И́бервег [Юбервег; нем. Ueberweg, Überweg] Фридрих (22.01.1826 Лайхлинген, близ Золингена - 9.06. 1871, Кёнигсберг, ныне Калининград), нем. историк философии.
Род. в семье лютеран. пастора. В 1845 г. изучал филологию в ун-те Гёттингена, где посещал также занятия по философии, с 1846 по 1850 г. учился в ун-те Берлина. Особое впечатление произвели на него лекции Ф. Э. Бенеке по психологии, благодаря к-рым у И. пробудился интерес к сенсуализму. В одной из своих ранних работ «Развитие сознания с помощью учителя и воспитателя» (1853) И. изложил теоретические воззрения Бенеке и попытался обосновать их практическую значимость. Также в Берлине под влиянием Ф. А. Тренделенбурга И. обратился к изучению аристотелевской логики. После защиты диссертации и получения степени д-ра философии в Галле (1850 г.) преподавал в гимназиях Дрездена, Дуйсбурга и Эльберфельда. С 1852 г. был приват-доцентом в ун-те г. Бонна, преподавал на кафедре философии одновременно с неокантианцем Ф. А. Ланге. В это время И. создал труд «Система логики и история логических учений» (1857), написанный под влиянием идей Тренделенбурга. Осенью 1862 г. И. стал экстраординарным профессором философии в Кёнигсбергском ун-те, в 1868 г. получил место ординарного профессора. Умер от туберкулеза.
Результатом деятельности И. в Кёнигсберге является выдающийся для своего времени труд «Очерки по истории философии» (1862-1866) в 3 томах (начиная с 1928 издавался в 2 книгах). В 1-м томе была представлена античная философия, во 2-м - патристическая и схоластическая философия, в 3-м - философия Нового времени. Снабженный подробными примечаниями и ценными библиографическими сведениями, этот труд в течение длительного времени выполнял роль справочного руководства; в дополнении новой литературой при его переиздании принимали участие М. Гейнце и др. В наст. время в Германии под нарицательным именем И. издается многотомная серия учебников по истории философии.
Как самостоятельный мыслитель И. известен благодаря учению о познании, к-рое он называет идеал-реализмом. И. стремился занять промежуточную позицию между субъективно-формальной гносеологией И. Канта, к-рая (как это представлялось И.) игнорировала связь между формами мышления и формами бытия и метафизической логикой Г. В. Ф. Гегеля, отождествляющей эти формы. Следуя представлениям Тренделенбурга, И. рассматривал мышление как субъективно-идеальное отражение объективно-реального бытия. Убежденность в объективной реальности пространства привела И. к идее пространственности внутреннего восприятия: если мир явлений обладает 3 пространственными измерениями, то и носитель представлений об этом мире, т. н. «сенсориум», с необходимостью должен быть трехмерным.
К религиозно-церковной проблематике И. обращается в работе «О свободных общинах и личности Бога, открытое письмо Улиху в связи с его докладом в Бонне 8 августа 1860 г.», опубликованной под псевдонимом Филалетес. И. задавался вопросом, имеет ли право просвещенный, отошедший от «наивной религиозности» человек заявить об этом открыто и оставить Церковь, или же он должен ради идейного содержания религии и ради любви к менее просвещенным членам общества терпеливо оставаться внутри церковной ограды. Отвергая компромисс философского истолкования религии в духе Гегеля, И. выступал за реформирование Церкви и создание новых общин. «Церковь будущего», по мысли И., должна сформировать новые, соответствующие просвещенному сознанию прогрессивной эпохи догматы и отвергнуть все «мистически-темное».