Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛИКАОНИЯ
41, С. 55-60 опубликовано: 6 июля 2020г.


ЛИКАОНИЯ

[Греч. Λυκαονία; лат. Lycaonia], историческая область и позднерим. провинция в Центр. Анатолии (в основном на территории совр. иля Конья, Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви с центром в Иконии (ныне Конья). Страна получила свое название от названия малоазийского племени ликаонцев (возможно, лувийского происхождения), в греч. традиции оно связывалось с именем мифического героя Ликаона. На юге границей Л. служил горный хребет Тавр, на северо-востоке - оз. Татта (ныне Туз); др. границы Л. постоянно изменялись: на востоке - с Каппадокией, на севере - с Фригией и Галатией, на западе - с Писидией (Belke. 1984. S. 39-40). Ландшафт Л. смешанный: на западе и юге преобладают холмы и горы (Тавр и его сев. отроги), на востоке и севере - степь (в т. ч. солончаковая степь к юго-западу от оз. Туз). Из-за недостатка воды в древности здесь активно копали колодцы, за пользование водой часто приходилось платить. Самым большим источником воды была группа озер (крупнейшее Пусгуса, ныне Бейшехир) к северу от Тавра, где располагалось большинство городов Л., а также притоки р. Сангарий (ныне Сакарья). Особенности ландшафта и умеренно-континентальный климат способствовали разведению мелкого рогатого скота, основной отрасли сельского хозяйства; преобладали крупные хозяйства, владевшие большими земельными угодьями. Виноградарство было развито только на сев. отрогах Тавра. Ок. 90% населения было сельским, по сравнению с соседними областями на западе и юге Л. была слабо урбанизирована. Кроме столицы (Икония) существовали неск. др. сравнительно крупных городов - Дервия, Листра, Ларанда, Варата (Барата); поселения Гданмаа, Перта, Посала получили статус городов (полисов) только в IV в. по Р. Х. В рим. эпоху сформировалась система основных дорог, пересекавшихся в Иконии. Одна из них шла с северо-запада на юго-восток (из Амория через Лаодикию, Иконий и Ларанду в Селевкию), другая (via Sebaste) - с юго-запада на восток (из Сиды через Мисфию, Паппу и Иконий в каппадокийскую Ираклию), третья - с севера на юг (из Анкиры через Иконий и Листру в Леонтополь).

История

Территория Л. частично входила в состав Хеттской державы. Название Ликаония впервые упоминается в книгах Ксенофонта (Xen. Anabas. 1, 2, 19; Cyrop. 6, 2, 10; нач. IV в. до Р. Х.). В составе Персидской державы Ахеменидов Л. входила, вероятно, в 3-ю сатрапию и была подчинена Фригии (Herod. Hist. III 90). Ксенофонт также называет Иконий крайним городом на вост. границе Фригии. В античности довольно бедная Л. никогда не играла значительной исторической роли. После похода Александра Македонского она вошла в состав Восточного царства Селевкидов, которые основали здесь г. Лаодикия Кекавмена. В 188 г. до Р. Х. римляне присоединили Л. к Пергамскому царству, а после его упразднения со 129 г. она была отдана во владение сыновьям царя Каппадокии Ариарата V. Еще в течение столетия Л. оставалась под управлением различных царей, зависимых от Рима. Отдельной провинцией (без северо-вост. части, отошедшей к Каппадокии) Л. была только между 102 и 74 гг. до Р. Х., позднее ее части присоединялись к соседним областям: Фригии, Галатии, Каппадокии, Писидии, Исаврии и Киликии. Большая рим. провинция Галатия была образована в 25 г. до Р. Х., и значительная часть Л. вошла в ее состав. При имп. Диоклетиане в кон. III в. по Р. Х. от Фригии была отделена пров. Писидия, куда также вошла часть Л. Наконец, ок. 370 г. (возможно, в нач. 372), при имп. Валенте, была создана отдельная провинция Л., к-рая помимо территории древней Л. включила сев. край Исаврии, запад Писидии и юж. часть Галатии, и в таком составе Л. вошла в состав Византийской империи.

