасана» (Кикнадзе. 1996. С. 12-13). Оно было распространено также и за пределами Вост. Грузии. Так, в надписи на иконе вмч. Георгия из церкви в с. Дзимити (западногруз. историческая пров. Гурия) святой упоминается как «спаситель хорасанских пленников». Это предание до сих пор присутствует в народных песнях и стихах.
В горной Грузии культ быка был прочно связан с почитанием вмч. Георгия (подробнее см. в статьях Георгий, вмч., Илори); образ быка присутствует во мн. преданиях, связанных с основанием святилищ и церквей. По мнению исследователей, присутствие быка в такой мифологеме указывает на особую сакральность места, к-рую верующие соотносят с явлением Креста (груз. джварчена): святой, или по традиции горских грузин гвтишвили (сын Бога), «при помощи» быка обозначал место, где сакмо (община) должна выстроить для него святилище (в традиции горцев Вост. Грузии именуемое джвари (крест)). В случае большой нужды или в виде благодарности святому в таких местах закалывали жертвенного быка (груз. курати, берзвар), считавшегося кормильцем семьи, мерилом благополучия. Истребление языческих капищ груз. горцы связывали именно с вмч. Георгием, помощником во всех делах, в первую очередь - военных, поэтому посвященные ему церкви строили на местах древних святилищ на вершинах гор, на горных склонах, как знак победы Креста над язычеством; вмч. Георгия именовали батони (от ბატონი - господин) - покровителем, хранителем.
Считается, что гора Ломиси в древности была посвящена луне, и здесь находилось языческое капище. Со временем в результате инверсии стали думать, что наименование мон-ря дало название горе, а не наоборот: груз. историк царевич Вахушти Багратиони (XVIII в.) писал: «На гребне горы Ломиси есть некупольная церковь святого Георгия, именуемая Ломиси, поэтому и называется эта гора так. Хранится там множество золотых и серебряных икон и крестов» (Вахушти Багратиони. 1976. С. 355-356). Гора с аналогичным названием находилась также на Месхетском хребте, разделяющем исторические области Тори (ныне муниципалитет Боржоми) и Аргвети (муниципалитет Харагаули).
Церковь Л. являлась главной святыней Мтиулети (исторические общины Хада-Цхавати) и Цхрадзмисхеви (Ксанское ущелье); так же как и др. святыни груз. горцев (Хахмати, Гудани, Лашари), храм Л. считался общей святыней «верующих и неверных», т. е. сюда приходили не только христиане, но и мусульмане. Обычаи празднования ломисоба (праздника Ломиси) были аналогичными празднованию гиоргоба (праздник в честь вмч. Георгия): ночное бдение, заклание жертвенного животного, использование свечей, подношения. В церемонии принимали участие облаченные в белые одежды «рабы (пленники) святилища» (ხატის მონა) - люди, давшие в случаях бездетности, болезни и т. д. обет служения святому и до исполнения прошения находившиеся во временных жилищах во дворе церкви. Нек-рые из них принимали дар «прорицателя святилища» (ხატის ჟადაგი). Своих первенцев они посвящали вмч. Георгию и Л., их дети также на время становились «рабами святилища». По исполнении обета просители оставляли белые одежды в церкви, священник стриг им волосы (Кикнадзе. 1996. С. 107-110). Приходящие в Л. просили о рождении сына, здоровье, достатке, об избавлении от слепоты; бездетные пары обходили вокруг церкви на коленях или с тяжелой цепью на плечах; матерей, не имевших молока, старейшина поил водой с разведенной известью, к-рую соскребал со стены церкви.
Храм Л. владел множеством крепостных и имений не только в Мтиулети (села Бедоткари, Каишаури), но и за ее пределами (виноградники в селах Мухрани и Чилаури). Перед праздниками церковь взимала пошлину (кулухи) с этих имений в виде вина и жертвенного скота. Из сусла, привезенного с низин, в Л. изготавливали «вино доброе, белое и сладостное», считавшееся лучшим горным вином (Вахушти Багратиони. 1976. С. 357). Настоятелями Л. долгое время были представители рода Бурдули из общины Хада (с. Квемо-Млета), известного в Мтиулети как «род хороших воинов». Они получили эту «вечную» привилегию в сер. XVIII в., во время царствования в Картли-Кахети Ираклия II, в награду за отвагу, проявленную в одной из битв с осетинами. Горцы Вост. Грузии, в т. ч. жители Мтиулети, пользовались статусом царских (государственных) крепостных и находились в непосредственной феодальной зависимости от царя. Они несли особую ратную повинность, составляя личную гвардию царя. В военное время на представителях рода Бурдули как на старейшинах всей Мтиулети лежала обязанность возглавлять мтиульское войско. В связи с этим церковь Л. в народе называли «Ратным крестом». Согласно народным верованиям, вмч. Георгий, считавшийся покровителем воинов Арагвского ущелья - своих слуг и стражей царя - во время битвы верхом на огненном коне кнутом сокрушал (сжигал) врага. В связи с этим в праздник ломисоба со временем были введены «отважные» (военные) игры. Праздник проходил подобно смотру, считалось, что вмч. Георгий наблюдает, как участники, его воины, соревновались в стрельбе, беге, отваге, состязались с оружием на лошадях.
