(Родий) [греч. Κωνσταντῖνος ὁ ῾Ρόδιος] (между 870 и 880, Линдос, о-в Родос - после 944), визант. поэт. Биография К. Р. известна фрагментарно. Предположительно он учился в К-поле в школе при Новой Церкви. Согласно Хронике Симеона Логофета (Symeonis Magistri et Logothetae Chronicon / Ed. S. Wahlgren. B.; N. Y., 2006. Vol. 1. P. 292-293. (CFHB; 44)), в 908 г. некий «Родосец» исполнял функции секретаря при евнухе Самоне, имевшем большое влияние при дворе имп. Льва VI Мудрого, и составил памфлет против др. фаворита императора, по имени Константин. Согласно «Продолжателю» Феофана, некий «Константин Родосец», будучи «императорским клириком» (βασιλικὸς κληρικός), участвовал в 927 г. в мирных переговорах с болгарами (Theoph. Contin. 1838. P. 413), однако с достоверностью отождествить эти фигуры с К. Р. невозможно (Каждан. 2012. С. 173). О придворной карьере К. Р. можно судить исходя из его сочинений: ему принадлежит едкая стихотворная сатира против магистра Льва Хиросфакта (Anecdota Graeca. 1850. P. 624-625) и ямбическая пикировка с евнухом Феодором Пафлагоном (Ibid. P. 625-632). А. Камерон идентифицировал К. Р. как заказчика, одного из переписчиков (т. н. рука J) и корректора Палатинской антологии, важнейшего собрания классицизирующих позднеантичных и визант. эпиграмм, созданного вскоре после 944 г. (Cameron. 1993. P. 304-307; аргументы против этой гипотезы: D'Ambrosi. 2011). Самому К. Р. принадлежат 3 эпиграммы из Парижской части рукописи Палатинской антологии (Paris. Suppl. 384. Fol. 27): XV 15 и XV 16 - посвятительные эпиграммы, созданные по случаю принесения К. Р. в дар храму Пресв. Богородицы в Линдосе распятия, XV 17 - возможно, предназначалась для мозаики с изображением Пресв. Богородицы в этом же храме (Cameron. 1993. P. 300-303).
Центральное сочинение К. Р.- поэтическое описание К-поля и ц. св. Апостолов; оно является важным источником по истории визант. архитектуры и монументального искусства. Поэма из 981 ямба дошла в единственной рукописи XV в.- Ath. Laur. Λ 170 (Fol. 139v - 147v). Время создания поэмы является предметом научной полемики (предлагаются датировки от 913 до 944), наиболее убедительные гипотезы предполагают существование нескольких редакций текста, созданных в разное время (Constantine of Rhodes. 2012. P. 132-137). Многочисленные повторы, наличие нескольких вступлений, а также противоречивость текста (напр., невыполненное обещание описать храм Св. Софии в l. 268-272) обнаруживают попытку (не всегда успешную) соединения 2 или более самостоятельных произведений (о памятниках К-поля, о ц. св. Апостолов, а также, возможно, о ц. Св. Софии) в один текст, к-рый имеет следующую структуру: посвящение имп. Константину VII Багрянородному с именем автора в акростихе (l. 1-18); описание 7 чудес К-поля (конная статуя Юстиниана на Августеоне, порфировая колонна Константина I Великого и здание сената на форуме Константина, статуя с крестом на Филадельфионе, Анемодулий, статуя Феодосия на форуме Быка и колонна Аркадия на Ксиролофе; l. 19-254); риторический переход к описанию храмов (l. 255-284); 2-е обращение к Константину VII (l. 285-320); вступление к рассказу о храме св. Апостолов (l. 321-422); стихотворный подзаголовок (l. 423-424); изложение истории постройки, описание архитектуры и декорации храма св. Апостолов (l. 425-981). По мнению П. Шпека, объединение частей произведения произошло после смерти К. Р. (Speck. 1991. S. 256). Согласно М. Лаукстерманну (Lauxtermann. 2013. P. 300), ранняя редакция поэмы о храме св. Апостолов вместе с энкомием императору была представлена юному Константину VII в 913-919 гг. Между 931 и 944 гг. К. Р. начал работу над объединенной редакцией, но не завершил ее, что привело к появлению неразрешимых противоречий в тексте. Возможно, к числу несохранившихся произведений К. Р., входивших в то же досье, относилось также сочинение о 7 чудесах света, к-рое наряду с поэмой о памятниках К-поля использовал на рубеже XI и XII вв. историк Георгий Кедрин (Berger. 2004).