В рим. эпоху в Л., как и в большинстве др. областей М. Азии, были распространены смешанные греч. культы и местные верования. Известен культ Зевса (в Иконии и Перте), Великой Матери, Мена, Ареса (в Саватре). В ранневизант. время известны легенды об основании Икония Персеем и о создании здесь людей из грязи после Девкалионова потопа. Из Икония в К-поль были перевезены многочисленные статуи, в т. ч. Зевса (на ипподром) и Персея с Андромедой (в термы Константиниана). В Иконии существовала иудейская община (Деян 14.1).

Появление христианства в Л. связано с проповедью ап. Павла, к-рый посещал города на юге области: Иконий, Листру и Дервию (Деян 14.1-22, 16.1-5). Существует предположение о том, что Послание к Галатам ап. Павла было адресовано также к соседним общинам Л. (Breytenbach. 1996; Witulski. 2000). Согласно апокрифическим «Деяниям Павла», св. Фекла происходила из Икония, а упомянутые вместе с ней Онисифор и Порфирий впосл. почитались в Иконии как мученики. Названные в Рим 16.21-22 Сосипатр и Тертий в церковной традиции считались первыми епископами Икония.

Христианство быстро распространилось в Л., как и в др. областях Зап. Анатолии, на что указывают многочисленные христианские надписи III-IV вв. из окрестностей Листры, где, по подсчетам С. Митчелла, христиане в III в. составляли треть населения, в IV в.- уже 80%. В III в. епископы св. Цельс (Кельс) Иконийский и Неон Ларандский развивали практику приглашения мирян для проповеди и поучения в храмах. В 268 г. еп. Никомас Иконийский выступал на Антиохийском Соборе против Павла Самосатского.

Во II в. известен мученик Иеракс из Икония (см. ст. Терентий, Неонилла и др.; пам. 28 окт.). При имп. Аврелиане (270-275) в Иконии был схвачен прп. Харитон Исповедник (впосл. основатель палестинского монашества). О гонении в правление имп. Диоклетиана известно из надписей в Дорле близ Листры, в Чаршамбе и Лаодикии; в окрестностях Вараты жил мон. Хрисий. Из Икония происходили святые Кирик и Иулитта. Родившийся в Васаде св. Евстохий обратил ко Христу и крестил в Листре своих родственников, всех их казнили в Анкире (см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван). Жертвами некоего правителя Икония по имени Периний называются мученики Корнут и Маркиан. Но наиболее почитаемой святой Икония была мц. Параскева, к-рая пострадала от правителя Антония или Аэтия в правление имп. Диоклетиана. Описание ее мученичества сохранилось только в слав. переводе (известно в 2 редакциях: 1-я - ВМЧ. Нояб. Стб. 1972-1979; 2-я - ГИМ. Увар. 1045 (613), XVI в., Л. 47 об.- 53; РНБ. ОЛДП. F 186, XVI в., Л. 12-13 об.).

Довольно быстро в Л. появились ереси, особенно монтанизм. Между 230 и 235 гг. в Иконии состоялся крупный малоазийский Собор, признавший недействительным крещение еретиков, т. е. монтанистов, и постановивший их перекрещивать. Монтанисты существовали в Л. еще во 2-й пол. IV в., что следует из письма свт. Василия Великого свт. Амфилохию Иконийскому (Basil. Magn. Ep. 188). Известно также о новацианах (кафары) в Л. Пограничье между Л. и Писидией, близ Лаодикии, было центром движений энкратитов, саккофориев, апотактитов и идропарастатов. В отличие от соседней Галатии в Л. не получили особого распространения общины ариан и мессалиан, во многом благодаря трудам свт. Амфилохия Иконийского, который на II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. вместе с еп. Оптимием Писидийским был поставлен наблюдать за сохранением чистоты православной веры во всем диоцезе Асия. Позднее появившееся монофизитство имело в Л. слабые позиции, в этом регионе монофизиты не имели ни одной кафедры. Имп. Феодора в 30-40-х гг. VI в. давала приют в К-поле монахам-монофизитам из Л. Церковная жизнь в Л. претерпела значительное влияние со стороны христианской культуры Каппадокии, особенно в IV-V вв. Епископ Иды Феодосий был дружен со свт. Григорием Богословом; еп. Каллистрат Исавропольский состоял в переписке со свт. Иоанном Златоустом. О ранневизант. монашестве в Л. ничего не известно.

