Иван Васильевич (17.05. 1865, с. Спиридоновка Самарского у. и губ.- 25.09.1942, Ташкент), муз. критик и писатель, тромбонист, педагог, общественный деятель. Род. в семье сельского учителя. Мальчиком пел в архиерейском хоре, к-рый содержал купец-меценат П. С. Субботин. С сент. 1883 по янв. 1884 г. учился в Московской консерватории по классу контрабаса (Г. Ф. Шпекин), а затем в музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва по классам композиции (П. И. Бларамберг) и тромбона, к-рое окончил в 1887 г. Работал в различных оркестрах скрипачом, позднее тромбонистом. Организовал 1-й в России квартет медных духовых инструментов. Артист оркестра Большого театра (1893-1898, 1903-1912, 1924-1931), Первого симфонического ансамбля (Персимфанс; 1922-1926). Выступал как дирижер, драматический актер, лектор-музыковед, режиссер в рабочих театрах, автор рассказов. В 1912-1921 гг. преподаватель (с 1917 - профессор) Саратовской консерватории по классам тромбона и истории музыки, в 1923-1934 гг. преподаватель истории музыки в Государственном муз. техникуме им. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и Музыкальной школе им. М. М. Ипполитова-Иванова в Москве.
С 1885 г. (иногда под псевдонимами Волгарев, Ивлев, Ивель, Л-ъ, Самаров и др.) регулярно публиковал в газетах и журналах: «Новости дня» (1885-1901), «Русский листок» (1893-1904), «Театральные известия» (1893-1900), «Русская музыкальная газета» (1896-1917), «Музыка и жизнь» (1908-1912), «Саратовский листок» (1913-1917) и др. исторические и публицистические статьи, биографические очерки. Издатель и редактор журналов «Музыкальный труженик» (1906-1910) и «Оркестр» (1910-1912). Автор ряда популярных биографий П. И. Чайковского (М., 1905), С. В. Рахманинова (Саратов, 1913), С. И. Танеева (Саратов, 1915) и других композиторов, а также воспоминаний.
Немалая часть работ Л. (рецензий, заметок, статей, популярных книг) посвящена церковному пению. Л. одним из первых наряду с Н. Д. Кашкиным и Н. Ф. Финдейзеном приветствовал зародившееся в Синодальном уч-ще церковного пения Новое направление в руской духовной музыке как «новую эпоху в истории церковного пения в России», назвал А. Д. Кастальского основателем «новой школы, чудной, редкой, давно ожидавшейся всеми ревнителями церковного пения» (Синодальное училище. 1898. С. 400), «застрельщиком новых идеалов», к-рые состоят «в предпочтении восточной контрапунктики западной системе гармонизации аккордами», в диатонической гармонизации, вытекающей «из самой природы древних напевов, близкой и понятной русскому народу» (Как пишут «знатоки». 1899. Стб. 1035). В ж. «Музыкальный труженик», издававшемся Л., была впервые напечатана программная статья прот. Михаила Лисицына «О новом направлении в русской церковной музыке» (1909. № 7-13). Рецензии Л. на концерты Синодального хора 1897-1910 гг. отражают его репертуар и исполнительскую манеру коллектива, реакцию публики и проч. Оценки Л. были достаточно объективны: он не раз подвергал критике Кастальского как регента (см.: [Концертное обозрение] // Муз. труженик. 1907. № 25; 1908. № 22), но поддерживал, напр., назначение его директором Синодального училища, а Н. М. Данилина - регентом в 1910 г.
Л. уделял немало внимания проблемам хорового пения, в т. ч. церковного. В одну из ранних работ «Музыка на XVI Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде» (СПб., 1896; ранее: РМГ. 1896. № 9-11) он включил разделы «Пение в народных училищах», «Пение в учительских семинариях и институтах», «Пение в реальных училищах», «Пение в гимназиях», где обобщил сведения, представленные на выставке. В ж. «Музыкальный труженик» постоянно публиковались материалы о положении певчих, регентов, хоровых кружков, освещались работа съездов хоровых деятелей. В 1910 г. Л. был председателем 3-го регентского съезда в Москве.
Церковной музыке посвящены 10 из 26 разделов книги Л. «История музыки: Курс лекций, читанных в Саратовской Имп. Алексеевской консерватории» (Саратов, 1915. С. 251-301). Обозревая историю рус. духовной музыки от ее зарождения до современности, Л. уделил особое внимание 2-й пол. XIX - нач. XX в. Раздел по церковному пению Л. включил и в изд. «Музыкальная литература: Указатель книг, брошюр и статей по музыкальному образованию» (М., 1908, 19152).
После 1917 г. Л., по словам Д. С. Семёнова, «стал в резкую оппозицию к делу церковного пения» (Семёнов. Словарь церк. пения. Л. 78).