[Константин Неаполитанский; греч. Κωνσταντῖνος ὁ Ρῶσος] († 1742), cщмч. (пам. греч. 26 дек. и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице)), свящ. О происхождении К. Р. нет точных сведений. Архим. Леонид (Кавелин) предположил, что фамилия Неаполитанский указывает на его происхождение из Новгорода (Леонид (Кавелин). 1869. С. 24). Известно, что он некоторое время жил в Гродно, в 1730 г. переехал в Вильно, а оттуда с архим. Амвросием (Юшкевичем; впосл. архиепископ Новгородский и Великолуцкий) отправился в Киев. Там он принял монашеский постриг от Киевского и Галицкого архиеп. Рафаила (Заборовского; с 1743 в сане митрополита) и был принят в Киево-Печерский мон-рь. В 1733 г., после ходатайства рус. посланника в К-поле И. И. Неплюева прислать в посольскую церковь вдового священника, К. Р. был отправлен в К-поль. Там К. Р. настолько хорошо изучил греч. язык, что взялся за перевод на рус. язык «Катехизиса» Хрисанфа, патриарха Иерусалимского. Во время русско-тур. войны (1735-1739) Неплюев покинул К-поль, а К. Р. сначала решил уехать с ним, но потом отправился на Афон, где неск. лет прожил в Великой Лавре, а также совершил паломничество на Св. землю. На Афоне К. Р. сдружился с ученым митр. Артским и Навпактским Неофитом (Мавроматисом). После заключения мирного договора К. Р. вернулся в К-поль и при новом посланнике А. А. Вешнякове продолжил исполнение священнических обязанностей в посольской церкви. В кон. 1741 г. он передал вместе с отправлявшимся в С.-Петербург мон. Феофаном письмо Новгородскому и Великолуцкому архиеп. Амвросию (Юшкевичу) с просьбой ходатайствовать о его возвращении в Россию. 9 июня 1742 г. К. Р. получил разрешение Святейшего Синода вернуться в Киев. Однако он по неизвестным причинам вступил в конфликт с посланником, и они отправили в Россию доносы друг на друга. 8 авг. 1742 г. К. Р. то ли в порыве гнева, то ли опасаясь наказания от церковноначалия отрекся перед султаном от Христа, за что был удостоен почестей и наград. Но вскоре он горько раскаялся в содеянном. Желая мученической смертью искупить вероотступничество, он снял мусульм. одежды, облачился в рясу и вновь исповедал христ. веру в присутствии султана. Тотчас же стража отрубила ему голову у входа в султанский дворец. В письме Вешнякова митр. Рафаилу казнь К. Р. датируется 6 окт. 1742 г., тогда как в греч. Житии в составе «Нового Мартирология» прп. Никодима Святогорца - 26 дек. 1743 г.
Греч. Мученичество К. Р. было составлено между 1745 и 1753 гг. лично знавшим его иером. Ионой Кавсокаливитом, к-рый тем не менее называет этого святого Констанцием. Эта ошибка повторена в ряде новогреч. Синаксарей (напр.: Μακάριος, Νικόδημος ῾Αγιορείτης, Νικήφορος, ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. 1996. Σ. 194). При написании «Нового Мартирология» прп. Никодим Святогорец основывал свой рассказ о К. Р. на Мученичестве, составленном Ионой Кавсокаливитом. Служба в честь этого святого написана мон. Герасимом Микраяннанитом.