Церковное устройство Л. отражало провинциальное деление позднеантичной эпохи по состоянию на кон. IV-V в. Еп. Петр Иконийский был единственным представителем Л. на Анкирском Соборе 314 г. На I Вселенском Соборе в 325 г. ликаонские кафедры были распределены между Писидией (Иконий, Амвлада, Васада и, возможно, Мисфия) и Исаврией (Варата, Леонтополь, Уманада, Ларанда и Илистра). В сер. IV в. большой проблемой для центральных областей М. Азии были грабительские набеги исавров. Епископские кафедры на их территории свт. Василий Великий старался подчинить Писидии, т. е. передать под управление своего друга свт. Амфилохия Иконийского. В V в. такая политика привела к упразднению полисного статуса и кафедры Леонтополя и к его подчинению ликаонскому Исаврополю (автокефальная архиепископия Леонтополя вновь упом. в источниках только в 681). На II Вселенском Соборе 381 г. присутствовали епископы Л. уже как отдельной провинции. Помимо митрополии Икония (ее представлял свт. Амфилохий) это были епископы Уманады, Саватры, Листры, Корны, Мисфии, Перты, Иды, Кан, Дервии, Посалы, Исаврополя и Амвлады. Митрополиту Л. подчинялись также епископы Вараты, Васады, Илистры, Корны, Ларанды. В V в. добавилась относившаяся прежде к Галатии Евдокиада (Гданмаа). В VI-VII вв. в числе епархий Л. появляются Псивила (Виринополь; затем входила в пров. Галатия), Пирги и Тивассада (Фиваса), но исчезают старые кафедры Дервии, Иды (обе, вероятно, из-за разорения арабами), Исаврополя и Корны. В VII в. автокефальной архиепископией становится Леонтополь, а в IX в.- Мисфия.

В 354, 359, ок. 368 и в 404-406 гг. Л. пострадала от набегов исавров, в 452 г. и в кон. VI в. в Л. из-за засухи население страдало от голода, в 542 г. свирепствовала эпидемия бубонной чумы. Для защиты Памфилии, Писидии и Л. от исавров имп. Лев I (457-474) назначил военного комита, а имп. Юстиниан I в 553 г.- дукса (единого военного командующего для Фригии, Лидии, Писидии и Л.). Тем не менее до нач. VII в. Л. и ее Церковь развивались преимущественно в мирных условиях.

Положение осложнилось в эпоху «темных веков» (VII-VIII вв.). В 626 г. через Л. на К-поль прошли персид. войска. После первых араб. вторжений (в 644 и 655), во 2-й пол. VII в. (до 669), большая часть территории Л. была включена в визант. фему (военный округ) Анатолик, меньшая (вместе с Галатией) - в фему Опсикий. Поскольку центр фемы Анатолик находился в Амории, Л. снова потеряла самостоятельность. С этого времени на более чем 200 лет Л. стала одной из приграничных областей Византии и постоянно находилась под угрозой вражеских нападений. В VIII в. араб. вторжения в Л. регулярно повторяются: в 712 г. захват Мисфии, в 723 осада Икония, в 732, 740, 770 г. взятие Лаодикии, в 793 и 805 г. взятие Фивасы. Сохранившееся по-славянски неизданное описание чуда вмц. Параскевы, возможно, связано с осадой Икония в 723 г. В нем рассказано, как захвативший город араб. полководец хотел увезти раку святой, но отдал ее в обмен на золото (его количество равнялось весу раки). История известна в 3 редакциях: 1-я - ГИМ. Увар. 166-40, XV в., Л. 268-272; РНБ. Тит. 1506 (1512), XVII в., Л. 169 об.- 174; 2-я - РНБ. ОЛДП. Q 50, XV-XVI вв., Л. 30 об.- 33 об.; 3-я - РНБ. Тит. 1769 (2166), XVIII в., Л. 146-157. Л. оказалась также вовлечена в восстание Фомы Славянина (820-823), и даже после разгрома мятежника его приверженец Хирей удерживал крепость Кавалу и разорял ее окрестности. Неизвестно, коснулись ли Л. войны визант. имп. Феофила с арабами в 837-838 гг. Араб. нападения продолжились с 878 г. (неудачные вторжение в Юж. Л. и осада Мисфии). В 888 г. эмир Тарса Язаман дошел до крепости Эль-Масканин на оз. Акгёль, а в 894 г. тарсский эмир по поручению егип. Тулунидов разорил окрестности Вараты.

