Лев Исаакович (род. 19.01.1944, Москва), российский историк искусства, д-р искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ. Член президиума научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры, член комиссии по особо ценным объектам культурного наследия России (оба при Мин-ве культуры РФ). Имеет гос. и церковные награды за содействие в деле возвращения произведений иконописи из-за рубежа, в т. ч. почитаемого Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери (с 2005 находится в казанском Богородицком мон-ре).
Л. проходил обучение на кафедре истории искусства исторического фак-та МГУ им. М. В. Ломоносова в 1967 г., в то же время работал в ГТГ (1961-1987). Материалом исследования Л. стали памятники древнерус. искусства, прежде всего иконопись и монументальные росписи самостоятельных художественных центров, Пскова и Новгорода. В аспирантуре при кафедре МГУ (1969-1973) он избрал для изучения росписи в Снетогорье (собор Рождества Пресв. Богородицы в Снетогорском мон-ре, 1313). Им был опубликован ряд статей, посвященных стилю фресок, а в 1979 г. он защитил канд. дис. «Росписи 1313 г. собора Рождества Богоматери в Пскове» (под рук. М. А. Ильина). С 1987 г. сотрудник Ин-та искусствознания (совр. ГИИ), с 2000 г. зав. отделом древнерусского искусства. Л. также возглавляет секцию монументальной живописи Научно-методического совета Мин-ва культуры РФ (участвует в ее работе с 1980). Он автор статей и редактор серии изданий, посвященных проблемам реставрации и охраны памятников монументальной живописи; один из авторов новой редакции «Инструкции по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи - памятниках истории и культуры» (1-я ред.- 1987 г.; 2-я ред.- 2008 г.).
Ведущей темой научных интересов Л. стало монументальное искусство Пскова и Новгорода. В монографии «Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв.» (М., 1987) был проведен анализ развития стиля монументальной живописи на примере сохранившихся и утраченных памятников древнего сев. города-республики. Книга соединила черты научного издания и альбома, в к-ром были собраны памятники сохранившиеся и утраченные, известные по фотографиям дореволюционного и довоенного времени, а также восстановленные произведения, напр. росписи ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде (1380), уничтоженные в период Великой Отечественной войны и собранные из мелких фрагментов в мастерской худож.-реставратора А. П. Грекова. Отличительной чертой издания стало использование по предложению Л. схем росписей с отмеченными на них композициями и фигурами (осуществлено при помощи худож. И. Ф. Силина). Эти схемы позволили понять местоположение каждого изображения (фигур и сцен) внутри архитектурного и художественного ансамбля. После опубликования монографии подобный прием использовали в изданиях по монументальной живописи, в т. ч. зарубежных (напр., в книге о стенописях Св. Горы Афон XI-XVII вв.). Благодаря стилистическому анализу в сочетании с богатым иллюстративным материалом и подробными схемами росписи Л. удалось представить монументальное искусство Новгорода времени его расцвета как многогранное историческое явление, национальное достояние, источник научного и художественного вдохновения.
Научные публикации Л. по искусству Пскова эпохи его независимости (XIII-XV вв.) освещают памятники не только монументального искусства, но и иконописи. Они составили основу монографического исследования (2004) и докт. дис. «Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в.» (2005).
Внимание Л. привлекают также памятники церковного убранства (Тверские врата Александровой слободы, пелена из новгородского Юрьева мон-ря), церковные и светские инсигнии (панагия архиеп. Серапиона Новгородского, панагия патриарха Иова, рогатина вел. кн. Бориса Александровича Тверского). Отдельная тема работ Л.- проблемы образца и канона в древнерус. живописи.
В качестве соавтора Л. принимал участие в издании трудов, посвященных истории русского искусства (совместно с О. С. Евангуловой и М. М. Алленовым), в написании коллективной монографии «Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.» (СПб., 2004; совм. с В. Д. Сарабьяновым и Т. Ю. Царевской). Ему принадлежат концепции крупнейших выставочных проектов в ГТГ (Византия. Балканы. Русь: Иконы кон. XIII - сер. XV вв. Москва, 1991; «София Премудрость Божия» в рус. иконописи XIII - нач. XIХ в.» Ватикан, 1999, и ГТГ, 2000). Л. выступает научным и ответственным редактором мн. трудов, выпущенных сотрудниками отдела древнерус. искусства ГИИ.