Александр Никанорович (1823-1916), прот., настоятель тульского кафедрального собора, церковный и общественный деятель, автор работ по церковному пению. Род. в семье тульского священника. В 1848 г. окончил МДА со степенью магистра богословия и был определен преподавателем нравственного богословия в Тульскую ДС, в 1851 г. рукоположен во иерея к тульской Троицкой ц. С 1858 г. преподавал в миссионерском классе ДС, с 1861 г. вел уроки евр. языка. В 1868-1896 гг. состоял законоучителем городских муж. и жен. гимназий, был членом губ. училищного совета, членом и председателем совета епархиального уч-ща. С 1878 г. до выхода за штат в 1914 г. кафедральный протоиерей. Был награжден правом ношения митры.
И. вел активную общественную деятельность. С 1861 г. он был членом редакции «Тульских епархиальных ведомостей», а с 1867 г.- их редактором. Он являлся председателем совета братства св. Иоанна Предтечи и членом Тульского историко-археологического товарищества (с 1898), губ. статистического совета, епархиального училищного совета, а также членом комитета по строительству в Туле единоверческой церкви (с 1901). Был награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. Владимира 3-й и 4-й степени.
Особый интерес И. проявлял к церковному пению. После знакомства с прот. Димитрием Разумовским И. стал заниматься исследованием древних певч. рукописей Тульского епархиального древлехранилища. В ст. «Греческий нотный (крюковой) обиход: (Рукопись XVII в.)» (Тульские ЕВ. 1889. № 4) И. дал текстологическое описание рукописи, пытался анализировать нотацию.
В работе «Попытки к восстановлению древнецерковного пения» (Там же. 1884. № 10-18, 23; переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 371-409) И. поставил проблему вытеснения древних напевов т. н. обычным напевом и итал. пением. И. представил широкий обзор мнений о церковном пении в «Епархиальных ведомостях» Полтавы, Киева, Оренбурга, Тамбова, Харькова в связи с изданием в Москве ОЛЦП «Круга обычных песнопений Московской епархии», в публикации к-рого И. видел одну из главных мер «к восстановлению так явно упадающего церковного пения». В качестве др. меры И. называл обязательное преподавание церковного пения в сельских школах и улучшение преподавания этого предмета в духовных учебных заведениях, высказывая в связи с этим свои соображения о новой программе С. И. Миропольского. Третьей мерой, по мысли И., является «строго-церковная» гармонизация древних распевов: мелодия должна постоянно дублироваться в верхнюю терцию, с возможным добавлением гармонического баса как основы трезвучий, а гармония должна соответствовать обиходному ладу (к-рый может быть расширен на 2 тетрахорда, сверху и снизу) и при этом опираться только на мажорные трезвучия (от ре, соль, до и фа) и их обращения; уменьшенные трезвучия допускаются только в качестве проходящих. Примеры подобной гармонизации И. не приводит. Концепция И., ограничивающая круг гармонических средств, отражает поиски «строгого стиля» церковной музыки, характерные для 60-80-х гг. XIX в. Все сформулированные И. музыкально-теоретические положения Ю. К. Арнольд подверг резкой критике в кн. «Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу» (М., 1886. С. 33-34).