После реформы фем визант. имп. Льва VI (886-912) часть Северной Л. (вокруг Евдокиады) перешла в фему Каппадокия (в турму Коммата). К нач. Х в. византийцы отодвинули фронт войны с арабами от Л. на восток и юго-восток. Так, в 900 г. взятый в плен в Киликии тарсский эмир Абу Табит был доставлен в «крепость Икония» (Кавалу?), а оттуда в К-поль. В 906-907 гг. Кавала стала пристанищем для мятежника Андроника Дуки, отряды которого осаждало царское войско. Однако Андронику удалось прорвать осаду и бежать к тарсскому эмиру, к-рый в это же время сжег Иконий. С этого времени арабы не нападали на Л. до 963 г. (кроме, возможно, похода в 931), когда эмир Тарса вновь осаждал Иконий. В целом X век стал для Л. периодом гораздо более стабильного развития; набеги арабов постепенно прекратились. В 970 г. через Л. прошли войска мятежного полководца Варды Фоки. Нек-рые разгромленные сторонники Варды Фоки были ослеплены Вардой Склиром в Тифловиварии, на границе Л. с Писидией. Варда Склир, восставший в 976 г., также действовал на территории Л., как, вероятно, и Варда Фока в 987-989 гг. После этого Л. долго оставалась вдали от больших конфликтов.

В 1-й период иконоборчества в VIII в. митрополиты Икония поддерживали ересь, но в 787 г. на VII Вселенском Соборе митр. Лев покаялся и был принят в церковное общение в сущем сане. В IX в. во Фригии и в Л. распространилась секта афинганов, которых ошибочно связывали с павликианами. Имп. Михаил I (811-813) издал закон о смертной казни за исповедание их учения, но его решение смягчил прп. Феодор Студит, по совету к-рого стратиг фемы Анатолик Лев должен был приговаривать членов секты афинганов только к конфискации имущества и ссылке. С северо-востока в Л. в это время проникали и павликиане. Во 2-й пол. Х в. мон. Елевферий из Пафлагонии основал в Морокампе (близ Листры) обитель, где нашли пристанище мессалиане и павликиане. Елевферий вынужден был оправдываться перед судом К-польского патриарха Полиевкта (956-970). Его последователей судил патриарх Алексий Студит (1025-1043).

