(14.01.771 - 797 / после 802), визант. имп. (соправитель отца, имп. Льва IV, с 14 апр. 776, под регентством матери имп. Ирины с 9 сент. 780, единоличный правитель дек. 790 - авг. 797).
Практически все имеющиеся данные о К. сообщает «Хронография» прп. Феофана Исповедника, в которой сочетаются благожелательные и неприязненные по отношению к нему сведения. Первые, по-видимому, отражают приверженность группы визант. знати к Исаврийской династии, а 2-е - с одной стороны, недовольство нерешительностью К. при отстранении имп. Ирины от власти, и с другой - враждебность к династии.
Венчание К. на царство имп. Львом IV явилось нарушением порядка престолонаследия, утвержденного имп. Константином V в 769 г., поскольку т. о. младшие единокровные братья Льва были исключены из числа претендентов на трон. Поэтому имп. Лев потребовал от высших сановников принести специальную присягу на верность К. Тем не менее дядья К. Христофор, Никифор и Никита представляли постоянную политическую опасность на протяжении всего царствования К. В 780 г. состоялась помолвка К. с дочерью Карла Великого Ротрудой, однако, несмотря на интенсивные переговоры о браке, в 787 г. помолвка была разорвана по инициативе Карла. В 788 г. имп. Ирина женила К. на Марии из Амнии, внучке св. Филарета Милостивого, будто бы выбранной в результате «царских смотрин» (Rydén L. The Life of St Philaretos the Merciful Written by His Grandson Niketas. Uppsala, 2002. P. 82-92). У К. родились дочери Евфросиния (впосл. 2-я жена имп. Михаила II) и Ирина. В 795 г. К. развелся с Марией, отправив ее в мон-рь (у Феофана в рассказе о постриге Марии употреблены глаголы «заставил» и «убедил» (Theoph. Chron. P. 469)), и женился на Феодоте, кувикуларии (фрейлине) имп. Ирины, от которой имел сына Льва (род. в окт. 796), умершего во младенчестве, и еще одного ребенка, к-рого имп. Никифор I впосл. лишил наследства (Theod. Stud. Ep. 31).
(о периоде регентства Ирины см. ст. Ирина, визант. имп.). В нач. 790 г. имп. Ирина предотвратила заговор в пользу К., но в том же году фемные войска принудили ее к отречению и К. стал править единолично. Походы К. против болгар и арабов в 791-792 гг. окончились безрезультатно. В 792 г. император примирился с матерью, что вызвало недовольство фем (особенно фемы Армениак), жестоко подавленное императором. Столкновения в М. Азии продолжались до 793 г. и, вероятно, повлияли на боеспособность визант. армии, которая в 792 г. потерпела тяжелое поражение от болгар при Маркеллах, в значительной степени из-за просчетов К. как полководца. Ему пришлось заключить мир на условиях выплаты дани. В авг. 792 г. был раскрыт заговор в пользу сыновей Константина V, Никифор был ослеплен, а остальным заговорщикам отрезали языки. Развод с Марией и новый брак К. вызвали протест дальних родственников Феодоты - игумена Саккудийского мон-ря прп. Платона и его племянника прп. Феодора (впосл. Феодор Студит). Они разорвали общение со свт. Тарасием, патриархом К-польским, к-рый позволил игум. Кафарского мон-ря Иосифу обвенчать К. с Феодотой (т. н. михианская схизма). Игнатий Диакон рассказывает о порочности К. и о его «упорстве во грехе» (Ignatii Diaconi Vita Tarasii archiepiscopi Constantinopolitani / Ed. I. A. Heikel // Acta Societatis Scientiarum Fennicae. Helsinki, 1889. Vol. 17. P. 412 [BHG, N 1698]), а более поздние источники - о том, что К. угрожал свт. Тарасию восстановить иконоборчество (Narratio de Tarasio et Nicephoro // PG. 99. Col. 1852) и даже идолопоклонство (Cedrenus G. Сomp. hist. Vol. 2. P. 26), однако все это сообщалось скорее всего с целью оправдать поведение патриарха во время «михианской схизмы». Часть недовольных заключенным браком была заточена в тюрьму, часть - сослана в Фессалонику. В 796 г. болг. хан Кардам потребовал выплатить дань, в ответ на что К. отправил ему конский навоз в платке. Император выступил с войском во Фракию, но хан не принял бой. В июле 797 г., когда К. вернулся из безуспешного похода против арабов, некие солдаты из тагм (столичных гвардейских частей) попытались его схватить. Тогда он переправился в М. Азию, чтобы собрать фемные войска. Имп. Ирина, по утверждению Феофана, была очень напугана намерениями К. и думала послать к нему епископов, чтобы получить гарантии неприкосновенности, а затем удалиться от дел. Однако среди сопровождающих императора были верные ей люди, и она дала им знать, что выдаст их, если те не доставят К. в столицу. 5 авг. его переправили в К-поль и заточили во дворце. Там К. ослепили в той самой палате Порфира, где он появился на свет.
Смерть К. датируется по-разному. Из рассказа Феофана Исповедника можно понять, что император умер вскоре после ослепления (Theoph. Chron. P. 472, 16-18). Однако согласно др. источникам, он дожил до правления имп. Никифора I (802-811). Хроника Симеона Логофета (кон. X в.) утверждает, что после свержения К. жил в странноприимном доме Исидора (позднее мон-рь Покаяния, греч. τῆς Μετανοίας - Sym. Log. Chron. 2006. P. 230, 304-305), а когда к власти пришел Никифор I, показал ему, где во дворце спрятаны сокровища (Ibid. P. 205, 23-25). Последнее сообщение следует считать одной из легенд на тему алчности Никифора. Прп. Феодор Студит (Theod. Stud. Ep. 31) говорил, что имп. Никифор вернул тело К. его законной супруге. Впосл. саркофаг К. из вифинского мрамора находился в мон-ре Ливадия, т. н. мон-ре «Госпожи Евфросинии» (по имени дочери К. имп. Евфросинии), рядом с могилами Марии Амнийской и их с К. дочерей.