Церковь Л., кaк и всe крупные мeжoбщинныe церковные центры гoрцeв Вост. Грузии, была богата пожертвованиями: это были военные трофеи (алафи), подарки царя и вельмож; во время иноплеменных нашествий и бедствий в горных церквах прятали святыни из низинных храмов. Охранять святыни в таких случаях царский двор назначал хевисбери (от ხევი, здесь: группа сельских общин; ბერი - священник, монах) из местных священников. Со 2-й пол. XVIII в. постоянными хевисбери Л. также стали Бурдули, управлявшие всем имуществом церкви (Иоселиани. 1978. С. 46; Итонишвили. 2001. С. 120-123).
В 2006 г. по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Л. был восстановлен муж. мон-рь. В наст. время здесь подвизаются 5 насельников, наиболее известен старец архим. Серафим (Джишкариани; ныне схиархим. Иоанн), имеющий келью в горах, выше мон-ря. Настоятели - иером. Матфей (Джулакидзе), Гвтисавар (Гобеджишвили). Возле Л. в среду по Пятидесятнице устраивается ломисоба - праздник, сохранивший народно-христ. черты. У подножия горы заготавливают дрова, паломники крестным ходом приносят их в Л., т. о. обеспечивая насельников топливом на зиму. Поклоняются кресту, укрепленному на щите и имеющему на 4 концах солярные символы (шарики). Просят о продолжении рода, прозрении, плодородии земли и размножении скота. Есть обычай во исполнение молитвы трижды обходить храм с железной цепью весом 40 кг, хранящейся в церкви и считающейся атрибутом ломисского вмч. Георгия. По преданию, эту цепь пожертвовал некий крестьянин, чудесным образом спасенный из плена вмч. Георгием. Возле храма происходит массовое заклание баранов.
Церковь мон-ря представляет собой 3-церковную базилику, выложенную из рваного камня, сильно поврежденную и многократно переделанную. В позднее средневековье с юж. стороны была пристроена 2-этажная колокольня, также из рваного камня; сохранилась сев. стена. По преданию, в ней была помещена чудотворная икона вмч. Георгия. Ныне в колокольне находятся серебряная икона, считающаяся копией древней, хоругвь, серебряный выносной крест и железная цепь. Вокруг церкви сохранились склепы - возможно, здесь были погребены служители храма. Зaпaднее цeркви сохранились остатки марани XVI в. (хозяйственная постройка для хранения продовольствия и вина), перед церковью были найдены зарытые в землю квеври - сосуды для хранения вина.
Наиболее известная святыня Л.- родовое знамя хевисбери Бурдули, т. н. Ломисис хати (икона Ломиси). Своим появлением оно обязано традиции, согласно которой вмч. Георгия просили о рождении сыновей. Когда в семье рождался мальчик, отец делал подношение вмч. Георгию в виде знамени. На шест из сосны или ели (3-5 м) крепили разноцветные платки (сакадриси) и на ломисоба трижды обносили знамя вокруг церкви, затем оставляли во дворе. Первенца приносили в храм, и хевисбери трижды прикладывал ребенка к знамени (Очиаури. 1988. С. 152). Ломисис хати сделано из металла и представляет собой крест, похожий на 2 стоящих вертикально полумесяца с шарами на концах. Возможно, такая форма взята от формы подковы: достаток у горных жителей зависел от численности скота, поэтому к вмч. Георгию часто обращались с просьбой о сохранении и размножении животных и жертвовали в Л. подковы. В Л. было еще 2 знамени: бавраки (крепилось к серебряному шару с 2 колокольчиками, которые «озвучивали» присутствие святого) и алами (крепилось к копью). Также известны 2 больших выносных креста (серебряный и позолоченный) с изображением вмч. Георгия, относящиеся к 1-й пол. XVI в. (сохр. надписи на обратной стороне). На одном кресте святой изображен с копьем и со щитом, на 2-м - в виде всадника, пронзающего дракона. Нa рукавах крестов были помещены сцены крестных страданий Спасителя и изображения Пресв. Богородицы с Младенцем, рукава крестов заканчивались изображениями вмч. Георгия на коне. Нa позолоченном кресте также была помещена композиция «Вознесение Господне». Серебряный крест покрыт растительным орнаментом, в крест были вставлены 2 простых округлых камня синего и красного цветов. Каждый из 2 крестов внизу имел шар, к которому крепился шест для держания. К почитаемым в Л. святыням можно также отнести чеканную серебряную икону вмч. Георгия.
В г. Ахмета в исторической пров. Кахети сохранились 3 стоящие рядом зальные церкви Л. Средняя относится к X-XI вв., выстроена из рваного камня, 2 другие датируются XIV-XVII вв. В муниципалитете Ахмета также сохранились 3 церкви позднефеодального периода: в селах Сакобиано, Куцахта (оба в Панкисском ущелье, на правом берегу р. Алазани) и Хорхели. В муниципалитете Душети есть 2 церкви позднего средневековья: в селах Одзиси (на правом берегу р. Ксани), зального типа, и Давитурни (на склоне Алевского хребта), 4-угольная в плане, выстроена из рваного камня и булыжника, руинирована. В муниципалитете Каспи сохранились 2 церкви: в с. Гостибе (X-XI вв.) и в с. Кавтисхеви (в 10 км от Каспи, раннефеодального периода, зального типа, выстроена из ломаного камня). Новые церкви Л. были выстроены в с. Квемо-Млета (кон. XIX в., действует, типа свободного креста, интерьер расписан в нач. XXI в.) и в Тбилиси (2002, р-н Глдани, при строительстве были использованы камни, привезенные из млетского мон-ря Л.).