Во 2-й пол. XI в. Византия потеряла контроль над Л.; смена правителей привела к постепенному упадку экономики в регионе. В 1069 г. Иконий взяли турки-сельджуки. После победы над византийцами при Манцикерте в 1071 г. они регулярно опустошали Центр. Анатолию, включая Л. В 1073 г. Л. на краткое время занял мятежный Руссель де Байоль. Вероятно, в 1084 г. Иконий и Кавалу занял султан Сулейман. Вслед за этим визант. войска из фемы Каппадокия были отозваны на запад для борьбы с норманнами, территория Л. осталась без защиты и была захвачена сельджуками. За последующие десятилетия в результате джихада мусульман Церковь в регионе сильно пострадала. Мн. епископы были изгнаны из своих городов, что привело к упразднению большинства епархий в XII в. Даже митрополит Икония не имел возможности посещать свою кафедру. В 1097 г. через Иконий прошло войско рыцарей 1-го крестового похода; в 1101 г.- франц. войско Гийома Неверского и затем войска Гийома Аквитанского и Вельфа Баварского. Однако Иконий остался во власти тюрок. Визант. имп. Алексей I Комнин и его преемник Иоанн II в 1-й пол. XII в. пытались отвоевать Л. и посылали свои отряды в окрестности Икония, но успеха в военных действиях не добились. С этого времени Иконий стал столицей сельджукского султаната и начался довольно быстрый процесс тюркизации населения Л. Уже имп. Иоанну II в 30-х гг. XII в. пришлось покорять местных правосл. ромеев, ставших подданными султана, проживавших на островах оз. Пусгуса. В 1146 г. визант. имп. Мануил I дошел с войском до Кавалы, однако отказался от осады Икония из-за вестей о появлении рыцарей 2-го крестового похода на зап. границе Византии. При этом войско Мануила понесло потери на обратном пути в бою возле ущелья Циврилицимани. В 1159 г. имп. Мануил возвращался из Киликии через Ларанду и Л., однако не вступал в конфликт с тюрками. Еще один поход на Иконий Мануил предпринял в 1176 г., однако он окончился разгромным поражением императора при Мириокефале. В 1190 г. Иконий пытались взять штурмом участники 3-го крестового похода во главе с Фридрихом Барбароссой. В 1211-1216 гг. юж. часть Л. находилась под властью царя Киликийской Армении Левона II, после чего вновь подчинилась сельджукам.

На 1-ю пол. XIII в. приходится период экономического и культурного расцвета сельджукской Коньи и ее окрестностей, к-рый на нек-рое время был прерван из-за монг. нашествия в сер. XIII в. Правители сельджукской державы терпимо относились к своим подданным-христианам, положение Церкви в сер. XII - XIII в. несколько улучшилось. Визант. имп. Мануил I Комнин договорился с султаном Кылыч-Арсланом II о возвращении в Л. мн. изгнанных ранее клириков. В сельджукской Конье (Иконии) христиане занимали важные должности и имели престижные профессии (врачи, архитекторы), им позволено было строить новые и восстанавливать старые храмы. Так, на рубеже XII и XIII вв. близ Икония была построена ц. св. Георгия, а в пригороде Силле в 1288/89 г. основан мон-рь, который в различных источниках упоминается то как св. Платона, то как св. Харитона или Пресв. Богородицы Спилеотиссы. При этом датировка строительной надписи, исследованной в развалинах мон-ря, дана по правлению как сельджукского султана Масуда II, так и византийского имп. Андроника II Палеолога (1282-1328) и патриарха Григория II К-польского (1283-1289). Этот же мон-рь находился под покровительством мусульм. суфийского ордена Мевлеви, основанного Джелал ад-Дином Руми.

Ситуация для христиан начала ухудшаться в XIV в. Митрополит Икония снова с трудом мог занять свою кафедру, так что в 1327 и 1365 гг. решениями к-польского Синода управление Иконием передавалось митрополиту Кесарии Каппадокийской. В 1369 г. епископия Мисфии упраздняется и ее территория передается в Писидию. В 1370 г. мон. Павел Тагарий провозгласил себя митрополитом Икония и стал рукополагать священников. В 1380 г. за прежние проступки был низложен митр. Маркелл. Его преемник, назначенный в 1382 г., был низложен уже через 3 года, он переселился в Атталию (Анталью) и был там митрополитом. Некоторая стабилизация наступила лишь в эпоху Османской империи (XV - нач. XX в.): митрополия Икония существовала до 1923 г.

Памятники архитектуры

В Л. рим. городские укрепления сохранились только в Исаврополе (Леонтополе) и, возможно, в Иконии, известны экседра в Варате (ныне Маденшехир), а также ряд ранневизант. крепостей (крупнейшая - Кавала) в др. частях.

