(7 мая - 17 июля 1274), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Григорием X (1271-1276); в католической традиции признается XIV вселенским Собором.
31 марта 1272 г. папа Григорий X разослал письма влиятельным светским правителям и крупным церковным деятелям Зап. Европы, в т. ч. франц. кор. Филиппу III Смелому (1270-1285) и англ. кор. Генриху III (1216-1272). Папа призвал собраться 1 мая 1274 г. на Собор в городе, название которого первоначально хранилось в тайне (in loco quem licet ad presens subticeamus ex causa, competenti tamen tempore vobis curabimus intimare - Martin. 1905. N 1542-1545). Аналогичное письмо было направлено 1 апр. 1272 г. лат. патриарху Иерусалима, находившемуся тогда в Риме (Ibid. N 1546). В посланиях папа обозначил повестку предстоящего Собора: 1) объединение Константинопольской Православной Церкви с Римско-католической Церковью; 2) отвоевание Св. земли; 3) церковная реформа, необходимость к-рой была вызвана падением нравов среди клира и мирян. Хотя о необходимости церковной реформы традиционно говорилось в папских документах о созыве Соборов, по всей видимости, реформирование Церкви действительно входило в намерения Григория X. 11 марта 1273 г. он обратился к предстоятелям неск. крупных диоцезов, в т. ч. к архиепископу Сантьяго-де-Компостела, с просьбой узнать мнение клириков и мирян о том, какие общественные пороки необходимо устранить (Ibid. N 1561-1562). 13 апр. 1273 г. понтифик сообщил делегатам из Франции, Англии, Шотландии, Норвегии, Польши, Испании, Венгрии, Германии и итал. гос-в, что Собор состоится в имперском г. Лион (Les registres de Grégoire X. 1960. P. 108; Martin. 1905. N 1563). Выбор этого города папа объяснил тем, что в нем было «проще собрать князей и прелатов» (ut principum et praelatorum eorumdem facilius habere possimus praesentiam). 24 окт. 1272 г. папа Григорий X сообщил о созыве Собора визант. имп. Михаилу VIII Палеологу (1261-1282) и предложил ему прибыть в Лион либо направить туда апокрисиариев. 25 окт. аналогичное письмо было составлено для патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1267-1275, 1282-1283) (Martin. 1905. N 1553-1554).
Папа прибыл в Лион в нояб. 1272 г. (Grumel. 1926. Col. 1375). Подготовка к проведению Л. С. заняла ок. 2 лет, что было обусловлено характером Собора: в отличие от Лионского I Собора, на к-ром папа Иннокентий IV (1243-1254) лишь сообщал о своих решениях делегатам, на этом Л. С. предполагалось вести диалог с собравшимися.
Согласно «Хронике пап и императоров» Мартина Опавского, на к-рую при описании деяний Собора опирались др. авторы, в т. ч. Гийом из Нанжи и Толомео из Лукки, в Л. С. приняли участие ок. 500 епископов, 60 аббатов и более 1 тыс. прочих прелатов (см.: Martin. 1905. N 1648; Grumel. 1926. Col. 1375). Однако, по всей видимости, на Соборе присутствовали не более 300 епископов. Известно об участии в Л. С. генерала ордена сервитов Филиппа Беници, генерального магистра доминиканцев Гумберта Романского, кард. Пьера де Тарантеза (впосл. папа Иннокентий V), кард. Оттобоно Фиески (впосл. папа Римский Адриан V), кард. Петра Юлиани (впосл. папа Римский Иоанн XXI) и канониста Гийома Дюрана (см. Дуранд), выполнявшего обязанности секретаря Собора и составившего глоссы на соборные постановления («Constitutiones Novissimae»). В Соборе приняли участие магистр ордена тамплиеров и представитель ордена госпитальеров (см. Мальтийский орден); активно участвовавший в работе Собора генерал ордена францисканцев кард. Бонавентура скоропостижно скончался до его закрытия. На Л. С. был приглашен католич. богослов Фома Аквинский, скончавшийся по дороге в Лион. Единственным светским правителем, прибывшим на Собор, был король Арагона Хайме I (1213-1276). Л. С. посетили также представители гос-ва Хулагуидов (Martin. 1905. N 1798).
7 мая 1274 г. в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя состоялось торжественное открытие Л. С. и прошла его 1-я сессия. В хоре находилось место для папы, напротив которого сидели лат. патриархи К-поля и Антиохии. В правой части главного нефа были расположены места для кардиналов-епископов, в левой - для кардиналов-пресвитеров, за к-рыми сидели архиепископы, епископы и аббаты. Совершив мессу, папа Григорий X вместе с кардиналами пропел гимн «Veni, Creator Spiritus» и произнес проповедь на тот же евангельский стих, что и папа Римский Иннокентий IV на открытии Латеранского IV Собора,- «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк 22. 15), после чего папа перечислил вопросы, вынесенные на рассмотрение Л. С. (Il Concilio II di Lione. 1965. P. 67-72).