Ранневизант. церковная архитектура Л. представлена лишь небольшим количеством сохранных памятников. В Иконии существовала большая базилика, возможно, храм Св. Софии или ц. св. Иоанна Крестителя, упоминаемые в Житии свт. Амфилохия. Кроме того, до нач. ХХ в. существовал храм Преображения на крепостном холме. Фундаменты и опоры базилики были использованы в сельджукских постройках. Можно говорить об общем для Л. архитектурном стиле, т. к. по своей форме эти опоры (низкие двойные колонны, похожие в сечении на прямоугольник со скругленными углами или точнее на поперечные столбы с полуколоннами на торцах) очень близки к форме опор базилик в Яниктепе, Варате и ее окрестностях. В этом районе сохранилось большое количество визант. храмов, из-за которых Варата в тур. эпоху получила название Бинбир-килисе (Тысяча и одна церковь). Рим. и ранневизант. города с крепостью находились в долине. Особенно выделяется кафедральная базилика № 1 (кон. IV в.; здесь и далее нумерация по Г. Белл), с хорами, декоративной кладкой из разноцветного камня и фресками (2 слоя; 2-й - с фигурами святых в арках между колоннами). В VI-VII вв. помимо зальных храмов строились каменные сводчатые базилики на столбах с полуколоннами, без пастофориев, с круглой (№ 1, 5, 6, 7, 12) или реже граненой (№ 3) апсидой (короткие - только № 15 и 16), а также центрические храмы: триконхи (№ 9), октагоны, двойные (№ 10) и с рукавами креста (№ 8; этому храму подобен мартирий в Нисе, известный по описанию свт. Григория Нисского) и крестообразные (№ 11, 12, 28), иногда в качестве придельных (№ 21).

Скальная церковь в Килистре. VIII в.
Скальная церковь в Килистре. VIII в.

Скальная церковь в Килистре. VIII в.

Др. важным центром строительства был Леонтополь, где были возведены 3-нефная базилика и октагон с внутренней ротондой из колонн. Т-образные храмы известны в большом монастырском комплексе в Куршунджу, в районе Алисумасыдаг (храм «Хаят») и в Бейэтьёкёю (зап. часть трансформирована в базилику, подобную Бинбир-килисе). Ранневизант. церкви известны также в Амвладе (2), Васаде, Иде, Исаврополе, Кодилиссосе, Листре, Мисфии, Посале (гробница некоего мч. Павла), Салараме, Фивасе, на Эленгирифдаге и, возможно, в Корне. Ранневизант. архитектурные фрагменты и надписи встречаются в Дервии, Гданмаа, Илистре, Канах, Ларанде, Перте и Пиргах.

Ранневизант. церковная архитектура Л. похожа на зодчество вост. части М. Азии, прежде всего соседней Каппадокии, особенно в технике кладки из крупных, хорошо отесанных квадров. Однако заметны и различия: храмы чаще всего строились снаружи с полукруглой апсидой, нартексом, на фасадах редко возводили пилястры. С архитектурой Юго-Вост. М. Азии и Сев. Сирии архитектуру храмов Л. роднит 3-частное устройство нартекса, часто с 2 башнями и приделом внутри. Храмы украшены резьбой, напоминающей памятники соседней Исаврии, но декор более простой и сухой.

Остается неясной датировка строительства храма в Иврале (ныне Ешильдере), превращенного в мечеть в 1649 г. Этот храм представляет собой купольную церковь типа «вписанного креста» на столбах, с изолированными пастофориями. Храм перестраивался в поздневизант. эпоху, что заметно по глухому куполу, коробовым сводам, замене малых подпружных арок архитравами, пазам для алтарной преграды на вост. столбах и новому кресту над вост. окном. Остатки средневизант. фресок указывают на то, что оригинальная постройка возникла не позже IX-XI вв. (Belke. 1984. S. 175; Idem. 1995. Sp. 833-834). Однако декор окон-бифориев и не выраженная снаружи апсида скорее свидетельствуют о возникновении храма в ранневизантийскую эпоху под влиянием архитектуры Исаврийско-Киликийского региона, что не удивительно, учитывая первоначальную принадлежность этой местности к Исаврии. Положение юж. окна подтверждает, что изначально храм соответствовал типу «вписанного креста», что является редкостью для зодчества ранневизант. М. Азии (ср. церковь 2-й пол. VI - 1-й пол. VII в. в каппадокийском Антигусе, ныне Ешильюрт).

Церковь в Маденшехире. Кон. VIII в.
Церковь в Маденшехире. Кон. VIII в.

Церковь в Маденшехире. Кон. VIII в.

К VII-VIII вв. может быть отнесен комплекс построек в горном Дегле, куда переселились жители Вараты, скрываясь от арабов. Так, местная базилика № 33 датируется по надписи кон. VIII в. Важно отметить, что здесь сохранился строительный континуитет с ранневизант. архитектурой, к-рый проявляется как в планах базилик и в формах опор, так и в рельефном декоре (желобчатые бровки с кружком или полукружком на концах, встречающиеся уже в рим. экседре в Маденшехире). В Дегле и его окрестностях строились как зальные храмы (№ 36, 46) и базилики, длинные (№ 31-33) и короткие (№ 42 и на соседней горе Маден), так и крестообразные храмы (№ 37, 44 и в соседнем Махалаче). Новшеством стало появление у базилик хор над боковыми нефами и пристроенных по бокам пастофориев.

Здание Е в комплексе № 39/43, высокий купол к-рого опирался на 4 квадратных столба, возможно, относится к средневизант. времени, когда были отреставрированы некоторые храмы в Маденшехире (напр., № 1). В эту эпоху в регионе складывается т. н. ликаонийская архитектурная школа. К ее произведениям относится крестово-купольный храм типа «вписанного креста» № 35 в Маденшехире, а также аналогичные ему по плану церкви на соседней горе Чет, в Фисандоне (ныне Дерекёй) и Ала-килисе близ древней Килистры. У этих храмов каменная кладка без использования плинфы, боковые апсиды снаружи не выражены, в интерьере строились квадратные столбы (вместо колонн) и крестовые своды угловых ячеек. Разделка фасадов производилась с помощью глухих арок (со стеной над ними, как в храме в порту в Сиде), к-рые обычно совпадают с внутренними ячейками (кроме храма № 35 в Дегле, где зап. и центральные прясла на боковых фасадах разделены 2 глухими арками, что напоминает скорее Чанлы-килисе в Каппадокии). Также фасады в верхней части украшались сложнопрофилированными узкими нишами (на боковых фасадах они поставлены в ряд) над внешним карнизом, а также розетками. Фасадная резьба этих храмов следует традициям предшествующего времени (напр., форма бровок). Среди построек ликаонийской школы наиболее сложен храм в Фисандоне, имеющий нартекс (подобный есть в Ала-килисе), усложненную резьбу (полуколонки между узкими нишами, как в каппадокийской Чанлы-килисе, и резную люнету на фасаде, как в каппадокийском Ягдебаше), пирамидальное расположение троек боковых окон и, вероятно, тыквообразный купол. Храм в Ала-килисе был украшен фресками: сохранились изображения красных крестов и кругов на белом фоне. Аналогичная полихромия на фасаде достигалась за счет раскраски розеток охрой (как на Карагедик-килисеси в каппадокийской Белисырме). В стенах «читается» неск. рядов деревянных связей, крыша была покрыта черепицей (керамидами и калиптерами). К храму пристроен парекклисион, вероятно предназначавшийся для погребений, еще один придел был устроен по старой местной традиции в нартексе. Видимо, ликаонийская школа оказала влияние на архитектуру храмов средневизантийского Кипра на п-ове Карпасия (храмы св. Филона, св. Михаила в Ялусе и св. Синесия), где встречается аналогичная разделка фасадов.

К другому направлению архитектуры принадлежал ныне полностью разрушенный храм свт. Амфилохия на крепостном холме Икония, известный только по описанию, плану и фотографиям Белл. В нач. ХХ в. это был храм типа «вписанного креста» без восточных опор, с выраженной снаружи центральной апсидой и невыраженной южной. Однако характер кладки восточного фасада храма и несоответствие внешней и внутренней форм апсиды указывают на то, что его вост. и сев.-вост. части были перестроены в поствизантийское время. Высокий барабан с 2 ярусами сложнопрофилированных нишек связан с декорацией ликаонийской школы. Однако оригинальный южный фасад демонстрирует подобие кладки типа «клуазоне» и кирпичную декорацию над окном-бифорием, вписанным в сложнопрофилированную глухую арку (он не является позднейшей вставкой вопреки мнению Belke. 1984. S. 178), что напоминает декорацию Чанлы-килисе в Каппадокии (но не поздневизант. храма в Силле). Храм св. Евстафия в Мераме близ Коньи, так же как и ц. свт. Амфилохия, был перестроен в поздневизант. эпоху, но возник гораздо раньше; ныне он также разрушен. По фотографиям можно оценить напоминающие по стилю декорации храма свт. Амфилохия окно, глухие арки и средневизант. плиту алтарной преграды (похожая на плиту из Саватры, где, очевидно, был храм того же времени), а также ранневизант. сполии в нижней части фасадов. Наиболее вероятным временем для монументального церковного строительства в Л. представляется период спокойствия между 60-ми гг. X и 60-ми гг. XI в.