В начале 2-й сессии (18 мая) кард. Бонавентура прочитал проповедь на Вар 5. 5 («Встань, Иерусалим, и стань на высоте, и обратись на восток, и посмотри на детей твоих»), затем папа Григорий X выступил с призывом начать новый крестовый поход на Св. землю и затронул вопросы, связанные с его финансированием. Папа потребовал прекратить все войны между христианами на время подготовки крестового похода (планировалось, что это займет 6 лет), обещал отлучить от Церкви пиратов и тех, кто продают сарацинам металлы, оружие и корабли. Тем, кто согласились принять крест и участвовать в походе, даровалась индульгенция. Все решения, касавшиеся крестового похода, вошли в состав постановления «Zelus fidei» (Ibid. P. 74); оно, однако, не отражено в канонах Л. С. (см.: Kuttner. 1949. P. 47-48).
Во время 3-й сессии (4 или 7 июня), которая была открыта проповедью кард. Пьера де Тарантеза на Ис 60. 4 («Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе»), было принято 12 канонов (3-9, 15, 19, 24, 29 и 30).
24 июня в Лион прибыла визант. делегация в составе бывш. патриарха К-польского Германа III (1265-1266), митр. Никейского Феофана и великого логофета Георгия Акрополита. Делегаты Собора и члены Римской курии проводили послов к папскому дворцу, где Григорию X были переданы письма от имп. Михаила VIII, его сына, буд. имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), и духовенства К-польской Церкви, также послы объявили о своей готовности признать веру и первенство Римской Церкви. 29 июня понтифик в присутствии участников Л. С. совершил мессу. Бонавентура произнес проповедь о необходимости церковного единства, после чего присутствовавшие исполнили Никейский Символ веры с Filioque на лат. и греч. языках. Заключение Лионской унии состоялось во время 4-й сессии (6 июля). После того как были зачитаны послания имп. Михаила VIII, его сына и к-польского духовенства, Георгий Акрополит от лица императора отрекся «от всякой схизмы», признал католич. учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына и первенство Римской Церкви (Il Concilio II di Lione. 1965. P. 85-92).
В ходе 5-й сессии (16 июля) кард. Пьер де Тарантез совершил крещение 3 представителей гос-ва Хулагуидов, а также произнес проповедь, посвященную умершему накануне кард. Бонавентуре. Папа Григорий X постановил, чтобы каждый епископ по возвращении с Л. С. совершил 2 заупокойные мессы (за Бонавентуру и всех участников Собора, которые могли к тому времени умереть по дороге домой). Во время сессии были приняты 14 канонов (2, 10-12, 16, 17, 20-22, 25-28 и 31).
На 6-й сессии (17 июля) делегаты утвердили 2 заключительных постановления: канон 1 (Fideli ac devota), утверждавший учение, согласно которому Св. Дух предвечно исходит от Отца и Сына как от единого начала (tamquam ex uno principio... procedit), и канон 23 (Religionum diversitatem), узаконивший существование лишь 4 нищенствующих орденов: францисканцев, доминиканцев, кармелитов и августинцев-еремитов (подробнее см.: Emery. 1952).
Как показал Ш. Куттнер, существовали по крайней мере 2 редакции постановлений Л. С.: «черновик», создававшийся непосредственно во время сессий, и переработанная версия, которую папа Григорий X обнародовал 1 нояб. 1274 г. и сопроводил буллой «Cum nuper» (Kuttner. 1949). Позднее эта версия была включена в «Liber Sextus» Бонифация VIII. На Л. С. было принято 31 постановление: об исхождении Св. Духа (1), об избрании на церковные должности (2-14), о рукоположении (15), о двоеженцах (16), об обязанностях судей (17), о судоговорении (19), об освобождении от наказания, добытом силой (20), о церковной пребенде (21), о невозможности отчуждения церковной собственности (22), об орденах (23), о налогах и пошлинах (24), о церковном иммунитете (25), о ростовщичестве (26), о преступлениях и причиненных ими убытках (28), об отлучении (29-31) (Decrees of the Ecumenical Councils. 1990. P. 303-331). Л. С. утвердил конституцию Григория X «Ubi majus periculum», изданную 7 июля 1274 г., согласно к-рой избирать папу Римского мог только конклав, собиравшийся через 10 дней после смерти предыдущего папы в закрытом помещении, где кардиналы должны быть изолированы от внешнего мира. Входившим в конклав кардиналам запрещалось покидать место заседаний, пока не будет провозглашено имя нового папы; в случае замедления выборов участников конклава следовало ограничить в пище.
Несмотря на важность соборных постановлений, цели, поставленные перед Л. С., в целом не были достигнуты. Церковные реформы носили поверхностный характер, а меры по организации крестового похода на Св. землю не были осуществлены из-за смерти Григория X (1276) и растущих противоречий между европейскими гос-вами (см. ст. Крестовые походы). Лионская уния, рассматривавшаяся имп. Михаилом VIII Палеологом лишь как средство реализации политических задач, не нашла широкой поддержки в К-польской Церкви и была отменена после вступления на престол имп. Андроника II (1282).