В средневизант. Л. в отличие от соседней Каппадокии пещерные храмы строились очень редко, вероятно, из-за меньшего числа туфовых ландшафтов. Среди пещерных построек следует отметить большой комплекс на окраине Килистры (ныне Гёкъюрт), в который входят: маленький крестообразный храм (снаружи ему придан облик наземной постройки с куполом и кровлей, подобно храму «Хамам» во фригийском Аязине и 3 храмам в каппадокийском Соганлы (Куббели-килисе, Саклы-килисе и вмц. Варвары)); комплекс близ Силле с 2 храмами типа «вписанного креста»: храм в монастыре Пресв. Богородицы Спилеотиссы (Акманастыр) и т. н. кириакон (храм с нартексом, напоминающий аналогичные храмы Каппадокии). К ранневизантийскому времени может относиться только посвященный Пресв. Богородице пещерный купольный триконх в Ыланмуше на границе Л. с Писидией.

Последняя фаза монументального церковного строительства в Л. связана с благоприятной для христиан эпохой истории Иконийского султаната (XII-XIII вв.). Вероятно, именно в это время в пригороде Коньи Силле на месте ранневизант. базилики был построен храм св. Михаила типа «вписанного креста» на мощных прямоугольных столбах с одной апсидой. Сохранившаяся оригинальная керамопластическая декорация купола указывает на связь строителей с элладской школой, что, возможно, объясняется переселением в Силле наемников-цаконцев с Пелопоннеса. Храм был вновь перестроен в XVIII-XIX вв.: увеличена высота сводов, надставлены угловые ячейки, заложены окна-трифории в пастофориях. Возможно, также в поздневизант. время перестраивались по единому плану храмы свт. Амфилохия в Конье и св. Евстафия в Мераме (с грубой керамопластической декорацией окна-бифория на юж. фасаде).

Лит.: Ramsay W., Bell G. The Thousand and One Churches. L., 1909; Pauly, Wissowa. Bd. 13. Sp. 2253-2265; Kleine Pauly. Bd. 3. Sp. 807-808; Eyice S. Kardağ ve Karaman. Istanbul, 1971; Belke K. Galatien und Lykaonien. W., 1984. (TIB; 4); idem. Lykaonien // RBK. 1995. Bd. 5. Sp. 814-856; Mitchell S. Anatolia. Oxf., 1993. Vol. 1/2; Breytenbach C. Paulus und Barnabas in der Provinz Galatien. Leiden, 1996; Witulski Th. Die Adressaten des Galaterbriefes. Gött., 2000; Behrwald R. Lykaonien (Galatien) // RAC. Bd. 23. 2010. Sp. 763-798.
А. Ю. Виноградов
Ключевые слова:
Епархии Константинопольской Православной Церкви Страноведение. Турция Древний Рим, античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме Ликаония, историческая область и позднеримская провинция в Центральной Анатолии; древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви с центром в Иконии
См.также:
АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
АМИС город на юж. побережье Чёрного моря, возник в VII в.
АНКИРА (Ангора, совр. Анкара), г. в центр. части Анатолийского плоскогорья (совр. Турция)
АПАМЕЯ Вифинская, древний город в Вифинии
ВИЗИЯ (совр. Визе, Турция), г. во Фракии
ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви
ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви
ЛИКИЯ древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви